Многие современные предприниматели не знают и не понимают возможностей корпоративной культуры, а поэтому не применяют ее в своей профессиональной деятельности, лишаясь, таким образом, очень важного управленческого ресурса. Отсутствие корпоративной культуры в подобных «продвинутых» фирмах приводит не только к хаосу внутри самой организации, но отражается и на качестве обслуживания клиентов.
Постоянное нытьё и жалобы со стороны сотрудников, их нежелание работать добросовестно, отсутствие уважения к организации, в которой работают, низкий профессиональный уровень, высокая текучесть кадров, хамство в отношении тех, кого обслуживают — вот неполный перечень признаков, которые доказывают отсутствие в организации корпоративной культуры.
Существует множество определений корпоративной культуры, мы будем опираться на самое простое и ясное: корпоративная культура — это система ценностей, символов, убеждений, образцов поведения, которые прошли испытание временем и разделяются всеми сотрудниками организации.
Каждая фирма или организация, которая стремится к процветанию, формирует свою (отличную от всех) корпоративную культуру. Ведь именно она позволяет организации обрести «своё лицо», стать узнаваемой для клиентов и сотрудников. Именно она формирует систему отношений в профессиональной группе, отражает цели и ценности организации, дисциплинирует сотрудников, помогает в достижении и поддержании высокой репутации фирмы в деловой сфере.
Если вас оскорбили в маршрутке или в больнице, в магазине или в ЖЭКе, — знайте: в этой конкретной организации корпоративная культура отсутствует, руководителям и сотрудникам здесь наплевать на свою репутацию, главные ценности такой организации — хамство и профессиональная некомпетентность (то есть профнепригодность!), а не качественный и мобильный сервис!
Корпоративная культура тесно взаимосвязана со стратегией организации. Существует несколько подходов к решению вопроса о совместимости и несовместимости корпоративной культуры со стратегией фирмы. Так, стратегия либо подминает под себя установившиеся в организации нормы и правила, либо подстраивается под них.
Корпоративная культура также взаимосвязана с общей психологией людей (как сотрудников, так и клиентов), а также с психологией целой страны или континента, где конкретная фирма находится. Так, например, люди, которые живут на берегу океана, более раскрепощены, открыты, легче воспринимают новые идеи, чем те, которые проживают долгие годы в отдалённой закрытой местности (здесь правят стереотипы). Разумеется, эффективнее вести бизнес там, где население более креативно и мобильно.
Также на формирование и развитие корпоративной культуры каждой конкретной организации влияет исторический опыт той страны, в которой эта фирма осуществляет свою деятельность. Например, чем больше войн и потрясений пережил народ, тем активнее он будет отстаивать национальные идеалы и ценности в своей организации. В зависимости от исторического опыта, народы могут быть оптимистичны (верить в свое дальнейшее развитие) или, наоборот, пессимистичны (отрицать возможность общественных перемен, полное разочарование в своих ценностях и идеалах).
Также корпоративная культура в фирме может быть двух типов:
1. Сильная — когда сотрудники чётко знают свои права и обязанности, работают с полной самоотдачей, поддерживают друг друга, с уважением относятся к своим руководителям, к традициям, ценностям, идеалам, принятым внутри организации. Когда считают организацию «своей», «своим вторым домом».
2. Слабая — когда все перечисленные выше признаки отсутствуют либо извращены.
Фирмы и организации со слабой корпоративной культурой работают неэффективно, в убыток себе и обществу, наносят экономике страны материальный ущерб, а клиентам приносят глубокое разочарование.
Вывод: стремясь к созданию своего дела, предприниматель должен понимать, что пренебрежение корпоративной культурой будет задерживать экономическое развитие фирмы, снизит её репутационные характеристики.
Источник: shkolazhizni.ru