Этапы организации системы корпоративного обучения персонала

Организация системы корпоративного обучения персонала, предлагаемая нашей компанией, включает в себя следующие этапы:

  1. Выявление потребности в обучении (разрыв между реальной и желаемой результативностью)
    • Создание корпоративной системы компетенций — описание профиля каждой должности.
    • Профиль должности — это индивидуально (под конкретную организацию и конкретную должность) смоделированный эталон знаний, навыков и умений (компетенций), а также личностных качеств, необходимых для достижения успеха в данной должности.

  • Постановка целей обучения
    • Формулировка целей должна отвечать SMART-критериям: конкретность, измеримость, достижимость, реальность и ограниченность во времени.
    • Чтобы за постановкой цели можно было увидеть определенный результат, учебные цели следует формулировать:
      • как результаты обучения;
      • выраженные в действиях участников;
      • в таких действиях, которые преподаватель (затем и непосредственный руководитель) может надежно опознать.

  • Определение содержания, форм и методов обучения
    • Обучение в процессе работы.
    • Корпоративные системы дистанционного обучения.
    • Специально организованные учебные мероприятия.

  • Выбор или подготовка преподавателей/тренеров
    При выборе тренеров-консультантов мы руководствуемся следующими требованиями:
    • Личная харизма (умение оказывать влияние на слушателей, «вести за собой», внушать доверие и мотивировать на обучение).
    • Коммуникативные компетенции.
    • Практический опыт собственной работы по преподаваемой специальности.
    • Методическая подготовка (знание особенностей обучения взрослых, навыки составления учебных пособий и подготовки практических упражнений, заданий и тестов).
    • Навыки преподавания (умение системно и доходчиво излагать информацию, давать обратную связь, умение управлять групповой динамикой, умение адаптировать работу под разные стили научения).

  • Подготовка к обучению, в том числе организационные мероприятия, а также мотивация к обучению
    Отправляя сотрудника учиться, руководитель должен быть уверен в том, что:
    • Сотрудник хочет пройти обучение.
    • Планы обучения персонала совпадают с их индивидуальным планом развития.
    • Сотрудник знает точную формулировку целей своего обучения (в соответствии со SMART — критериями)
    • Сотрудник готов воспринимать знания не абстрактно, любую информацию он должен пропускать через призму своих потребностей и опыта, постоянно задавая вопрос: «А как я могу применить это в своей работе?»
    • Сотрудник знает, что, вернувшись на рабочее место, он обязан подготовить отчет о пройденном обучении, отразив в нем свои предложения по использованию полученных знаний в своей работе.
    • Сотрудник готов к проведению оценки результатов обучения и знает, как и по каким критериям будет проводиться оценка.
    • Сотрудник знает о том, какая результативность труда ожидается от него после прохождения обучения, и по каким критериям будет происходить оценка.

  • Проведение обучения
    Независимо от формы, сам процесс обучения будет максимально эффективным только при соблюдении естественного цикла приобретения опыта. Применительно к обучению его можно описать так:
    • Получение информации: человеку сообщаются знания о том, как выполняется то или иное действие. Эта информация обязательно должна иллюстрироваться (рассказать и показать).
    • Отработка на практике: человеку предлагается самому выполнить описанное действие в соответствии со вновь полученными знаниями (предложить сделать самому).
    • Система контроля: позволяет контролировать усвоение знаний и правильность выполнения действий (оценить).
    • Обратная связь: человеку сообщается, насколько правильно он усвоил знания и навыки, и рекомендуется обратить внимание на ошибки, еще раз ознакомиться с информацией, которая не была в должной мере усвоена (разобрать ошибки).

  • Оценка эффективности обучения
    В практике корпоративного обучения для оценки эффективности обычно используют модель Киркпатрика, названную по имени ее автора. Модель включает четыре уровня оценки результатов обучения:
    • Реакция: понравилось ли обучение участникам.
    • Усвоение: насколько качественно были усвоены соответствующие знания и умения.
    • Поведение: изменилось ли и насколько в результате обучения поведение участников в рабочей обстановке.
    • Результаты: каковы измеримые результаты обучения для организации.

    Обеспечение позитивного переноса
    Вклад в обеспечение позитивного переноса полученных компетенций в повседневную работу обеспечивают три стороны:


      Преподаватель должен во время занятий сделать акцент на уяснение обучающимися общих принципов, что позволяет им не только лучше понять, как решается та или иная задача, но и дает возможность ответить на вопросы: зачем, с какой целью? Это помогает избежать механического заучивания и зубрежки, расширяя возможности использования полученных знаний и навыков в разных ситуациях. Выбирая методы обучения, преподаватель должен обеспечить максимально широкие возможности для отработки и применения полученных знаний и умений. Этой цели служат методы активного обучения — от тренинговых упражнений, посвященных отработке отдельных навыков, до групповых обсуждений, ролевых и деловых игр, а также самостоятельная работа слушателей. Обеспечивая обратную связь о результатах освоения учебного материала, преподаватель повышает уверенность слушателей в своих силах и усиливает их мотивацию к использованию новых знаний и навыков на практике.

    Обучаемый должен сам «примерять на себя» предложенные знания, технологии и алгоритмы, проявляя инициативу в применении новых компетенций в своей работе.

  • Организация должна обеспечить создание на рабочем месте условий, способствующих максимально полному использованию результатов обучения. Мало устранить барьеры, которые могут мешать использованию новых подходов к работе. Недостаточно также дать работникам, вернувшимся к работе после прохождения курса обучения, право, полномочия, разрешение на их применение. Необходимо создать такие условия, которые будут стимулировать к использованию новых знаний и навыков или поставят работников перед необходимостью их использования: ставить перед работником новые задачи, вносить изменения в его должностные инструкции, учитывать практическое использование усвоенных работником знаний и навыков при проведении аттестации. Следует также поддерживать постоянный контакт с работниками, прошедшими обучение, и их руководителями. Необходимо обращать внимание не только на их достижения, но также рассматривать проблемы и препятствия, встающие на пути использования новых подходов на практике.


  • Источник: www.src-master.ru

    Related posts