Экономическое воспитание дошкольников

Нравственно-трудовое воспитание

Чистой экономики в дошкольном периоде нет, но есть предпосылки экономического воспитания ребенка. Можно давать доступные знания, знакомить с бережливостью, экономностью, рациональностью, деловитостью.

Экономика — есть искусство и правило ведения домашнего хозяйства. Именно такое определение подходит для дошкольного образования.

Ребенок воспитывается только в деятельности. Когда речь идет об экономической культуре, деятельность должна быть трудовой. Труд — важнейшая категория экономического мышления, он актуален в любой форме общества. Финансы, деньги, цена, стоимость только составляющие этой категории.

Автор курса «Тропинка в экономику» корпорации «Российский учебник» подчеркивает, что формирование финансовой грамотности дошкольников необходимо встроить в систему нравственно-трудового воспитания. Целью курса является экономическая социализация детей. Ребята учатся с ранних лет ценить то, что создают взрослые для них и для счастливой жизни. Это важное умение гармоничной социализированной личности.

Часто задаваемые вопросы

С какого возраста ребенок готов узнать экономические основы?

Как правило, с пяти лет. Уровень подготовленности детей бывает разный. Однако, как показывает практика, в старших дошкольных группах дети уже разбираются в таких понятиях как цена и выгода.

Как реализовывать программу экономической грамотности?

Можно как в отдельных учебных блоках, так и в рамках привычных занятий. Лучше всего совмещать: дважды в неделю отводить время для целенаправленного формирования экономического представления у детей, а также ежедневно внедрять определенные приемы в стандартные учебные ситуации.

Читайте также:

Чем могут помочь родители?

Родителям стоит брать детей с собой в банк, демонстрировать способы обращения с деньгами, а на учебных занятиях — рассказывать о работе, о новых модных профессиях. Также взрослый может готовить ребенка к походу в магазин, предупреждать, какие именно будут сделаны покупки. Это не только позволит избежать неловких ситуаций, но и приучит детей к планированию.

Как подготовить детей?

Прежде, чем реализовывать методы, нужно подготовить учебное пространство. Первое правило: все, что есть в детском саду, создано для интересной и счастливой жизни ребенка. Ни в коем случае нельзя наказывать детей за поломку игрушек. Важно создать благоприятную среду, где нет страха, где ученик проявит самостоятельность и попробует починить игрушку или обратится за помощью к воспитателю. Второе правило: ничего не выбрасывать зря. Даже при таком простом действии как вырезание кружков, можно научить ребенка рационально использовать ресурсы. Суть не в том, чтобы сэкономить бумагу, а в том, чтобы познакомить с понятием бережливости.

Структура программы

  1. Труд — продукт — товар.
  2. Деньги — цена — стоимость.
  3. Реклама.
  4. Полезные навыки и привычки в быту.
  1. Какие бывают деньги.
  2. Что было, когда не было денег.
  3. Откуда берутся деньги.
  4. Богатство и бедность.
  5. Благотворительность.
  6. Как заработать деньги.

На начальном этапе формирования компетентности нужно не возбуждать у детей повышенный интерес к деньгам, а знакомить ребят с социокультурным аспектом финансовой грамотности.

Смотрите также:

Пример образовательной деятельности

Этап 1: дети получают учебную задачу сделать художественную роспись предметов.

Этап 2: появляются «купцы» (работники детского сада), они выкупают поделки для предстоящей ярмарки за распечатанные «рубли», платят в зависимости от качества исполнения «товара».

Этап 3: ребята отправляются в импровизированный магазин, чтобы потратить свои «рубли».

Этап 4: воспитатель предлагает сложить средства для покупки дорогой вещи.

Такая деятельность показывает ребенку, насколько важно качество: чем старательнее создается продукт, тем больше денег за него можно выручить, и тем лучше вещь приобрести самому в результате.

Дополнительная литература педагогу

Книги Роберта Хизрича и Мартина Питерса. В них можно почерпнуть много интересных теоретических и практических знаний по экономике на основе зарубежного опыта.

Книги Павла Мельникова-Печерского. Произведения «В лесах» и «На горах» представляют жизнь экономически образованных людей в дореволюционной России, с аспектами, актуальными и по сей день.

Источник: rosuchebnik.ru

Related posts