ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ

Социальные организации не вечны. В процессе своей жизнедеятельности они проходят те или иные стадии, в том числе создание и ликвидацию.

Многие авторы выделяют, как правило, пять стадий жизненного цикла организации: возникновение (создание), становление, развитие, стагнация, возрождение либо ликвидация (табл. 8.3).

Жизненный цикл организации

Выживание, выход на рынок

Руководство осуществляется одним лицом

Ускоренный рост, захват рынка, получение прибыли

Стиль руководства — жесткий

Систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа

Наличие в руководстве опытных администраторов, зарождение бюрократизма

Сохранение достигнутых результатов

Текучесть кадров, отсутствие молодых квалифицированных специалистов, развитая бюрократия в управлении

5. Возрождение либо ликвидация

Оживление бизнеса за счет инноваций, сплоченности персонала, изменения структуры управления и т.п.

Появление лидера, способного перестроить всю систему управления организацией и бизнесом. При отсутствии такового организация ликвидируется

Возникновение. Организация возникает (создается) учредителями (собственниками) в целях ведения бизнеса и получения прибыли, оказания услуг некоммерческого характера или выполнения определенных функций. Ее организационно-правовую форму и выполняемые функции определяют учредители исходя из своих интересов.

Главная цель организации на данной стадии — выживание. Для коммерческой организации — выход на рынок. Для некоммерческой организации — освоение механизма и технологии оказания услуг или выполнения функций, определенных в учредительных документах.

В этот период организация управляется одним лицом (в коммерческой организации, как правило, собственником).

Становление. Это одна из опасных стадий жизненного цикла организации, в особенности для коммерческих организаций. Во-первых, еще не сформировалась опытная управленческая команда. Во- вторых, на рынке новую организацию еще не знают поставщики и покупатели. В-третьих, конкуренты, как правило, создают дополнительные барьеры для занятия ею соответствующего места на рынке.

Главная цель на этом этапе — расширение рынка, ускоренный рост. Для коммерческой организации не менее важными целями являются также получение прибыли, укрепление своих позиций на рынке, повышение конкурентоспособности и т.п.

Развитие. Развитие организации на этой стадии осуществляется на основе сложившейся системы и структуры управления. Организация осваивает новые рынки, новую продукцию (услуги), другие сферы деятельности, наращивает объемы производства и прибыли.

На этой стадии происходит переход к более совершенным формам и структурам. Этот переход может осуществляться как постепенно, так и скачкообразно, сопровождаться как количественными, так и качественными изменениями.

Стагнация. На этой стадии руководитель организации довольствуется достигнутыми результатами в прошлом. У него ослаблен интерес к изменениям внешней среды, к обновлению производства, к децентрализации полномочий и ответственности. Он удовлетворен сложившейся системой управления.

На этой стадии укрепляется бюрократизм в системе управления, возрастает текучесть кадров. Новые идеи и предложения по повышению эффективности деятельности организации гибнут в громоздких структурах управления.

Главная цель в данный период — сохранить достигнутые результаты.

Ликвидация либо возрождение. Эта стадия характеризуется убыточностью, неплатежеспособностью и неустойчивостью организации. В этот период у нее имеется два альтернативных варианта (возрождение или ликвидация). Процесс ликвидации организации очень хорошо отрегулирован в гражданском законодательстве (Гражданский кодекс РФ, законы об организационно-правовых формах юридических лиц, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и т.п.). Организация может быть ликвидирована по решению собственников или решению суда.

Если на этой стадии собственники приведут в организацию новую антикризисную команду, она может вступить в стадию возрождения. В этих целях новая команда должна перестроить не только систему управления, но и процессы по производству продукции (оказанию услуг).

Главная цель в этот период — оживление деятельности организации.

Каждая из рассмотренных выше стадий жизненного цикла организации имеет свои особенности. Поэтому управление организацией на этих этапах (стадиях) должно отвечать требованиям того этапа, на котором находится организация.

Источник: studref.com

Related posts