Официальный блог

Зачем корпоративная культура бизнесу и как ее развивать? Опыт «Аббишных» людей

Вчера, в Международный день дружбы, мы взяли интервью у Ольги Бронниковой – руководителя службы корпоративных коммуникаций компании ABBYY.

Что такое корпоративная культура? Зачем она нужна и в чем ее ценность для компании?

Под корпоративной культурой понимают весь набор явных и неявных правил, стандартов поведения, существующих в организации. Речь о том, «как здесь принято» относиться к людям, к работе, к свободному времени, к деньгам, к риску – тем вещам, которые неминуемо реализуются в поведении представителя компании. Исходно корпоративная культура – это всегда отражение базовых ценностных установок основателей компании и ее нынешних лидеров.

Поэтому какая-то корпоративная культура всегда существует, она формируется естественным образом еще когда компания небольшая. А дальше на нее можно влиять, развивая и поддерживая те ее черты, которые особенно нужны и важны для роста бизнеса.

Важно, чтобы корпоративная культура была здоровой, а это означает не только приятный коллектив и комфортные условия, а в первую очередь соответствовала бизнес-целям. В здоровой корпоративной среде сотрудники болеют за общее дело и хорошо понимают свою роль в достижении общих задач, им интересно совершенствовать свою работу и процессы вокруг себя. Как следствие, им комфортно работать, они трудятся не “от звонка до звонка”, а “на результат”, у них сравнительно высокая мотивация.

Сильная и здоровая корпоративная культура позволяет легко идентифицировать «своих» при приеме на работу, и создавать команду людей, обладающих сходными взглядами на работу и легко понимающих друг друга. В такой команде нужно тратить минимум времени на адаптацию новичков, такая команда быстро и легко сплачивается перед новыми задачами, легко работает в долгосрочных проектах.

Корпоративная культура компании во многом похожа на характер человека – яркая, сложная, позитивная культура сама по себе привлекает людей, то есть, помогает создавать достойный образ работодателя.

Во многом она похожа и на растение – за ней надо следить, ухаживать, создавать комфортные условия для роста вне зависимости от настроения, времени года и загруженности. Сейчас, в сезон отпусков, когда многие сотрудники отсутствуют – у нас проходит «Лето с ABBYY». Это наша авторская идея, которая выросла 8 лет назад из пары экскурсий, которые мы организовали для коллег в нерабочее время. Оказалось, что большая часть сотрудников ABBYY – люди одного возраста, люди интересные и активные, и они любят проводить время вместе, дай только повод. И мы дали им аж 10 таких поводов, объединив их в календарь «Лето с ABBYY».

Для первого «Лета» мы старались выбирать темы мероприятий с помощью наших сотрудников – своего рода внутренних экспертов, которые были рады принять участие в мероприятии и лично познакомить коллег со своим хобби. С тех пор мы стали планировать мероприятия, учитывая, мог бы тот или иной руководитель возглавить их. Старший вице-президент, директор департамента ABBYY Compreno, учил коллег правильно ловить рыбу, директор департамента Lingvo – управлять байдаркой, вице-президент возглавил автопробеги, а команда службы корпоративных коммуникаций знакомила коллег с верховой ездой. Это идеальная возможность для знакомства рядовых сотрудников и топ-менеджеров.

Проект «Лето с ABBYY» давно уже известен за пределами нашей компании. Я даже слышала о случаях применения этой идеи в других компаниях, и это здорово.

Чем отличается корпоративная культура ABBYY? Что такое быть «Аббишным» человеком?

В ABBYY действительно важно быть умным и способным к инновационному мышлению – новый, нестандартный подход к делу ценится здесь на всех уровнях. Важно быть надежным и порядочным. Важно быть инициативным и неравнодушным, чтобы продвигать новое. А еще очень важно уметь работать в команде.

Чтобы сделать классную штуку, нужно пять человек, и все они, допустим, гении. Им надо уметь не просто подготовить пять гениальных частей, а сделать так, чтобы эти части вместе тоже составляли одно не менее гениальное целое. Чтобы получилось что-то большое и классное, люди друг друга слушают, поддерживают, друг другу помогают, открыто обсуждают, чего не хватает для успеха общего дела.

В ABBYY тратят немало времени на то, чтобы привлечь к обсуждению еще кого-то, проверить свою теорию на большом числе людей. Здесь просто необходимо уметь работать в команде, слышать и слушать окружающих, уметь убеждать остальных в том, что твоя идея чего-то стоит. В итоге принцип «команда» распространяется и на работу с клиентами, с партнерами, с которыми вместе строится большой проект.

Командные игроки, как правило, доброжелательны, и с ними приятно вместе работать. Это создает позитивную атмосферу в офисе, людям нравится общаться с коллегами и после работы, многие находят здесь друзей.

Для создания IT-продуктов нужно быть творческими людьми. Творчество проявляется во многом: у нас есть театральная и вокальная студии, на корпоративных мероприятиях очень популярны самые разные творческие мастер-классы. Обе эти студии появились благодаря инициативе сотрудников.

Инициативность сотрудников проявляется и в том, что у нас огромное количество тусовок по интересам, что отражается в огромном количестве списков рассылки: Climbing (любители скалодрома), Rollers, Photo club, English cinema club, Pokerface (покерный клуб), Velo, Chess и т.п. Например, в рассылке Velo регулярно появляются приглашения поучаствовать в ночных велосипедных «покатушках» по разным интересным маршрутам.

Время от времени сотрудники приносят в службу корпоративных коммуникаций совершенно нестандартные, но полезные идеи, которые мы подхватываем и реализуем. В какой-то момент у нас накопилось много желающих сдать на права и научиться водить машину. Мы собрали рекомендации, выбрали лучшую автошколу, добились корпоративной скидки и организовали курс теории прямо в офисе после работы. Уроки вождения проходили в нашем же районе, что было невероятно удобно.

Мы очень ценим своих коллег самых разных профессий, будь то программист или менеджер по продажам – они знают так много в самых разных областях. Им приходят в голову превосходные идеи про жизнь офиса, про организацию самых разных процессов – только успевай воплощать. Они – соавторы многих классных проектов в ABBYY, потому что им хочется сделать ABBYY еще лучше. Они с горящими глазами несут свою инициативу в службу корпоративных коммуникаций, а мы стараемся воплотить ее в жизнь.

Новые корпоративные сувениры, новая велопарковка, сбор в офисе лампочек и пакетов тетрапак, сбор одежды на благотворительность, кружки вместо пластиковых стаканчиков, замена снэкового автомата на автомат со здоровой едой, мобильный шиномонтаж на территории офиса – все эти идеи пришли от сотрудников. Конечно, в редких случаях нам приходится объяснять, почему то или иное сейчас у нас невозможно. Но гораздо чаще из инициатив сотрудников получаются отличные проекты, работающие на укрепление доброжелательной атмосферы в компании.

Разумеется, инициативность сотрудника нужна, прежде всего, в работе. Принести удачную идею бизнесу в области интеллектуальных технологий существенно сложнее, чем придумать, что офису нужна велопарковка. Но условия для этого необходимо создавать похожим образом: давать сотруднику информацию и возможность лично задать вопросы руководителям, на деле демонстрировать постоянную открытость руководства компании.

Мы проводим регулярные открытые, доступные одновременно всем сотрудникам встречи руководителей ключевых департаментов компании с сотрудниками. Руководители рассказывают о стратегии департамента, а также отвечают на вопросы аудитории.

Аналогичные встречи 3 раза в год проходят с генеральным директором ABBYY, Сергеем Андреевым и пользуются огромной популярностью.

Как развивать корпоративную культуру? Советы компаниям

Универсальных советов будет немного. Надо помнить, что корпоративная культура может быть очень разной: она должна очень сильно отличаться в зависимости от отрасли, страны происхождения, характера бизнеса: это совершенно правильно, чтобы в банке и в IT-компании была разная корпоративная культура, и даже в IT-секторе корп. культура будет очень разной в Америке и в Японии.

Лидеры должны говорить с людьми и демонстрировать желаемое поведение своим примером. Люди, которые хотят расти, неизбежно будут брать пример с лидеров.

Развивайте сотрудников, создавайте специальные возможности для этого – вот основа мотивации для молодежи.

Слушайте людей. Отвечайте на запросы сотрудников конкретными делами. Так формируется доверие.

Создавайте условия для обмена идеями, для открытого диалога, для проявления инициативы.

Вводите свои уникальные традиции. Это ваши фишки, которые помогут запомнить компанию с человеческой стороны.

Пишите историю. По силе эмоционального воздействия на людей яркие истории превосходят любой коллективный опыт, а потому запоминаются надолго, люди многому на них учатся.

Устойчивость организации во время кризиса во многом зависит от уровня развития корпоративной культуры и степени доверия сотрудников к менеджменту.

Удивляйте людей по-хорошему, делайте добрые безумные вещи. Пусть в этом участвуют топ-менеджеры. Это будет вдохновлять остальных на нестандартные решения.

Устройте возможность сотрудникам участвовать в благотворительности и помогать поддерживать окружающую среду. Это актуально и человечно.

Чек-лист: что нужно компании для того, чтобы иметь здоровую корпоративную культуру?

  1. Нужно создать единое информационное пространство, чтобы основные каналы коммуникации были доступны максимальному числу сотрудников.
  2. Компании нужны уникальные традиции, которые своим примером поддерживают руководители.
  3. Нужно качественно адаптировать новичков и создавать возможности для развития всех сотрудников в принципе.
  4. Нужно регулярно работать с лидерами – формальными и неформальными. Формальные лидеры обязательно должны общаться с сотрудниками. Неформальные – потому и лидеры, что делают это. Драйв руководителей – это 70% успеха.
  5. Нужно уметь благодарить сотрудников.
  6. Нужны работающие инструменты обратной связи, чтобы сотрудники видели, что руководство к ним прислушивается и готов давать ответы на вопросы.

Если регулярно и последовательно уделять внимание корпоративной культуре, она прекрасно самовоспроизводится, охватывая все больше сотрудников. С каждым годом становится больше инициативных, вовлеченных людей, отзывчивых к призывам что-то усовершенствовать.

СПАСИ БО Команде ABBYY за их профессионализм и чуткое отношение, и внимание к запросам пользователей. С искренним уважением, Георгий Гульдин, ветеран труда, почетный нефтехимик Минтопэнерго России.

Георгий, спасибо Вам, мы будем стараться и дальше!

Добрый день! прочитала статью и почерпнула очень много полезного, спасибо вам большое, что поделились своим опытом и наработками.
я начинающий менеджер по корпоративной культуре и сейчас продумываю как сплотить коллектив завода в 700 человек, которые все разные по возрасту (преобладает возраст от 50 лет – люди которые не хотят ни чего менять и переломить их сложно), если у вас есть подобный опыт, буду вам очень благодарна.
С уважением, Оксана Попова

Источник: blog.abbyy.ru

Related posts