Корпоративная культура телеканала дождь

К.Ларина ― 11 часов 8 минут, доброе утро. Это программа «Человек из телевизора», здесь, в студии «Эха Москвы», они обе… пока. Здесь Ксения Ларина и Ирина Петровская.

И.Петровская ― Доброе утро, привет-привет.

К.Ларина ― Нас не двое, а трое. Здесь Сергей Кузнецов, наш звукорежиссер, Сережа, привет-привет. И вообще, нас не трое, нас тьмы и тьмы, потому что еще и наши слушатели, они везде. Мы их горячее дыхание чувствуем.

И.Петровская ― В спину.

К.Ларина ― И даже видим, как они нам пишут слова приветствия в чате, Ютьюб тоже открыт, нас показывают, нас можно слушать, нам можно писать и в чате, и на СМС, и, естественно, на Фейсбуке – там, где, по традиции, я публикую на своей страничке анонс наших впечатлений на сегодняшний день с приглашением подключаться, писать комментарии и добавлять тоже свои впечатления о прошедшей неделе. Перед тем, как начать читать план, давай мы сделаем анонс двух культурных мероприятий, мне кажется, они важные.

И.Петровская ― Ну, во-первых, многие спрашивали, когда будет памятный концерт, посвященный 85-летию Юрия Иосифовича Визбора, и вот, наконец, он добирается до эфира и сегодня вечером, в 22:15 по каналу ОТР («Общественное телевидение России») смотрите, слушайте. Александр Городницкий, Сергей Никитин, Олег Митяев.

И.Петровская ― Сама Татьяна Визбор, по-моему, и Варвара Визбор, так что вот.

К.Ларина ― Ну и второе объявление для тех, кто любит кино, историческое кино. С 21 января в кинозалах Третьяковки, там есть специальные программы, кинопрограмма, начинается фестиваль недельный, посвященный 75-летию освобождения лагеря смерти и этот день отмечается еще и как дни памяти жертв Холокоста. «Хроника катастрофы» — так называется программа документального исторического кино. Тяжелого, безусловно, посвященного этой теме. Приходите с 21 по 26 января в залах Третьяковки, в кинозале Третьяковской галереи. Вот, собственно, два анонса, а теперь то, что касается нашей передачи. Я прочту, да, Ир?

И.Петровская ― Конечно, как водится.

К.Ларина ― Понятное дело, что главные события – они и определили всю нашу жизнь, все наши средства массовой информации, и тех, и этих, и печатных, и непечатных, и свободных, и несвободных, и зависимых, и независимых. Итак, политический трагифарс о судьбе российской Конституции – как телевидение встретило государственные перемены. Независимая аналитика и так далее Михаила Фишмана, спецэфир «Дождя», спецэфир RTVI, спецвыпуск редакции Алексея Пивоварова. Григорий Юдин как главный гость программы «Специальный гость» на RTVI. Много было всякой аналитики, может быть, мы на каких-то реперных точках остановимся в разговоре. Православные против Урганта – есть и такая строчка в нашем концерте. «Союз спасения» от декабристов на Первом в «Пусть говорят» и у Ксении Собчак на Ютьюб-канале. Роман Супер у Насти Изюмской на канале «Фунт изюма». Роман Супер сегодня отмечает юбилей – 35 лет, поэтому мы, конечно, Рому поздравляем, это важная дата для молодого мужчины и амбициозного.

И.Петровская ― Жизнь только начинается у молодого мужчины.

К.Ларина ― Профессиональная жизнь продолжается и активная, тут, к слову, надо сказать, что очередной фильм свой авторский Рома готовит вместе со своей командой на краудфандинге, на «Планете.ру» собирают средства для того, чтобы этот фильм состоялся, точно так же, как это было с предыдущей работой Романа. Фильм «С закрытыми окнами», посвященный памяти Кирилла Толмацкого, а этот фильм, который сейчас готовится, это фильм-байопик, фильм-биография об Эдуарде Успенском. Мне кажется, что это очень важная тема, важный человек в нашей жизни, нашей истории. Поэтому давайте, подключайтесь на «Планете.ру», идет сбор средств. Дальше еще три строчки и все. Жанна Немцова уходит с Deutsche Welle. Это… не знаю, мне кажется, что это грустная новость, потому что Жанна была украшением этого телеканала. Собственно, я только ее интервью там и смотрела.

И.Петровская ― Я думаю, что Жанна, скорее всего, наверняка даже какие-то предусмотрела запасные варианты, запасные аэродромы, поэтому просто будем ждать ее на какой-то новой платформе.

К.Ларина ― Да, потому что очень хочется, чтобы она осталась все-таки в журналистском пространстве, не только занималась правозащитой и политикой, а в этом она очень успешна и у нее это получается. Но и как журналист она очень интересный, как мне кажется, и перспективный, профессиональный человек. Марина Неёлова – редкий гость на телевидении, она была одной из участниц программы «Сегодня вечером» на Первом канале 9 января. Это, кстати, ее день рождения, собственно.

И.Петровская ― Конечно, у Максима Галкина и на удивление получился хороший, содержательный, остроумный и глубокий эфир.

К.Ларина ― Она, конечно, действительно очень редко появляется в этих всяких программах, но если она в ударе… Вот близкое окружение знает, что она невероятно остроумная.

И.Петровская ― Она была в ударе.

К.Ларина ― И в этот раз вы могли увидеть ту Марину, которую видят ее друзья, которую ее знают, как такую очень забавную, остроумную женщину, которая умеет очень точно спародировать любого человека, любого артиста. В общем, молодчина. Фильм о Петре Наумовиче Фоменко, тоже очень редкая удача. На ТВЦ он был очень поздно показан, но его можно, сейчас он есть, естественно, в Ютьюбе и на сайте. Обязательно посмотрите. Называется «Начнем с того, кто кого любит». Фильм посвящен Петру Наумовичу Фоменко и его театру, его актерам. Там очень много интересных сюжетов, много интересных воспоминаний. Фильм сделан с огромной нежностью и теплотой по отношению к этому удивительно, уникальному человеку. Собственно, все.

И.Петровская ― Не все, подожди. Еще одно забыли.

И.Петровская ― Был еще один интересный эфир. Есть такая радиоведущая, она одновременно еще и театральный критик. Ты ее, в общем, должна знать. Ксения Ларина. И на этой неделе она появилась на канале Андрея Маркова под названием «Культура достоинства». И было большое с ней, час с лишним интервью обо всем на свете, но, конечно, в первую очередь о театре и вообще, как Ксения Ларина относится ко всему, что сегодня происходит. Вот рекомендую, посмотри.

К.Ларина ― Ира, спасибо тебе говорю, но, конечно же, мне было неловко это все вставлять, в эти наши программы. Тем более, обсуждать это в эфире. Я могу только сказать вот что: могу сказать, как участница, огромное спасибо Андрею Маркову за такой прием. Я прям себя чувствовала звездой, мне было очень приятно. Редкое отношение и атмосфера там прекрасная, и вообще парень замечательный, спасибо вам большое. Так что вот, пользуемся случаем, там не только я есть, там есть люди и посильнее, погуще и пожирней, так что обязательно приходите на этот канал «Культура достоинства». Приходите, там есть хорошие люди. Там Троицкий был, там была Алла Геббер, там был недавно Генри Резник прекрасный, так что смотрите. Все?

К.Ларина ― Ну все. Поехали теперь к нашим…

К.Ларина ― Медведям и баранам, в наш мир животных. Ну что же, давай начнем с самого начала? Как в воздухе переобувался весь телевизионный, как называется… десант, который обычно обслуживает каждый чих, каждый кремлевский чих, а сегодня как-то да и растерялся.

И.Петровская ― Ничего подобного.

И.Петровская ― Ничего подобного, он продолжает обслуживать, ничего он не переобувался. Вся эта кремлевская, ну, как кремлевская? – пропагандистская, значит, гвардия, она готова сегодня только к одному. Это было понятно и вот окончательно оформилось. Как только происходит какое-то мероприятие с участием Нашего Всего, нашего главного счастья Владимира Владимировича, собираются мгновенно в студиях эксперты, все готовы к тому, что, как только закончится то или иное мероприятие, будь то прямая линия или большая пресс-конференция, или послание, тут же начнут говорить, какое историческое значение это имеет, как выступил опять очередной раз замечательно Владимир Владимирович, сколько раз прервался аплодисментами, сколько было задано вопросов, если это пресс-конференция, сколько народу дозвонилось, если это прямая линия… Поэтому ничего в этом смысле не поменялось. Если не считать еще одной удивительной, на мой взгляд, краски, которая в этом году добавилась – Общенародный российский фронт, да, он так называется? Общероссийский народный фронт, ОНФ, выступил с инициативой, хотя мы прекрасно понимаем, что сегодня невозможна инициатива снизу, то есть явно это было одобрено свыше и решил транслировать, ну, помимо того, что это транслировалось, естественно, Первым каналом, вторым каналом – «Россией 24», на ОТР с сурдопереводом для слабослышащих и так далее. Еще какие-то были… «Мир», я специально переключала и фиксировала. Так вот этот самый ОНФ выступил в кавычках, скажем, с инициативой транслировать это на фасадах здания в городе Москве, во всех аэропортах.

К.Ларина ― Но там сорвалось что-то.

И.Петровская ― Сорвалось на нескольких…

К.Ларина ― В Москве. У нас тут бродили, пытались найти какую-нибудь трансляцию, но ее не было. Потому что обещали на Новом Арбате.

И.Петровская ― Должна была быть на фасаде кинотеатра «Космос».

К.Ларина ― «Октябрь» тоже. На Эльбрусе было!

И.Петровская ― Да. Самое главное, это называется «на земле, в небесах и на море», потому что это было на высоте 3800 метров или километров, что там? Метров. На горе Эльбрус. В общем, в космосе.

К.Ларина ― В межконтинентальной станции!

И.Петровская ― В космосе, реально, в небесах. В Музее истории Урала в Челябинске, где хранятся обломки печально знаменитого…

К.Ларина ― Это не троллинг? Это правда?

И.Петровская ― Это все абсолютная правда, никакой не троллинг. Это все больницы, таксисты в Астрахани, как потом доложили на обсуждении уже на Первом канале представители этого ОНФ, таксисты в Астрахани все, как один, перестроили свои приемники на волну, где шла трансляция и показывали, давали, вернее, слушатель это своим пассажирам. И кто-то очень хорошо пошутил, что блокировали при этом двери, чтобы, пока не дослушают…

К.Ларина ― Ну лааадно!

И.Петровская ― Но это уже троллинг.

К.Ларина ― Хочу сказать, что, когда Ира сейчас пересказывала, чтобы вы понимали, как это, если вы вообще не понимаете, как это происходит и что происходит. Замечательно по этому поводу сделал сюжет Миша Фишман у себя в программе «И так далее».

И.Петровская ― На «Дожде».

К.Ларина ― Да. Где он вмонтировал вот этого самого говорящего Путина в фрагменты фильма «1984», знаменитого американского фильма по Джорджу Оруэлла. Там как раз рабочие лица, все это в чб – черно-белое, все настоящее. Так, обычно, слушали Большого Брата, если вы помните произведение и романа, и кино. Так вот, здесь в роли Большого Брата Владимир Путин, было очень-очень точно по ощущениям.

И.Петровская ― Ну Войнович тоже можно вспомнить, как «вдруг осветилось неб и появилось»… В общем, короче говоря, известный анекдот про утюг любой, из которого…

К.Ларина ― Или «я тебе попереключаю».

И.Петровская ― Это даже другой, «попереключаю» — это телевизор. А это именно утюг, какой уже ни включи, оттуда доносятся речи вождя. Поэтому никто не переобувался и никто не был готов к тому, что реально произнесет.

К.Ларина ― Они не офигели от содержания? Потому что обычно они кричат «восхитительное послание, потрясающее послание».

И.Петровская ― Нет, они, конечно, кричали «восхитительное послание», но весь упор в этом послании, поскольку не было прямого пока еще в этот момент руководства к действию, то есть обсуждать перемены, поправки к Конституции, обсуждать возможную смену вообще, а она не просто возможна, она очень скоро вообще произошла, это еще было за несколько часов до объявленной отставки. Но все равно было понятно, что конфигурация власти каким-то образом изменится. Вот к этому всему никто не был не просто не готов, но и не собирались даже это обсуждать. А что обсуждали? Правильно. Горячее питание, которое введут с 1 по 4 класс для всех школьников. Восторг, который там некоторые депутаты в разных форматах потом демонстрировали, он, конечно, вызывает оторопь, потому что когда они говорят «наконец-то» благостно, «наконец-то дети избавятся от неравенства, когда одни едят, а вторые стучат голодными зубами»… Но это я сейчас так уже формулирую, но смысл в том, что наконец-то, на 21 году правления…

К.Ларина ― Спасибо деду за обеды.

И.Петровская ― Спасибо деду за обеды, маткапитал, усиление роли воспитательной школы и классного руководителя, и надбавки, которые он за это будет получать. Вот это вот все. То есть некое то, о чем мы говорили. Повестка внутренняя, которая вообще до этого никак не фигурировала, ну, за редким исключением, когда там обсуждали, я не знаю, какие-нибудь драки детей в школе. Иногда это появлялось. Но, в общем, главным всегда была Украина, Америка и так далее. Внешнеполитическое вообще, это я к слову сейчас уже добавляю. Повестка практически исчезла. Если что обсуждают, то это демарш принца Гарри и его супруги и выход их из вот этого вот королевского семейства. В смысле, статусно. А так, вернулась эта самая повестка внутренняя. И я тебе должна сказать, что я смотрела до самого вечера и практически это не менялось, потому что, когда сообщили об отставке правительства, то лица ведущих были соответствующие.

И.Петровская ― Нет, изумленно… как бы непонимающие, что происходит.

К.Ларина ― Типа радоваться или что?

И.Петровская ― Тут же немедленно опять «а все-таки о горячем питании».

К.Ларина ― То есть они не стали ничего говорить по этому?

И.Петровская ― Нет, конечно они стали говорить. Они сказали, что произошла отставка правительства…

К.Ларина ― Произошла чудовищная ошибка.

И.Петровская ― Но пойдем дальше и поговорим опять о горячем питании.

К.Ларина ― Но короче, если говорить в целом, чтобы нам долго не сидеть на этой теме. Для тебя лично. Поскольку мы все, конечно же, были в шоке, правда. И оттого, что, во-первых, это содержание послания, потому что от него никто не ожидал ничего, помнишь, мы все это обсуждали и что будет, наверное, про 75-летие Победы.

И.Петровская ― Ну там было немножечко.

К.Ларина ― Но только не это! Чтобы там были какие-то сущностные изменения? Причем здесь и сейчас, не через годы, а сейчас, прям сейчас? Конечно, никто этого не ожидал. Вот мой вопрос к тебе. Из того, что мы все, конечно, и смотрели, и слушали, из того, что ты видела – какие из обсуждений или из каких-то соображений тебе показались самыми ценными и понятными, чтобы люди все-таки могли понять, что происходит? Какие будут последствия всего этого?

И.Петровская ― Естественно, каждый человек, мы, допустим, имеем возможность, какую-то инсайдерскую потом информацию получать. Но в этот момент все люди ждали ответов на очень простые вопросы – что это было, что это означает для нас, для каждого, и для всей страны, и к чему это все приведет по возможности? Какой-то анализ того, что, просто хотя бы услышали. Если мы вспомним предыдущие бесконечно оболганные годы, 90-ые, там часто происходило действительная, реальная чехарда, смена премьеров, членов кабинета. Но это всегда было в открытом поле, это обсуждалось, это анализировалось. Неважно, сбывались чьи-то прогнозы или анализ оказывался неверным.

К.Ларина ― Неожиданности были.

И.Петровская ― Бывало. Множество было неожиданности с тем же Кириенко.

К.Ларина ― Когда у нас премьеры менялись как перчатки.

И.Петровская ― О том и речь. Но ты вспомни, это обсуждалось. Это были спецэфиры, это были приглашенные аналитики, которые высказывали разные точки зрения. Сейчас я поняла, что, превратившись в абсолютный департамент пиара любого движения ноги власти, каналы наши утратили всякую самостоятельность, да и никто им не позволяет. Федеральные каналы. И вообще неспособны вот к этой вот маломальской аналитике. То есть, если будет команда дана – возможно, они там чего-то такого и скажут. Но вот тут был характерный момент, когда по горячим следам, сразу после послания, в завершении его, в программе «60 минут» дневной, Николай Рыбаков, «яблочник», начал говорить о том, что в принципе разговор о горячем питании, маткапитале и прочее – он на 21 году жизни выглядит довольно странно. То есть, по сути, президент признает, что страна бедная и становится все беднее, необходимо как минимум обеспечить детей завтраками в школе. И он высказал предположение, успел высказать, что это все – косметика, и что это ни к чему хорошему не приведет. И вообще, это не очень как-то это все выглядит, по крайней мере. Его тут же заткнули, закричали, и дальше уже опять говорили исключительно о позитиве.

К.Ларина ― Подожди, а в остальном?

И.Петровская ― А в остальном, буквально на следующий день утром, Алексей Пивоваров разместил у себя на Ютьюб-канале редакция «Спецвыпуска», который, как раз, собственно, и отвечал на эти самые вопросы, которые хотелось бы обсудить, наверное, любому человеку, который следит вообще за тем, что у него в стране происходит, и давал некоторые ответы – сам и с помощью экспертов. У него был Кирилл Рогов по Скайпу и Федор Крашенинников. Вот это вот. Да, там некоторые ответы или, по крайней мере, прогнозы прозвучали. И второе – это Михаил Фишман вчера вечером, который очень подробно в большом-большом блоке своей программы тоже разобрал возможные аспекты, возможные перспективы и вообще попытался ответить на самое главное. Этот вопрос – что все это означает?

К.Ларина ― Тогда нужно добавить, конечно же, спецвыпуски каналов. Я имею в виду, независимых каналов – это спецвыпуск «Дождя», который сразу же вышел вместе с посланием практически и в студию сел, как в последнее время в экстренных случаях садится сразу же новый главный редактор канала Тихон Дзядко, и блестяще, конечно, он работает в этом сквозном, что называется, эфире. Когда перед ним лента новостная и молнии, которые он тут же зачитывает нам в эфире и, естественно, важнейшие ценные, по горячим следам, обсуждения и комментарии экспертов независимых, опять же, экспертов. Но какие независимые? Это уже упомянутый Кирилл Рогов, Константин Гаазе, Валерий Соловей. Короче говоря, я перечисляю всех, кто и у нас был.

И.Петровская ― Политологи, политические журналисты.

К.Ларина ― Да, это, конечно, очень важно. И спецэфир также был и на канале RTVI, тоже с экспертами, с актуальной экспресс-аналитикой, с вопросами и попытками понять, что это такое. И еще выделю Георгия Юдина, который тоже независимый эксперт.

И.Петровская ― Григорий, по-моему.

К.Ларина ― Григорий, простите. Который тоже часто бывает у нас в эфире. Вот он был специальным гостем у Екатерины Котрикадзе, где она задавала такие народные вопросы, чтобы понимать вообще, что все это значит, надо ли радоваться или надо к чему-то готовиться. У нас сейчас новости, потом продолжим.

К.Ларина ― Иринушка, матушка моя, голубушка, а что ж православные-то против Урганта? Что случилось?

И.Петровская ― Ну, если бы это было в первый раз… Православные у нас очень обидчивые, у них очень хрупкие чувства и, очевидно, такая же хрупкая вера, потому что их обижает буквально все. Иван Ургант пригласил в эфир Депардье 7 января или в ночь на 7, но перед Рождеством, по-моему, где задал ему вопрос, как он относится, что он больше любит – Рождество или Новый год, и Жерар Депардье ответил, что он ничего из этого не любит, ну и там еще чего-то, небольшой пурги нанес. Я послушала – ничего, не знаю, сверхъестественного, радикально какого-то антиклерикального…

К.Ларина ― А что он там сказал про поросенка и Христа? Я читала, я не видела, но читала интерпретацию, что он сказал, что жаренный поросенок – это как Иисус Христос. Прям такое? Прям так и сказал?

И.Петровская ― Я даже не вникала, что-то там было. Но вот не было там ничего такого. То есть я бы так сказала – вообще ничего такого не было. На это все Иван Ургант смеялся, пытался задавать какие-то уточняющие вопросы.

К.Ларина ― Вот! Он смеялся!

И.Петровская ― Он смеялся и даже сказал, что не смеялся, а глумливо хихикал. И еще там была, я это уже не видела, потому что я долго смотрела, но до этого не дошла, но все говорили, что оскорбила картинка такая пародийная. Рождение Николаса Кейджа, а вокруг как бы вот… ну, в таком угадываемом интерьере вертепа, а вокруг стоят, склонились, волхвы в виде Никиты Михалкова, Спилберга и, по-моему, Тарантино. После чего радикальные или, как они называются, православные активисты страшно возбудились, назвали это все кощунством, оскорблением чувств верующих и потребовали лишить Ивана Урганта гражданства. Непонятно, почему они не потребовали лишить гражданства Депардье?

К.Ларина ― Отобрать у него гражданство.

И.Петровская ― У него, оказывается, прописка теперь в Новосибирске. Раньше была в Ижевске, потом он, по-моему, эту квартиру сдал и теперь, значит, он базируется…

К.Ларина ― Движение «Сорок сороков».

И.Петровская ― Я не хотела даже их в лишний раз пиарить, потому что вчера прочитала, что это прокомментировал член то ли СПЧ, то ли он общественной палаты, адвокат такой – Шота Горгадзе.

К.Ларина ― Друг Владимира Соловьева.

И.Петровская ― Да, и бесконечно бывает в разных ток-шоу и эфирах. Он сказал, что, по-моему, нет такой у нас нормы законодательной, что можно лишить гражданства, но это может потянуть на уголовную статью. Именно вот это оскорбление чувств верующих. Я искренне надеюсь, что все-таки этот маразм прекратится, вот этот конкретный маразм, но вообще, конечно, это очень неприятная тенденция. Я помню, кстати, когда все это начиналось. В 95-ом году канал НТВ, который еще возглавлял Игорь Малашенко, он был директором генеральным, а Леонид…

К.Ларина ― Последнее искушение Христа?

И.Петровская ― Да. Они поставили перед Пасхой фильм Скорсезе Мартина «Последнее искушение Христа». И тут началось. Православные все забились, не все, а наиболее активные, в конвульсиях, оскорблении – богохульство, кощунство. Как сейчас помню, выступил даже патриарх Алексей, который сообщил, что телевидение занимается пропагандой насилия и тогда же…

К.Ларина ― Ты еще скажи людям, какой это год был.

И.Петровская ― Я же сказал в самом начале – 95 или 96. 95, по-моему. И тогда, под этим давлением, компания НТВ сняла именно в этот день с эфира этот фильм. Игорь Малашенко, я помню, мне давал тогда комментарий, что они это сделали, безусловно, из уважения к чувствам верующих, хотя, в принципе, они делать это не обязаны, поскольку телевидение у нас светский институт, отделенный от церкви. И так же, как церковь, между прочим, отделена была, по крайней мере, от государства. Но, тем не менее, значит, вот, учитывая этот резонанс и дикий накал страстей, они это сделали. Но потом они все равно это поставили.

И.Петровская ― И я помню, потом еще в «Известиях» работая, да, это уже 96 год, наверное, я сделала такую большую беседу в кабинете у Леонида Парфенова. Пришел Всеволод Чаплин, который, по-моему, тогда за связи с общественностью в РПЦ отвечал. И Леонид Парфенов. И они говорили вообще о взаимоотношениях телевидения и церкви и о возможности или невозможности вмешательства.

К.Ларина ― Так ты видишь, прошли годы, сейчас же все это радикализировалось до состояния уже совершенного кошмара и маразма. Давай вспомним, как мне кажется, кульминационная вещь. Это был суд над Оперой Тангейзер в Новосибирском театре, в новосибирском суде, где наши коллеги, театральные критики, между прочим, Роман Должанский, например, выступали свидетелями защиты. И это все было какое-то безумие.

И.Петровская ― Причем это даже не над оперой, а постер, который там был.

К.Ларина ― Нет-нет, постер был одним из вещдоков. Это был не постер, это была декорация, фрагмент спектакля. То есть там все обсуждалось. Там на скамье подсудимых сидел режиссер этого спектакля Тимофей Кулябин, это все было всерьез. Естественно, Pussy Riot приходят на ум, когда не было статей никаких и после, давайте вспомним, что именно после этой истории, после той самой «двушечки», была законодательно уже определена статья об оскорблении чувств верующих, которая является статьей в нашем Уголовном кодексе.

И.Петровская ― Да, и тогда, естественно, в противовес многие говорили об оскорблении чувств неверующих.

К.Ларина ― Это понятно, это все разговоры пустые.

И.Петровская ― Это пустые разговоры, но, тем не менее, это очень, с одной стороны можно было бы всю эту ситуацию с требованием лишить Урганта гражданства считать курьезной, а с другой стороны она исключительно показательная. Вот сегодня эти люди с этой стороны, да, вот эти вот православные активисты, они все более и более считают себя вправе вмешиваться в деятельность, действительно, вполне еще пока светского института. Если бы например, представим, Иван Ургант, все то же самое, на канале «Спас» говорил. Может быть, тогда можно было бы предъявлять претензии каналу «Спас».

К.Ларина ― Это все очень избирательно, с другой стороны. Я каждый раз смотрю пристально весь этот набор фильмов советских, которые показывают в праздники, и все жду – покажут эту сцену или ее уже вырезали? Пока ее не вырезали, пока еще нам отца Федора не вырезали из «12 стульев» и пока еще сцену из «Бриллиантовой руки», где мальчик идет по воде с нимбом, а за ним идет Андрей Миронов, если вы помните, да, когда он по косе идет, по воде, как Иисус Христос, и он достает крест из своей рубахи, целует его и после этого с грязными трусами на палке идет за ребенком – я боялась, что эту сцену рано или поздно уберут по требованию, опять же, движения «Сорок сороков». Даю наводку, кстати, обратите внимание.

И.Петровская ― Кстати, я недавно где-то читала, не могу сейчас вспомнить, у кого и где, что если сокращать «Бриллиантовую руку», какую бы сцену – вот эту сцену можно было бы сократить, потому что она не принципиальна.

И.Петровская ― Нет, не поэтому. Потому что она затягивающая, долгая, натянутая. И она не принципиальна для всего остального действа. Она отвлекает.

К.Ларина ― Да ладно?

И.Петровская ― Вот я тебе говорю, я где-то это читала.

К.Ларина ― Еще идет фильм буквально сейчас на каком-то из каналов, тоже федеральных, идет, поскольку нечего показывать, показывают все одно и то же, все время советское кино. Фильм-сериал «Рожденная революцией». Но товарищи, товарищи из движения «Сорок сороков», я просто вас призываю настоятельно обратить внимание. Это не то, что антирелигиозная пропаганда, это просто разжигание ненависти против религии, против представителей церкви. Там у них главный поп на родине героя Евгения Жарикова просто бандит, который расстреливает людей, крестясь при этом, осеняя себя крестным знамением. Так что все это идет. Поэтому, давайте так – либо да, либо нет. Либо мы Урганта лишаем гражданства и призываем посадить его в тюрьму и сажаем Pussy Riot за надругательство, либо в спектакли вмешиваемся, устраиваем провокации на сценах театров и требуем закрыть… либо тогда давайте разбираться. Мы в какой стране живем? Мы живем в советской стране. Советская страна боролась с попами, со священниками, с церковью, с религией. Религия – опиум для народа, учили нас в советских школах. И это не отменено, никто эти фильмы не изымает.

И.Петровская ― «Праздник святого Йоргена».

К.Ларина ― Да. Никто эти фильмы не изымает из эфиров, дорогие друзья. Значит, тогда давайте как-нибудь соберемся, как Ира говорит, в телевизоре, и обсудим, как нам с этим жить. Правильно я рассуждаю?

И.Петровская ― Правильно ты рассуждаешь и заканчивай тему. Перед тем, как все-таки поставить фильм «Последнее искушение Христа» в эфир, НТВ организовал обсуждение в рамках программы, если ты помнишь, была такая – «Суд идет», где в игровой форме разбирались вполне реальные иски и претензии одной стороны к другой. И вот там они как раз поставили на голосование вопрос: «Что поставить в эфир – «Праздник святого Йоргена» или же «Последнее искушение Христа?».

К.Ларина ― Голосовала аудитория?

И.Петровская ― Голосовала аудитория, и по голосам победила. И надо сказать, в этом фильме ничего нет кощунственного.

К.Ларина ― А то, что я тебе называю, по нынешним меркам, безусловное кощунство.

И.Петровская ― Кощунство только одно – вот в этом «Последнем искушении». Что это отход от некоего канона, которое не требует закрепить это раз и навсегда. А там, если ты помнишь, смысл в том, что последнее искушение Христа приходит ему, когда он на кресте, уже умирающий, и как бы ему видится его земная жизнь, которую он мог бы прожить, если бы не принес себя в жертву.

К.Ларина ― А, извини меня, «Иисус Христос Суперзвезда»?

И.Петровская ― Вообще ужас. Поют!

К.Ларина ― Вообще кошмар. И мы по этому поводу все время смеялись, что в советское время его запрещали как религиозную пропаганду, а сейчас его запрещают в некоторых регионах, действительно требуют точно такие же движения православных, требуют снять спектакль с репертуара, запретить его, как надругательство над верой.

И.Петровская ― Ему на этой неделе 50 лет исполнилось. И мы на нем выросли.

К.Ларина ― Вот в этом состоянии шизофреническом мы с вами и живем. Поэтому, возвращаясь к конституционной реформе… как ты думаешь, безотносительно уже к телевидению, а не внесут ли туда обратно статью о государственной идеологии, которая, по идее, должна тогда каким-то образом объяснить и верующим, православным верующим и правоверным коммунистам, как им сосуществовать друг с другом в одной отдельно взятой стране? Во имя чего жить и работать?

И.Петровская ― Я ничего не думаю, потому что, что бы я ни думала, будет так, как придет в голову тем, кто вносит все эти поправки.

К.Ларина ― Вот видишь, а вот если бы ты была членом рабочей группе по подготовке поправок в Конституцию!

И.Петровская ― Ну я же не…

К.Ларина ― Не Владимир Машков.

И.Петровская: Я ― артистка балета. И не даже не фигуристка, вообще на ногах не умею стоять, куда меня вносить?

К.Ларина ― А пианист – может.

И.Петровская ― А как пианист – может, я играю. Для своих, но вот в этом смысле я гожусь, да.

К.Ларина ― Я посмотрела бы, кстати. Я Ире рассказывала перед тем, как ехать на работу, про несколько минут встречи Владимира Путина с членами рабочей группы, так называемой, в которую действительно кто только не входит – знатные доярки, знатные космонавты, знатные артисты.

И.Петровская ― Да если бы доярки, их уже не существует в природе.

К.Ларина ― Лучшие люди города, скажем так, чтобы никого не обидеть. И это, конечно, чудовищное что-то. Я знаешь, что подумала, что за этим должны последовать? За этим должны последовать, мы, как старые черепахи, помним, общественное обсуждение на предприятиях! На заводах, фабриках, учреждениях. Большие собрания. Даже картины сохранились, да? Как колхозники с колхоза обсуждают новую сталинскую Конституцию.

И.Петровская ― Пепельницу тут кто-то керамическую, фарфоровую… чернильницу. Кто-то разместил картинку, как народ обсуждает. В принципе, идея, мне кажется, у тебя богатая. И я бы еще ввела также принудительное обсуждение, а вернее, принудительную трансляцию для всех. Она не будет принудительной для телевидения, они только будут рады, но просмотр обязательный в рабочий полдень можно это организовывать.

К.Ларина ― На предприятиях.

И.Петровская ― Во-первых, всех трансляций, чтобы уже не тратиться на Эльбрус. Для всех абсолютно коллективов – просмотр всех этих мероприятий и с последующей трансляцией обсуждение. Мне тоже кажется это логичной и тоже достаточно богатой идеей.

К.Ларина ― Союз спасения декабристов. Одни спасают фильм, другие спасают историю, короче, в любом случае, резонансная получилась киношка, которую мы с Ирой не видели, поэтому обсуждать ее не будем.

И.Петровская ― Но скажем! Давай ты, ты смотрела.

К.Ларина ― Давай ты первой.

И.Петровская ― Ну что я все время говорю?

К.Ларина ― Давай-давай. Первый канал спасал?

И.Петровская ― Понятно было, что если на Первом канале будет обсуждение, то исключительно в таких хвалебных и розовых красках, что, собственно, и состоялось. Причем, по всей видимости, там, конечно, были какие-то схватки между разными персонажами, но судя по тому, как плотно были нарезаны выступления гостей, какие-то негативные вещи…

К.Ларина ― А были?

И.Петровская ― Наверное были.

К.Ларина ― Но кто-нибудь был из участников?

И.Петровская ― Нет, во-первых, каждый начинал, практически каждый начинал со слов «посмотрел фильм один раз, два раза или три, безусловно, события, безусловно, важно и давно у нас не было таких вот масштабных исторических полотен, но». И дальше – Нарусова, например, сенатор, — говорила, что она сама специалист по декабристам…

К.Ларина ― И поэтому Собчак была, получается? Косвенно.

И.Петровская ― Получается. И она считает, что это, тут я с ней не могу не согласиться, что это вообще был важнейший момент в российской истории, потому что если в истории страны есть хотя бы один случай вот такого вот вольнодумства и стремления к свободе, то, значит, страна великая или, по крайней мере, не безнадежна. Были какие-то люди, которые говорили, историки там, потомки декабристов, что кино отличное, тоже смотрели много раз, только, говорят, никакого не имеет отношения к истории и к самим декабристам.

К.Ларина ― А Мединский не выступал?

И.Петровская ― Нет, Мединского там не видела, честно тебе скажу. Может быть, я просмотрела. Был какой-то критик или блогер, который написал как раз отрицательную рецензию, но он тоже всячески подчеркивал, что он не знаток истории, он характеризовал в своей рецензии только эстетическую часть, вернее, он оценивал. И вот с этой точки зрения ему кажется, что там и сценарий провальный. Но мгновенно вклинивался Дмитрий Борисов, который говорил, что для этого и снималось, для этого кино. Чтобы дать людям возможность дальше самим искать какие-то первоисточники, читать историков… Ну и так далее. В общем, общий смысл этого обсуждения, что кино – выдающееся.

К.Ларина ― Но история мутная.

И.Петровская ― История мутная. Но в целом… А какая картинка! А какой Петербург! А как костюмы прекрасно сидят! А какие актеры замечательные! Вот такое.

К.Ларина ― А то, что касается Ксении Собчак и ее обсуждения. Мне не показалось это удачным. Потому что народу было много, шума было много, но никакой внятности я там не услышала. Во-первых, перехватил инициативу ведущего очень быстро наш главный редактор Алексей Венедиктов, который не может просто так спокойно сидеть, типа высказался и молчи. Нет, он так не умеет. Он сразу начинает вести, потому что ему кажется, что все валится. Я просто понимаю эти мотивы. Ему кажется, что все валится, все идет не туда и он берет в свои руки, начинает управлять и это у него получается. Там был даже какой-то смешной момент, когда он стал кричать «сарказм! Сарказм!».

И.Петровская ― А, да, это я видела, конечно.

К.Ларина ― Как в мультфильме. Но при этом набор людей был очень разный. Вот, в отличие, как раз, от…

И.Петровская ― Нет, здесь тоже разный.

К.Ларина ― Но здесь совсем разный.

И.Петровская ― Установка. Ну как, если Первый канал, продюсер Первого канала Константин Эрнст, начальник Первого канала, выступает продюсером этого кино и все, как это может еще по-другому обсуждаться?

К.Ларина ― Кстати, если кто интересуется, кто фильм посмотреть и вам важно вообще про это поговорить – конечно же, посмотрите у Собчак. Там есть какие-то, успели люди что-то высказаться, но мне лично, как зрителю, не хватило. Мне не хватило прямых каких-то диалогов, дискуссии настоящей. Потому что, по сути, это была такая нарезка высказываний.

И.Петровская ― Вот и здесь, это нарезка высказываний, не было никакой дискуссии.

К.Ларина ― Кибовский, который является научным консультантом этого фильма и понятно, что к нему, как раз, и оперировали все люди, которые там выступали. Там был Виктор Матизен, который категорически не принял этот фильм.

И.Петровская ― Как и многие другие кинокритики.

К.Ларина ― Именно как кино, прежде всего, а не как кино историческое.

И.Петровская ― Зинаида Пронченко тоже.

К.Ларина ― Это тоже критика была. В общем, при этом повторю, что мне показалось, что была такая суета сует. Шума много, крику много. А сути не было.

И.Петровская ― Мне кажется, Ксения, в данном случае, она как-то утратила очень быстро бразды правления.

К.Ларина ― Я тебе говорю, зато их взял понятно кто.

И.Петровская ― Но в этом случае хоть кто-то взял и несет.

К.Ларина ― Да. Вот, возвращаясь, что посоветовать. К началу. «Культура достоинства», которую мы сегодня вспоминали, канал Андрея Маркова. У него там был очень внятный разбор, специальный исторический разбор от Никиты Соколова – историка, который пришел к нему в студию, и они там именно это кино обсуждали с исторической точки зрения. Ну и естественно не могу не анонсировать и не порекомендовать вам беседы Венедиктова с Кибовским, где как раз эта тема, естественно, поднимается на «Эхе Москвы». У нас пошла уже песня. Она может тоже не понравиться движению «Сорок сороков», но это как раз тот самый случай, когда мы не можем ее не спеть. Напомнить людям, что это ироническая песня Алексея Кортнева. «Путин и Христос».

Источник: echo.msk.ru

Related posts