В настоящее время в эпоху стремительного развития информационных технологий, большой популярностью среди населения пользуется дистанционная форма обучения. Дистанционное обучение – это форма обучения, в основе которой удаленное взаимодействие преподавателей и учащихся, которое реализуется с помощью телекоммуникационных технологий и сети Интернет.
В России обучение через центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации путем дистанционного обучения считается обычным делом. Тем не менее, за рубежом уровень развития дистанционного образования выше, чем в нашей стране. В Российской Федерации на дистанционное обучение приходится только 15 % образовательного рынка. Но уже сегодня в России появились собственные образовательные онлайнплощадки, также в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации есть рабочие группы, которые занимаются разработкой стандартов дистанционного образования. Популярность дистанционного образования растет, потому что у него много достоинств, к которым можно отнести:
1) Высокую технологичность. Дистанционное обучение осуществляется с помощью современных технических и программных средств. Информация, передаваемая обучающемуся с помощью мультимедийных технологий представляется яркой, интересной и динамичной, что способствует повышению эффективности образовательного процесса.
2) Открытость и доступность. Студент может обучаться, не выходя из дома или офиса. Также важно то, что стоимость дистанционного обучения невысокая, так как снижаются расходы на переезд, проживание в другом городе (или стране). Равные возможности для предоставления образования для людей разных возрастных групп и людей с ограниченными возможностями.
3) Свободу и гибкость. Свобода выбора университета, специальности, направления. Студенту доступно обучение одновременно в нескольких вузах и возможность совмещать обучение с основной профессиональной деятельностью. Студент сам выбирает график своих занятий и может учиться столько, сколько ему нужно для освоения дисциплины, курса и получения знаний по выбранному направлению (профилю).
4) Повышение уровня квалификации. В современном мире количество профессиональной информации быстро устаревает, поэтому специалисту на протяжении всей жизни необходимо постоянно изучать новую информацию.
5) Индивидуальный подход к каждому обучающемуся. У каждого человека разный уровень интеллекта, опыта, знаний в определенной области, поэтому при обучении в группе одна часть студентов на первых занятиях может отставать, а другая вырывается вперёд. При индивидуальном подходе преподаватель проводит занятие с каждой группой студентов по отдельной методике, которая учитывает уровень их развития .
6) Дистанционное образование положительно влияет на обучающегося, повышает его интеллектуальный и творческий потенциал за счет самоорганизации, стремления к новым знаниям, принятия ответственных решений, взаимодействия с компьютерной техникой. Помимо достоинств, существуют следующие недостатки:
1) Не у всех студентов в России есть персональный компьютер и возможность постоянного доступа к Интернет.
2) Необходима сильная мотивация. Студент, который выбирает дистанционную форму обучения, должен быть ответственным и самодисциплинированным.
3) Сложность с проверкой знаний студента. Отсутствует возможность контролировать добросовестное выполнение самостоятельных заданий. Преподавателю доступен только конечный результат, который представлен студентом.
4) Отсутствие очного общения студента с преподавателем, при котором может происходить недостаток практических знаний, но видеоконференции частично могут решить эту проблему.
5) Не используется дистанционное обучение в области медицины и инженерии, так как невозможно на расстоянии обучить целому ряду практических умений и навыков, которые формируют профессиональные компетенции при выполнении реальных практических и лабораторных работ.
6) Выпускники университетов – это будущие руководители компаний (предприятий, фирм). Без опыта работы в коллективе невозможно подготовить хорошего руководителя, способного организовывать коллективы, которые нацеленные на получение высоких результатов в работе. Данный опыт формируется во время семинарских и практических занятий, а также при прохождении практики.
В России система дистанционного образования находится еще на стадии разработки, попрежнему нет четкой правовой базы, но это не мешает ВУЗам предоставлять услуги по осуществлению дистанционного обучения. Такая форма, безусловно, имеет место быть в современном обществе, но, несмотря на все очевидные достоинства, ещё требует доработки.