Оценить габариты русского медведя

russian-paint-market-to-grow

Она быстро развивалась, рост валового внутреннего продукта за последние пять лет ежегодно превышал 7 %. Состояние российской экономики зависит от запасов нефти и полезных ископаемых, иза последние годы РФ получила выгоду от повышения цен на них. Совсем недавно, однако, на ситуации в стране негативно отразилось падение цен на природные ресурсы. Тем не менее благодаря продолжающемуся спросу наних ожидается, что подъем очень скоровозобновится.

Полиграфия – пока нета отрасль, которая приходит наум, когда разговор заходит о России. Существуют особые культурные факторы, оказывающие воздействие на печатную индустрию вРФ. Например, расходы на рекламу намного ниже, чем в странах Западной Европы. В 2006 г. в России на душу населения они составили 46 евро. Для сравнения: в Италии – 173, в Германии – 209 евро, а в Великобритании все 300. На ТВ-рекламу приходится наибольшая доля всех затрат, авот доля рекламы в печати – намного ниже. Одна из причин этого – низкий уровень распространения газет и журналов вРоссии.

Еще одна особенность – рынок direct mail, он относительно небольшой, поскольку почтовая система РФ не в состоянии выполнять свою работу одинаково качественно на всей территории страны. До сих пор не слишком распространены кредитные карты, так что пока направление транзакционной печати не очень развито. Однако россияне – жадные читатели и есть потенциальные возможности для роста в сегменте книг ижурналов.

В России приблизительно 5000–7000 полиграфических предприятий (в Великобритании в 2008 г. их насчитывалось 12 200), но только несколько сотен считаются реально действующими, поскольку инвестируют в оборудование и печатают в значительных объемах. Больше всего таких типографий в Москве и Санкт-Петербурге. По оценкам специалистов, полиграфический рынок России оценивается в 3 млрд. долл. в год, к которым добавляется еще 1 млрд. долл. от импорта (стоимость его с 2004 г. увеличилась почти вдвое). Наибольшая доля импорта ввозится из Европы, Великобритания в 2007 г. занимала девятое место среди крупнейших экспортеров печатной продукции вРоссию.

Неудивительно, что производители полиграфического оборудования иПО возлагают надежды наРФ какна растущий рынок. В тоже время многие российские типографии стремятся узнать больше о новейших технологиях и о том, как развить свой бизнес. В РФ средняя выручка, которую приносит типографии один сотрудник производства, составляет всего 17 тыс. фунтов, эта сумма может быть удвоена благодаря цифровым технологиям. Они оживили полиграфический рынок этой страны около десяти лет назад, а особенно активно начали расти в последние пять лет. До сих пор правительство владеет значительным количеством типографий, ноони в большинстве случаев признаны неэффективными и сейчасприватизируются.

Другой фактор, способствующий активному освоению цифровой печати в России, – малые тиражи. В своем исследовании компания InfoTrends обнаружила, что менее 20% всех печатных работ изготавливаются тиражами свыше 2000 отт. Подобная ситуация и в офсете, где только 18,8% заказов идут тиражами более 2000 отт. Благодаря этому цифровая печать занимает выгодныепозиции.

По видам печатной продукции также есть свои особенности по сравнению с Западной Европой. Брошюры и флаерсы – первые в списке наиболее популярных печатных продуктов в России, за ними следуют визитки и бланки. Быстрорастущий сектор частного бизнеса стимулирует спрос на продукцию, связанную с офисной сферой деятельности. Типографии вРФ стремятся выполнять низкорентабельные работы, упуская возможность создания изделий с добавленнойстоимостью.
Несмотря наточто в ближайшие месяцы экономическая ситуация не предвещает для российских полиграфистов ничего хорошего, долгосрочные перспективы вполне позитивны. Многие направления печатной отрасли только набирают силу, и с повышением благосостояния спрос на почтовую рассылку, печать журналов, фотопечать и другие услуги будет расти. Ожидается, что рекламные бюджеты также пойдут вверх. За последние несколько лет спрос на печать в стране обгонял предложение, в результате объем импорта увеличился. Сейчас российские типографии прилагают все усилия для увеличения производительности, и возобновление экономического роста даст больше возможностей поставщикам. Россия остается рынком, за которым стоит внимательнонаблюдать.


Об авторе: Ральф Шлецер – директор консалтинговой службы в области издательского бизнеса и печати on-demand аналитической компании InfoTrends.ralf_schlozer@infotrends. com (ralf_schlozer null@null infotrends NULL. com)
Материал был опубликован по втором номере нашего журнала за 2009г.

©Ральф Шлецер. Все права сохранены.

Related posts