Когда-то мир раскололся надвое. В большинстве стран принято, что автомобили едут по правой стороне дороги. Однако около 35% всех автомобилей в мире выпускаются с правым рулем. Самый большой «недостаток» в этом проценте — Индия, где находится огромное количество автомобилей. Помимо этого из списка самых известных левых стран сразу вспоминаются Великобритания, Япония, Австралия и Сингапур.
Что общего у большинства этих стран, так это то, что большинство из них — бывшие британские колонии, поэтому разумно предположить, что это как-то связано с британцами. Что пошло не так в Великобритании, чтобы попасть сюда?
На самом деле, корни правостороннего движения уходят в средневековье, как бы невероятно это ни звучало. Причина довольно проста. При езде на лошади, главном транспортном средстве в те времена, которое было в карманах более знатных людей, ножны с мечом располагались с левой стороны. Это облегчает рыцарю вытаскивание оружия правой рукой во время боя. Конь устанавливается с левой стороны, чтобы не мешать ножнам с мечом, если он находится справа.
В Соединенных Штатах правостороннее движение было установлено в конце 18 века, потому что людям, путешествующим в каретах, стало не хватать скорости. Поэтому в карьерах, которые тоже становятся тяжелее из-за декора и комфорта, запрягают четырех лошадей. В этом случае кучер располагается на задней левой лошади так, чтобы хлыст, который он держит в правой руке, доходил до всех животных. Правое движение в Соединенных Штатах также стремится продемонстрировать независимость от британской короны.
Во Франции «моду» на правостороннее движение вводят, как ни странно, крестьяне, которые предпочитают передвигаться со своими тележками и повозками именно по этой стороне дороги. Буржуазия во время Великой французской революции приняла их манеру, чтобы не выделяться. Позже этот закон был одобрен Наполеоном Бонапартом, который приказал военным двигаться вправо. Этот шаг также имеет политический сигнал — французские союзники также становятся «правыми». А Британия, как мы видим сегодня, остается «левой».
Однако не все страны до конца уверены, какой путь выбрать. Канадцам, например, не удавалось решить эту проблему до 1920-х годов — в каждой провинции есть свои обычаи.
Швеция же повернулась вправо только в 1967 году, после того как специальная комиссия на четыре года разработала комплекс мер. В результате в ночь на 3 сентября с 1 до 6 часов утра движение транспорта запрещено на всех улицах страны, кроме машин скорой помощи, пожарных машин и полицейских машин. За эти 5 часов дорожники должны установить и включить новые светофоры и поставить новые знаки, а старые демонтировать.
В целом хаоса в больших городах не избежать, но все равно никто не умирает, потому что водители быстро привыкают к правостороннему движению. На короткое время было введено специальное ограничение скорости — на всякий случай. Это мероприятие было названо шведскими властями «Днем H» (от «Högertrafik» — правое движение) и получило широкий резонанс по всей стране. Пропаганда правого движения ведется давно. Был создан специальный логотип, а песня «Drive Right, Swenson» постоянно звучит по радио.
Неслучайно среди старых моделей Saab и Volvo так много с правым рулем. Кстати, то же самое и с общественным транспортом. В подготовительный период страна закупила новые автобусы и частично переработала старые, добавив новые двери с правой стороны. Некоторые из старых автобусов с правым рулем были подарены Пакистану. Интересно, однако, что на шведской железной дороге и в метро до сих пор практикуется левостороннее движение.
Одна страна в мире меняется справа налево — Самоа. Причина чисто экономическая. Самоа — небольшой архипелаг островов и не производит автомобилей. Ввоз автомобилей из США — слишком дорогое удовольствие. В результате местные дилеры переходят на рынки Японии, Австралии и Новой Зеландии, где, как известно, допускается левостороннее движение.
Итак, мы медленно добрались до Японии, которая никогда не была британской колонией, но движение там тоже было левым. Как так? Англичане просто помогли построить первую железную дорогу в стране японцев. Поэтому такой порядок движения сохранился и по сей день.
Спасибо автопорталу AutoInstruction.ru за помощь в подготовке этого материала.