Главное – удовлетворенность заказчика

p1030134

Компания Sappi является одним из мировых лидеров в производстве высококачественной мелованной бумаги. Чем подкреплено это лидерство?

На североамериканском рынке доля нашей фирмы составляет порядка 24 %, на европейском – более 22 %, на африканском – 60 %. В целом Sappi занимает 18 % мирового рынка мелованной бумаги. С одной стороны это значительная величина, с другой неза горами тот день, когда китайские производители смогут завоевать большую долю рынка. В отличие от них мы не строим новых фабрик. Китай и азиатские компании же вкладывают значительные средства в строительство новых мощностей по производству бумаги. Один из крупнейших заводов компании APP изготавливает более 1 млн. т бумаги в год.

Да, Китай настроен весьма серьезно. Но и Европа тоже. Осенью 2010 г. Европейская комиссия ввела временные антидемпинговые пошлины на импорт мелованной бумаги из Китая. Эффективная ли данная мера?

Наша компания вместе с тремя крупными европейскими производителями мелованных бумаг инициировала расследование EC по вопросу импорта листовой мелованной чистоцеллюлозной бумаги в Европу, предоставив аргументы, свидетельствующие о том, что цены, по которым осуществляется продажа бумаги на континенте не могут быть обоснованы экономически, так как они гораздо ниже себестоимости производства в Китае (как впрочем, и в любой другой стране). Однако точка в этом деле еще не поставлена. В настоящее время идет второй этап расследования, так как выяснилось, что поставки по демпинговым ценам субсидировались государством, что противоречит нормам честной и свободной торговли. К маю 2011 г. Европейская комиссия примет решение исходя из новых реалий.

На самом деле борьбу с китайским демпингом начали еще США. После того как они ввели дополнительные пошлины мы опасались, что вся бумага хлынет в Европу и это подорвет честную рыночную конкуренцию. Благодаря введению пошлин, такого сценария удалось избежать.

Многие фирмы покупают предприятия в Китае. Насколько это приемлемо для Sappi?

У нас есть совместное предприятие в Китае, в котором доля фирмы составляет 34 % (оно производит мелованную журнальную бумагу с древ массой). Что касается дальнейших перспектив, то многое зависит от того, какие рынки основные для вас ина каких рынках вы работаете. Разумно покупать компании на растущих рынках. Если мы посмотрим на Западную Европу и Северную Америку, то активного роста мы там не наблюдаем, в отличие Восточной и Центральной Европы и той же России. Покупка фирм представленных на развивающихся рынках – это разумное вложение и весьма перспективное дело.

Видимо, приобретая компанию M-real, Sappi исходила из этих соображений…

Покупка M-real позволила нам усилить свои позиции – увеличить долю рынка за счет расширения ассортимента и присутствия на нем. В сегменте чистоцеллюлозных, в основном листовых бумаг, унас уже были развитые каналы сбыта, которые остались прежними, это главным образом оптовики. Рынок же мелованных книжно-журнальных бумаг был относительно новым для нас, поэтому потребовалось произвести реорганизацию. Теперь мы можем предложить клиентам и чистоцеллюлозные бумаги, и книжно-журнальные, иэти два направления хорошо друг друга дополняют. Так что покупка M-real была для нас значимым приобретением. Если до данной сделки производственные мощности компании составляли примерно 2 млн 500 тыс. т, то после – 4 млн 300 тыс. т. Последняя цифра включает и два завода, которые производят продукцию для Sappi, но права собственности принадлежат M-real: финский Aanekoski и шведский Husum (если их не считать, получится почти 4 млн т).

Что собой на сегодня представляет производственное портфолио вашей фирмы в Европе?

В этом регионе у Sappi девять заводов помимо Aanekoski и Husum. Одним из важнейших преимуществ фирмы является расположение предприятий. Большинство наших мощностей, допустим, по том уже производству чистоцеллюлозных бумаг находятся в центре Европы. Они максимально приближены к ключевым рынкам потребления, например, Германии, Франции. И в тоже время и центральное расположение предоставляет прекрасные возможности для поставок в Центральную и Восточную Европу. Например, завод Kirkniemi в Финляндии находится в полутора часах лета от России.

Если говорить в целом о рынке, то, безусловно, в Европе существует перепроизводство. Мощности превышают реальный спрос. Это касается как чистоцеллюлозных, так и журнальных бумаг.

Какие меры планирует принимать Sappi с целью сокращения данного дисбаланса?

Наша компания последние годы занималась сокращением мощностей и участвовала в процессе консолидации. Не могу сказать, что унас есть планы по дальнейшей консолидации. Но мы внимательно следим за рынком, и будем использовать все возможности, которые он дает. Я думаю, что такой подход у большинства европейских производителей. В настоящее время никто не стремится завоевать мировое господство или господство на мировом рынке. Важно найти ответ на вопрос, какой должен быть размер компании, чтобы обеспечить максимальную прибыль. Собственно говоря, поиск оптимальной структуры и размеров компании, способных обеспечить необходимую прибыль и является ключевым.

Наверное, при этом следует делать поправки ина кризисные явления…

В начале 2009 г. мы слышали прогнозы о том, что будет с рынком. И общее заключение было таково, что кризис привел к существенным структурным изменениям, поэтому рынок никогда не восстановится до своего докризисного уровня. Мы тоже делали прогнозы. И сейчас можем сказать, что подводя итоги 2010 г., в начале 2011 г. в отношении чистоцеллюлозных бумаг они были близки к реальности. Европа в целом просела в 2009 г. на13 %, ана отдельных рынках был намного более сильный спад, например, в России. По сравнению с прошлым кризисным годом рынок вырос на 4 %. В чем все оказались неправы, так это в поведение рынка мелованных журнальных бумаг. В Европе в 2010 г. наблюдался пост кризисный рост более чем на 20 % . Этого никто не ожидал.

Данные цифры говорят о ценности печатного журнального бизнеса для рекламной отрасли, именно этим обосновывается такой рост иэто на фоне появления все большего разнообразия электронных гаджетов.

Какие уроки из рецессии извлекла компания Sappi?

Любой кризис приводит к изменениям на рынке. Рецессия совпала с технологическими изменениями, появлением различного рода цифровых устройств, которые могут стать конкурентами бумажной печатной продукции. В конечном итоге они заберут часть доходов у печатных СМИ. Поэтому издателям важно использовать симбиоз этих платформ, чтобы создавать добавленную стоимость для всех участников данного процесса.

Нужно обращать очень пристальное внимание на контроль затрат по всей цепочки: от бумаги до получения конечного продукта и его финальной стоимости, а также на готовность конечного потребителя заплатить запрашиваемую сумму. В Европе затраты на готовую продукцию превышают ту цену, по которой потребитель готов купить товар.

Мы ожидаем серьезных фундаментальных изменений на европейском печатном рынке в следующие два года. Период восстановления после кризиса характеризовался взлетом цен на стандартные биржевые продукты: нефть, газ, древесину, базовые продукты питания. Древесина быстро становится новой нефтью. (В этом плане России повезло – у нее есть все). Удорожание себестоимости сырья приведет к увеличению общей стоимости печатной продукции, вто время как потребитель будет готов заплатить только прежнюю сумму. Поэтому на вопрос, как будет развиваться рынок после рецессии, пока ответить сложно.

Что вы можете сказать об итогах деятельности фирмы в первом квартале 2011 года?

Результаты группы превзошли наши ожидания. В первом квартале 2011 ф. г. (окт. – дек. 2010 г.) в целом операционная прибыль Sappi составила 137 миллионов долларов США. Впервые за многие годы прибыль на задействованный капитал превысила целевой показатель равный 12 %. Но регионы вели себя по-разному. Если мы возьмем Южно Африканское подразделение, где главным образом производится целлюлоза, то там все было очень хорошо, если посмотрим на северную Америку, где унас доля производимой целлюлозы несколько больше, чем бумаги, то там тоже все оказалось хорошо. Что касается Европы, для предприятий которой примерно 50 % целлюлозы мы производим сами и 50 % закупаем, то там все оказалось намного менее успешно.

Насколько интересен российский рынок для вашей фирмы?

Рынок России развивается бурными темпами, и его важность для Европы с каждым годом возрастает. Наши заводы идеально расположены для обслуживания российских клиентов. Например, таже фабрика Kirkniemi в Финляндии, выпускающие хорошо известные журнальные бумаги Galerie.

Конкуренция на рынке сильна, поэтому важно строить прочные отношения с клиентами, заботясь, в том числе и об их росте. У нас отличная команда, которая предана своему делу имы надеемся, что наши позиции на рынке будут только укрепляться. Мы уважаем своих конкурентов, они уважают нас.

Весной прошлого года ваша компания заключила сПК «Пушкинская площадь» соглашение о расширении сотрудничества с целью поддержки российских издателей, что предполагало увеличение поставок бумаги на 30 %? Рассматриваются ли другие типографии России в качестве партнеров Sappi?

Мы очень довольны сотрудничеством с компанией «Пушкинская площадь». Но это типография далеко не единственный наш партнер. Мы работаем со всеми крупными полиграфическими предприятиями России и очень довольны нашим бизнесом с ними. Российский рынок очень динамично развивается и очень важен для нас. Если я говорю о западных рынках, утверждая, что может быть в этом году или в следующем мы прирастем на полпроцента или получим минус 2 %. То если мы имеем в виду Россию, то говорим о росте в20-30 %, это совершенно другой мир.

Если мы договариваемся о расширении сотрудничества и о поддержке другу друга, мы выполняем свои обязательства. Наша компания внимательно следит за своими партнерами, за тем, как они развиваются. Нам хотелось бы, чтобы на растущем российском рынке, типографии получали дивиденды от роста, ане устраивали битвы за доли рынка, которые отражались бы на их возможности зарабатывать деньги. Хотелось бы, чтобы наши партнеры делали ставки нена демпинг и борьбу друг с другом, ана устойчивое развитие, что подразумевает получение прибыли. На этом растущем рынке типографии просто обязаны зарабатывать деньги, чтобы элементарно иметь возможность финансировать свое дальнейшее развитие.

В свое время Sappi ставила перед собой задачу взять под свой контроль 25-30 % мирового рынка мелованной чистоцеллюлозной бумаги. Что сейчас является приоритетом для компании?

Доля фирмы это не самое главное ине самоцель для нас. Намного более важно возможность зарабатывать средства за счет имеющихся активов. Важно ответить на 2 вопроса: насколько ваша компания конкурентоспособна и насколько хорош ваш сервис, чтобы ваши заказчики работали с вами. Здесь есть две стратегии:либо ты добиваешься увеличения доли на рынке за счет снижения цены, не зарабатывая на этом;либо твоя рынка увеличивается за счет лучшего сервиса, качества продукции, удовлетворенности заказчиков от бизнеса с вами, ипри этом они готовы платить за продукцию несколько больше, чем она стоит у конкурентов. Мы выбираем вторую стратегию. Сейчас продажи компании растут за счет рынков, которые быть может, не совсем традиционны. Мы активно развиваем продажи в России, в восточноевропейских странах (Польша, Чехия), в Латинской Америке и Австралии, а также на Ближнем Востоке и в США. Это те рынки, которые на сегодняшний день растут и где унас тоже есть возможность для роста. Главное для Sappi не увеличение доли мирового рынка, а возможность расширения присутствия за счет удовлетворенности заказчика посредством предоставления ему лучшего сервиса, который позволяет нам быть конкурентными и сильными в столь непростом и меняющемся мире.

Статья была опубликована в апрельском номере нашего журнала за 2011 г. Новое интервью с Берри Виерсумом, которое было проведено 10 марта 2012 г., читайте в следующем номере издания.

Добавить сайт

Related posts