Чистая монополия.. Монополией называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара

Монополией называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара.

Кривая спроса на продукцию монополиста имеет отрицательный наклон. Поэтому всякое увеличение (уменьшение) объема продукции, продаваемой монополистом, сопряжено со снижением (повышением) ее цены. Поэтому монополист может достигнуть максимума прибыли, меняя либо объем производства, либо уровень цены.

Модель монополии основана на ряде допущений:

1. Отсутствие совершенных заменителей.

2. Отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль).

3. Одному продавцу противостоит большое число покупателей.

4. Совершенная информированность.

Когда кривая спроса имеет отрицательный наклон, она также является кривой средней выручки, однако кривая предельной выручки лежит ниже ее.

Допустим, что спрос на продукцию монополиста задан линейной функцией

Монополист никогда не будет функционировать при малоэластичном спросе.

Достаточное условие максимизации прибыли монополиста требует, чтобы наклон кривой предельных затрат был больше наклона предельной выручки, или, иначе, чтобы кривая МС пересекала кривую MR снизу.

Поскольку кривая MR монополиста имеет отрицательный наклон, она может и не пересечь восходящей ветви кривой МС. Поэтому равенство MR = МС может выполняться для монополиста и при возрастающих, и при убывающих предельных затратах

Выпуск QE максимизирует прибыль, является оптимальным, выпуск — QF нет.

Монополия, как и совершенно конкурентные предприятия, может при оптимальном объеме выпуска получать положительную, нулевую или отрицательную прибыль.

Оптимальный выпуск определяется абсциссой точки пересечения убывающих кривых предельных затрат и предельной выручки Е. Цена Р* определяется ординатой точки пересечения А кривой спроса с перпендикуляром, восстановленным из точки Q*, а средние общие затраты — ординатой точки пересечения В того же перпендикуляра с кривой SATC.

Монополия может из прибыльной превратиться в убыточную.

В коротком периоде монополист останется в отрасли до тех пор, пока дальнейшее снижение спроса не приведет к падению цены ниже уровня средних переменных затрат. Точки закрытия для монополии вообще не существует. Монополист покинет рынок лишь в том случае, если цена окажется ниже средних переменных затрат при оптимальном, т. е. прибылемаксимизирующем, выпуске.

Количество продукции, которое будет согласен выпускать и продавать монополист, зависит от изменений в спросе.

Как видим, конфигурация кривых S1, и S2 существенно зависит от характера сдвига кривой спроса. Но мы знаем, что кривые предложения не зависят от функций (кривых) спроса.

Поэтому концепция кривой предложения в теории монополии, как и в теории рынков несовершенной конкуренции в целом, не используется. Говорят, что монополия не имеет кривой предложения.

Для анализа поведения монополиста, как и других несовершенно конкурентных предприятий, решающее значение имеет соотношение спроса и затрат, а не спроса и предложения

Монополия в длительном периоде

Монополист может получать положительную экономическую прибыль и в длительном периоде. С другой стороны, экономическая прибыль монополиста в длительном периоде не может быть отрицательной.

Если монополист несет убытки в коротком периоде, перед ним открыты две возможности. Первая состоит в том, что монополист может покинуть данный рынок и найти за его пределами иной способ использования своих ресурсов, который обеспечивал бы ему положительную или по крайней мере нулевую прибыль. Другая возможность связана с тем, что размеры производственной мощности монополии неоптимальны, а значит, изменив их, монополист может остаться на данном рынке, получая положительную или хотя бы нулевую экономическую прибыль.

Таким образом, в длительном периоде монополист максимизирует прибыль, производя и продавая такой объем продукции, который соответствует равенству предельной выручки и предельных затрат длительного периода. Оптимальная мощность его предприятия такова, что кривые средних общих затрат короткого и длительного периода касаются друг друга в точке, соответствующей оптимальному выпуску длительного периода, Е2.

Точка Е2 лежит на нисходящей ветви кривой SATC2, характеризующей оптимальную для данного монополиста производственную мощность. Значит, его оптимальный выпуск Q2 предполагает неполное использование оптимальной (с точки зрения длительного периода) мощности.

Монополист должен был бы покинуть данный рынок, если бы кривая долгосрочных средних общих затрат на всем своем протяжении лежала бы выше кривой спроса.

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е, где Рс = МС. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене Рm и количеству продукции Qm. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm > МС), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.

Стереотипы, связанные с монополией: 1. монопольные цены — самые высокие, 2. монополист всегда стремится ограничивать выпуск продукции.

Показатели монополизации рынка

1) А. П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

где IL — лернеровский индекс монопольной власти;

Рm — монопольная цена

МС — предельные издержки;

Е — эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

На практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана:

Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе — совокупный (валовой) доход:

2) Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля—Хиршмана (IHH).

Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

где Iнн — индекс Херфиндаля—Хиршмана;

S1 — удельный вес самой крупной фирмы;

S2 — удельный вес следующей по величине фирмы и т.д.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S = 100%, а 1нн = 10 000. Если В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля—Хиршмана превышает 1800.в отрасли 100 одинаковых фирм, то S = 1%, а 1= S х 100 = = 100.

Ценовой дискриминацией называют установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. При этом отличия в ценах не отражают различий в затратах, необходимых для поставки товара или обслуживания покупателей.

Для осуществления ценовой дискриминации необходимо, чтобы прямая эластичности спроса на товар по его цене у разных покупателей была существенно различной, а эти покупатели были легко отличаемы и была невозможна перепродажа товара покупателями.

Различают три вида ценовой дискриминации.

1) Ценовая дискриминация первой степени имеет место, когда каждая единица товара продается по ее цене спроса, так что цены, по которым товар покупается, для всех покупателей различны.

Для монополиста, осуществляющего совершенную ценовую дискриминацию, кривая спроса становится и кривой предельной выручки. Однако в отличие от совершенно конкурентного рынка, на котором существует единая цена и, значит, MR = AR, в случае монополии, проводящей совершенную ценовую дискриминацию, цены разных единиц продукции различны и, значит, MR не равно AR. Таким образом, объем выпуска при совершенной ценовой дискриминации увеличивается до уровня, соответствующего совершенно конкурентному рынку, Q1*.

2) Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда разные единицы выпуска продаются по разным ценам, но каждый потребитель, покупающий одинаковое количество блага, уплачивает и одинаковую цену.

3) Ценовая дискриминация третьей степени отличается тем, что в основе ее лежит не различение цен спроса на отдельные экземпляры (или партии) товара, как при дискриминации первых двух степеней, а разделение самих покупателей на группы, для каждой из которых устанавливается своя цена реализации (сегментация рынка).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10975 — | 7436 — или читать все.

Источник: studopedia.ru

Related posts