Статья «Финансовая грамотность. Актуальность вопроса в начальной школе»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Финансовая безграмотность — огромная проблема.

Люди постоянно вляпываются в опасные ситуации

только потому, что как следует не подготовились.

Что такое финансовая грамотность?

Финансовую грамотность можно определить как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.

Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор соответствующего финансового инструмента, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы.

Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих инструментов для работы с финансами, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Каждому предстоит жить в современном мире, в котором без знания основ экономики можно попасть в сложную ситуацию.

Можно ли повысить всем зарплату и одновременно снизить цены, нужно ли отнести свои деньги в фирму, которая обещает невероятные доходы, что стоит за всем этим – это знание, необходимое каждому.

Финансовая грамотность даёт возможность понимать, как устроена финансовая сторона жизни, за счёт чего происходят те или иные события, как повлияет на жизнь человека то, что происходит в государстве, к каким последствиям приведёт тот или иной шаг с собственным деньгами.

Экономическая сторона жизни устроена определённым образом, и основы этого надо знать так же, как знать правила вождения автомобиля, прежде чем сесть за руль.

В этой области немало расхожих мнений, которые приведут к проблемам, если ими руководствоваться. «Работа не волк, в лес не убежит», «Не обманешь, не продашь», «Деньги – зло» и т.д.

Лучше помочь детям изучить современные правильные данные, которые помогут принять решение и достичь своих целей.

Как известно, основы восприятия окружающего мира формируются у ребенка с ранних лет, преимущественно в школьном возрасте. Именно поэтому очень важно, чтобы финансовая грамотность была сформирована именно в этот период. Это задача ложится, конечно, прежде всего, на родителей. Но роль учителя в этом вопросе тоже нельзя исключать. Актуальность данной роли мы рассмотрим позднее.

Первые взаимоотношения с деньгами у ребенка начинают выстраиваться в тот момент, когда он впервые получает от родителей деньги. Как правило, первая выдача денег происходит с целью совершения какой-то заданной покупки (сходить за хлебом, за молоком и т.д.) В этот момент ребенок формирует свое первое мнение о деньгах. Он понимает, что деньги – это нечто ценное, что их можно поменять на нужный товар. Т.е. первоначально дети воспринимают основные функции денег как меру стоимости и как средство платежа.

Постепенно, дети начинают понимать, что деньги состоят из бумажных купюр и монет, что купюры представляют большую ценность, чем монеты, и это все бывает разных номиналов. Дети учатся сопоставлять ценность купюр и монет разных номиналов, правильно подбирать банкноты и монеты для совершения нужной покупки, высчитывать сдачу. Эти основы финансовой грамотности детей закладываются, как правило, тогда, когда ребенок уже умеет производить элементарные арифметические действия – приблизительно в 6-7 лет, т.е в момент поступления в школу.

На втором этапе дети получают карманные деньги и учатся распоряжаться ими самостоятельно: сначала под чутким присмотром родителей, затем – с постепенным ослабеванием контроля. Здесь у ребенка закладываются первые навыки формирования своего личного бюджет: он учится оптимально использовать свои денежные поступления (карманные деньги) для удовлетворения своих потребностей (школьный буфет, покупка сладостей, оплата проезда и т.д.) Ребенок начинает понимать, что чем больше он использует, тем меньше у него остается. И тут зарождаются зачатки планирования личного бюджета. Это происходит постепенно и задача родителей в этой ситуации – способствовать развитию навыков планирования, т.е. не выдавать карманные деньги по первому требованию, а учить ребенка «вписывать» свои расходы в ту сумму, которая ему выдана на определенный период.

К сожалению, можно наблюдать, что не всегда развитие у ребенка основ финансовой грамотности происходит по данному плану. Часто родители не знают и не умеют научить своего ребенка «правильному» обращению с деньгами. Это происходит потому, не все родители владеют финансовой грамотностью в той мере, которая помогает им самим верно формировать свой семейный бюджет и свое отношение к деньгам.

Актуальность включения школы в этот процесс, на мой взгляд, очевидна: благоприятный период формирования данных понятий приходится как раз на период начальной школы. Кроме того, мы, учителя, часто являемся свидетелями нерационального расходования карманных денег: купленные булочки в буфете оказываются совсем не нужными, т.е. покупки совершаются не ради получения необходимого, а ради самой покупки, ради процесса замены монет и купюр на нечто большее по размеру. Иногда ребенок даже не верно понимает выгоды покупки: разменивая одну банкноту и получая сдачу мелочью, ребенок с восхищением хвалится одноклассникам, что денег у него теперь стало больше… Бывали случаи, когда дети «дарили» друзьям деньги, выданные родителями на какие-либо покупки и при этом не видели в этом ничего предосудительного, ведь «у мамы есть еще» или «мне завтра еще дадут». Это показывает, насколько еще не сформировано у ребенка правильное понимание денег, и не всегда родители могут справиться с этим самостоятельно. В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения этого предмета в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о его массовом внедрении в школьное образование.

Родители в большинстве случаев не могут обучать основам финансовой грамотности своих детей, так как сами не обладают достаточным уровнем знаний и навыков в сфере управления финансами.

Что можно предпринять для решения проблемы?

Грамотность школьников и учащейся молодежи в финансовой сфере – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения и будущих поколений граждан.

Международное содружество образовательных некоммерческих организаций «Достижения молодых» (JA Worldwide ® ) располагает многолетним опытом обучения основам финансовой грамотности детей и учащейся молодежи. Модель обучения «Достижения молодых» основана на практикоориентированном подходе и социальном партнерстве в сфере образования с привлечением партнеров, представляющих государство и бизнес, банковские и финансовые организации, а также образовательные учреждения, которые объединяют усилия и ресурсы в целях эффективной и результативной подготовки подрастающего поколения к успешной деятельности в сложных и динамичных условиях современной экономики.

Программы «Достижения молодых» адаптированы к возрастным особенностям учащихся, предлагают различные виды образовательной деятельности и ориентированы на формирование и практическое применение усвоенных знаний и навыков.

Примером применения образовательной модели «Достижения молодых» в сфере формирования финансовой грамотности школьников может служить программа «JA — Больше чем деньги». Программа предназначена для школьников 7-13 лет и направлена на развитие полезных навыков обращения с деньгами в следующих основных направлениях: поступления, расходы, сбережения, пожертвования. Программа устанавливает связь между деньгами и источниками доходов, дает возможность сформировать представление о возможностях профессионального выбора, включая предпринимательскую деятельность. Программа создана методистами международного образовательного содружества «Достижения молодых» и успешно развивается в мировом масштабе при поддержке банка HSBC.

Добровольные консультанты, участвующие в образовательном процессе, приносят в классы, обучающиеся по программе «JA — Больше чем деньги», свой личный и профессиональный опыт управления финансами. Сотрудники банка выступают в роли наставников и в сотрудничестве с учителями помогают школьникам освоить ключевые понятия и базовые навыки финансовой грамотности. Программа носит прикладной характер, имеет учебно-методическое обеспечение, включающее материалы для учителей и консультантов, наглядные пособия, рассчитанные на школьников в возрасте 7-13 лет, которые могут изучаться в классе и в семейном кругу. В 2008-09 учебном году российская программа «JA- Больше чем деньги» была реализована в московских школах. Доступ к ней получили 3 172 учащихся. В 2009-10 планируется расширение программы – ее будут преподавать в школах Москвы и Санкт-Петербурга.

В каком возрасте следует начинать обучение финансовой грамотности и обращению с деньгами?

Однозначного мнения на этот счет экспертное сообщество не имеет. Большинство считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 7-13 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Финансовая грамотность – одно из основных направлений образовательных программ «Достижения молодых», реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать правильный выбор и изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы.

Какое влияние на детей и молодежь могут оказывать образовательные программы финансовой грамотности?

Программы, направленные на формирование финансовой грамотности порастающего поколения, могут оказать воздействие при соблюдении ряда ключевых условий, к которым относятся: доступность и увлекательная форма изложения, адаптация к возрастным особенностям восприятия, мотивация, непрерывность, массовость.

Программы, предназначенные для формирования финансовой грамотности молодежи, должны устанавливать прямую связь между получаемыми знаниями и их практическим применением, оказывать помощь в понимании и использовании финансовой информации в текущий момент и долгосрочном будущем, ориентироваться на жизненный цикл и жизненные стратегии участников, воспитывать ответственность за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Чтобы оказывать положительное и долговременное воздействие на участников, программы финансовой грамотности для детей должны быть основаны на современных и понятных примерах из реальной практики, подготовлены и представлены учащимся с участием представителей образования и профессионального сообщества.

В заключении хочу сказать, что вопрос формирования у обучающихся основ финансовой грамотности является на сегодняшний день особо актуальным. Век новых технологий и развития общества заставляет членов этого общества быть максимально образованными во всех направлениях. Правильное отношение людей к собственным финансам, финансам своей семьи даст возможность правильного отношения к финансовым вопросам государства, к пониманию и грамотному отношению к деятельности государства в этом вопросе. И если ставить целью формирование взрослого человека, способного адекватно оценивать финансовые ситуации, то начало этому процессу должно быть положено как можно раньше. Начальная школа может стать первой ступенью в формировании этого правильно отношения. Дети – наше будущее, и мы должны дать им основы финансовой грамотности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то — определиться с выбором будущей профессии.

Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Ведь правильное распоряжение финансами — верный ключ к богатству и успеху!

И хотелось бы закончить своё выступление словами Роберта Кийосаки: «Если вы считаете, что обучение стоит дорого, попробуйте узнать, сколько стоит невежество».

Источник: infourok.ru

Related posts