Формирование корпоративной культуры студенческого сообщества вуза Чижикова Елена Сергеевна

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Чижикова Елена Сергеевна. Формирование корпоративной культуры студенческого сообщества вуза : диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Чижикова Елена Сергеевна; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения Рос. акад. образования].- Москва, 2010.- 230 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/751

Содержание к диссертации

Глава 1. Формирование корпоративной культуры студенческого сообщества как проблема педагогического исследования 14

1.1. Сущность и содержание понятия «корпоративная культура» 15

1.2. Корпоративная кульура студенческого сообщества, ее место и роль в системе высшего профессионального образования 44

1.3.Концептуальная основа процесса формирования корпоративной культуры студенческого сообщества 61

Выводы по I главе 77

Глава 2. Организационно-педагогические условия формирования корпоративной культуры студенческого сообщества 80

2.1. Модель формирования корпоративной культуры студенческого сообщества 82

2.2. Учебно-методическое обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение подготовки кураторов и студенческого актива к формированию корпоративной культуры студенческого сообщества 107

2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проверке эффективности организационно — педагогических условий формирования корпоративной культуры студенческого сообщества 124

Выводы по II главе 152

Введение к работе

Изменения в социально-экономическом устройстве страны, распад основных элементов воспитательной политики и ценностей, неопределенность в новых ориентирах образования обусловили новую ситуацию в сфере высшего профессионального образования. В студенческой среде наблюдается активное отчуждение от мировых и отечественных ценностей, традиций жизнедеятельности в студенческом сообществе. Значительная часть выпускников вузов при вхождении в трудовой коллектив испытывает трудности в адаптации, в общении с сотрудниками, в усвоении корпоративных ценностей, норм и правил, существующих в организации. Они не готовы работать в команде, выстраивать партнерские взаимоотношения, отвечать за результаты своего труда и за результаты совместной деятельности, что затрудняет интериоризацию корпоративной культуры современных компаний.

Корпоративная культура большинством исследователей

рассматривается как система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данному сообществу, отражающих его индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.

Корпоративная культура студенческого сообщества является мощным стратегическим инструментом, который позволяет ориентировать всех студентов на решение общих задач, мобилизовать их инициативу и обеспечить эффективное взаимодействие в образовательной среде вуза на уровнях: «студент — студент», «студент — преподаватель», «студент -администрация». Она обеспечивает консолидацию и сплоченность студентов на основе общих ценностей, что способствует поддержанию высокой репутации вуза во внешней среде; получению максимальной отдачи от

4 студентов вуза за счет создания благоприятного эмоционально психологического климата, предоставления студентам возможности саморазвития, получения морального и материального удовлетворения.

Значимость корпоративной культуры студенческого сообщества состоит в том, что она позволяет без административного нажима отбирать наиболее эффективные модели поведения студентов, способствует развитию творческого и активного студента, ориентированного в своей жизнедеятельности не только на собственные достижения, но и на общий успех окружающих его людей и сообществ.

Исследование корпоративной культуры в условиях профессиональной подготовки и трудовой адаптации студентов вузов необходимо как для оптимизации образовательного процесса в вузах, так и для повышения эффективности профессиональной деятельности молодых специалистов на предприятиях и в организациях.

В педагогических исследованиях (М.А.Ахмедова [15], О.И.Габдулхакова [38], Е.А.Горохова [42], О.Г.Малая [136], Ж.Б.Суртаева [197] и др.) рассматриваются различные аспекты корпоративной культуры. Так, например, Е.А.Горохова исследовала формирование культуры организационного поведения будущих экономистов в условиях высшего профессионального образования; О.Г.Малая рассматривала проблему развития социальной компетентности личности в условиях корпоративной культуры; Е.Д.Разумова [176] выявляла основы корпоративной культуры будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе; А.В. Соловьева [187] разрабатывала условия подготовки менеджеров сестринского дела к формированию корпоративной культуры и т.д. Тем не менее, мы можем отметить недостаточную разработку проблемы формирования корпоративной культуры студенческого сообщества вуза и определения ее роли в повышении качества профессиональной подготовки студентов.

Анализ концепций воспитания, реализующихся в российских вузах,

5 позволяет сделать вывод о том, что формированию корпоративной культуры студенческого сообщества уделяется незначительное внимание. На передний план при формировании корпоративной культуры в вузах часто выходят ее внешние атрибуты: миссии, различные символы, слоганы, гимны и т.д. Такое формальное копирование технологических приемов корпоративного строительства объясняется отсутствием специально разработанного учебно-методического и педагогического обеспечения процесса формирования корпоративной культуры студентов в учреждениях высшего профессионального образования. В современных вузах можно наблюдать копирование корпоративных стандартов, а не поэтапное и непрерывное их становление с учетом особенностей студенческого менталитета.

Таким образом, актуальность нашего исследования подтверждается рядом противоречий:

необходимостью формирования корпоративной культуры

студенческого сообщества и отсутствием концептуальной основы и моделей реализации данного процесса;

потребностью рынка труда в специалистах, обладающих

профессионально важными качествами, необходимыми для интериоризации корпоративной культуры современных компаний и низким уровнем сформированности корпоративной культуры студентов вузов;

необходимостью использования в воспитательной практике в

учреждениях высшего профессионального образования потенциала корпоративной культуры студенческого сообщества и отсутствием учебно-методического обеспечения и психолого-педагогического сопровождения этого процесса.

Обозначенные противоречия определили проблему исследования: какие организационно — педагогические условия необходимо создать в образовательной среде вуза, чтобы они обеспечивали формирование корпоративной культуры студенческого сообщества?

Для решения данной проблемы определена тема исследования: «Формирование корпоративной культуры студенческого сообщества в вузе».

Объект исследования: образовательная среда в высшем учебном заведении.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования корпоративной культуры студенческого сообщества вуза.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить организационно-педагогические условия формирования

корпоративной культуры студенческого сообщества вуза.

Гипотеза исследования: формирование корпоративной культуры
студенческого сообщества будет проходить эффективно, если:
-концептуальной основой формирования корпоративной культуры

студенческого сообщества, является ориентация на гуманитарные образовательные ценности в рамках культурно-антропологического, личностно-деятельностного и аксиологического подходов, а также полисубъектное взаимодействие на основе принципа диалогизма; — реализация модели формирования корпоративной культуры студенческого сообщества является основой поступательности, непрерывности и последовательности процесса формирования корпоративной культуры студенческого сообщества;

-основой деятельности органов студенческого самоуправления и кураторов по формированию корпоративной культуры студенческого сообщества является организация целенаправленной подготовки преподавателей и студентов к осуществлению процесса формирования корпоративной культуры студентов, а также соответствующее учебно-методическое обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение этой деятельности.

Задачи исследования: 1. Определить сущность понятия «корпоративная культура студенческого сообщества» и функции корпоративной культуры студенческого сообщества

7 в учреждении высшего образования.

2. Обосновать организационно-педагогические условия формирования
корпоративной культуры студенческого сообщества вуза и экспериментально
доказать их эффективность.

3. Определить концептуальную основу и разработать модель формирования
корпоративной культуры студенческого сообщества вуза.

4.Разработать учебно-методическое обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение деятельности кураторов и органов студенческого самоуправления, способствующие эффективному формированию корпоративной культуры студенческого сообщества вуза. 5.Разработать критерии и показатели оценки уровня сформированности корпоративной культуры студенческого сообщества.

Методологическая основа исследования: философские,

общенаучные подходы (культурно-антропологический, системный, аксиологический и личностно — деятельностный) и принципы (принцип гуманистической направленности; принцип индивидуально-личностной ориентации и дифференциации; принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоциональную и практическую сферы деятельности студентов; принцип рефлексивности).

Теоретическая основа исследования: философские, общенаучные концепции, теории, идеи и теоретические исследования: теория формирования всесторонне развитой личности в концепциях личностно ориентированного образования культурологического типа Е.В. Бондаревской [27]; теория личности, ее индивидуальности и персонализации в деятельности (Б.Г.Ананьев [5], Л.И.Божович [24], С.Л.Рубинштейн [179] и др.); теория развития личности как процесса ее вхождения в различные социальные группы (А.В.Петровский [162]); теории организационной и корпоративной культуры, раскрывающие ее типологию и особенности (Cameron Kim S. [259], Hams P.P. [261], Hofstede G.H. [262], Morgan G. [263], Э. Шейн [240], Robbins S.P. [268] и др.); теория организационной и

8 корпоративной культуры образовательных учреждений и корпоративного университета (А. Беляев [20], М.В.Богданова [23], В.А.Виноградова [34], О.И.Горбатько [41] и др.); исследования в области методики и методологии педагогических исследований (В.И.Загвязинский [66], В.В.Краевский [108], Е.В.Бережнова [108] , Д.И.Фельдштейн [222] и др.).

Методы исследования: теоретические (анализ социологической,
философской, психолого-педагогической и специальной научной литературы
по проблеме исследования); эмпирические (анкетирование,

интервьюирование, наблюдение); методы математической статистики и обработки результатов исследования на основе сравнительного количественного и качественного анализа.

Экспериментальная база исследования: Тобольский

индустриальный институт ТюмГНГУ, Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева, Омский государственный педагогический университет.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 512 студентов и 30 кураторов.

Исследование проходило поэтапно в 2006-2009 гг.

На первом этапе (2006-2007 гг.), поисково-теоретическом, осуществлялся анализ социологической, философской, психологической и педагогической литературы, проводилось изучение и обобщение педагогического опыта. В этот период был разработан понятийный аппарат, проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ опытного материала.

На втором этапе (2007-2008), поисково-эмпирическом, включал обоснование, организацию и проведение педагогического эксперимента с целью проверки выдвинутой гипотезы по выявлению эффективности организационно-педагогических условий формирования корпоративной культуры студенческого сообщества в вузе; осуществлялась процедура определения показателей сформированности корпоративной культуры

9 студентов; анализ полученных результатов.

На третьем этапе (2008-2010), аналитико-обобіцающем, проводились анализ, уточнение и обобщение полученных данных; статистическая обработка результатов; подведение итогов исследования; оформление диссертационной работы и автореферата.

Основные положения, выносимые на защиту.

Корпоративная культура студенческого сообщества является субкультурой корпоративной культуры вуза в целом и представляет собой систему духовных и материальных ценностей и, предположений, верований, ожиданий, норм и образцов поведения, которые разделяются и поддерживаются большинством студентов вуза, а также определяют способ их действий и взаимодействий внутри и вне сообщества, в повседневной жизнедеятельности студентов и их будущей профессиональной деятельности.

Корпоративная культура студенческого сообщества вуза является сложной системой и состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: ценностно-нормативная подсистема (основные ценности, разделяемые в студенческой среде корпоративные нормы и правила); подсистема организационной структуры (формальная и неформальная организационная структура, структура власти и лидерства); коммуникационная подсистема (структура формализованных и неформализованных потоков, качество коммуникаций); подсистема социально-психологических отношений (социометрия, система ролей, конфликтность); знако — символьная подсистема (мифы и легенды, корпоративные предания); подсистема внешней идентификации (имидж, рекламные атрибуты).

Организационно-педагогические условия формирования корпоративной культуры студенческого сообщества вуза:

концептуальной основой формирования корпоративной культуры
студенческого сообщества является совокупность культурно-

антропологического, личностно-деятельностного и аксиологического

10 подходов, а также полисубъектное взаимодействие на основе принципа диалогизма;

реализация модели формирования корпоративной культуры студенческого сообщества обеспечивает поступательность, непрерывность и последовательность процесса формирования корпоративной культуры студенческого сообщества вуза и включает компоненты: субъектный; целевой; содержательный; организационно-технологический; уровнево-результативный;;

организация целенаправленной подготовки преподавателей и студентов к осуществлению процесса формирования корпоративной культуры студентов, разработки и внедрения соответствующего учебно-методического обеспечения и психолого-педагогическое сопровождения, что является основой деятельности органов студенческого самоуправления и кураторов по формированию корпоративной культуры студенческого сообщества.

4. Критерии сформированности корпоративной культуры студенческого сообщества вуза (ценностно-эмоциональный, когнитивный, деятельностный, личностно-результативный, субъектный), показатели (ценностно-ориентационное единство сообщества, эмоционально-психологический климат в сообществе, проявления гордости за принадлежность к студенческому сообществу, активность и инициативность студентов в организации и проведении корпоративных дел и ритуалов сообщества, разделяемость корпоративных норм и правил поведения, широта, глубина знаний о сущности корпоративной культуры, умения организации деятельности в нестандартных ситуациях, качества личности: коммуникабельность, умение работать в команде, коммуникативный потенциал, организаторские способности, культура общения и речи), которые позволяют адекватно оценить уровень корпоративной культуры студентов.

Научная новизна исследования:

— определены и обоснованы организационно — педагогические условия

формирования корпоративной культуры студенческого сообщества в учреждении высшего профессионального образования;

выявлены критерии (ценностно-эмоциональный, когнитивный, деятельностный, личностно-результативный, субъектный) и показатели оценки уровня корпоративной культуры студенческого сообщества;

— обоснована необходимость формирования корпоративной культуры
студенческого сообщества вуза.

Теоретическая значимость исследования:

— уточнена сущность понятия «корпоративная культура студенческого
сообщества»;

определена концептуальная основа формирования корпоративной культуры студенческого сообщества вуза;

разработана модель формирования корпоративной культуры студенческого сообщества, которая включает субъектный, целевой, содержательный, организационно-технологический и уровнево — результативный компоненты.

Практическая значимость исследования:

разработано учебно-методическое обеспечение для школы кураторов и школы студенческого самоуправления по формированию корпоративной культуры студенческого сообщества, которое включает методические рекомендации для кураторов «Основы корпоративной культуры студенческого сообщества»; организационные материалы (задания для тренингов «Прокси-тренинг», «Стори-тренинг», «Гоупп-баддинг», направленных на коррекцию мотивации, ценностей и установок; «Тренинг-сплочение», направленный на привитие корпоративных ценностей, сплочения, взаимодействия в команде и др.); контрольно-измерительные материалы (задания для проверки и оценки успешности усвоения и использования полученных знаний и умений, тестовые материалы, содержащие вопросы по основным аспектам корпоративной культуры);

разработаны программы факультативов «Корпоративная этика», «Основы корпоративной культуры», «Технологии формирования корпоративной

12 культуры»; программа деятельности «Службы психолого-педагогического сопровождения»; программа «Формирование корпоративной- культуры студенческого сообщества вуза»

— разработано психолого-педагогическое сопровождение деятельности кураторов и органов студенческого самоуправления по формированию корпоративной культуры студенческого сообщества (программа психолого-педагогическое сопровождения и механизмы ее реализации).

Обоснованность и достоверность результатов исследования: полученные результаты исследования обеспечиваются опорой на педагогические труды отечественных и зарубежных ученых, современные педагогические концепции; четкостью исходных методологических и теоретических позиций; логикой научного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; широкой базой опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования: основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на: Всероссийской научно-практической конференции «Социокультурная динамика и экономическое развитие тюменского региона. XXI век» (Тобольск, 2007); XVI, XV и XVI всероссийских научно-практических конференциях молодых ученых и студентов «Инновации. Интеллект. Культура» (Тобольск-Тюмень, 2007 — 2009 гг.); XXXIX Региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Менделеевские чтения» (Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008 г.); Межвузовской научной практической конференции, посвященной 20-летию Нефтеюганского филиала (Нефтеюганск, 2007 г.); Региональной научно-практической конференции «Качество образования как стратегическая задача подготовки специалиста» (Надым, 2009 г.), методологических семинарах и заседаниях кафедры педагогики Тобольского государственного педагогического института им. Д.И.Менделеева и на заседаниях кафедр Тобольского индустриального института Тюменского

13 государственного нефтегазового университета.

Внедрение результатов исследования: осуществлялось в Тобольском индустриальном институте Тюменского государственного нефтегазового университета, Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И.Менделеева, Омском государственном педагогическом университете.

Публикации: по теме диссертационного исследования опубликовано 11 работ. Одна работа опубликована в журнале, входящем в перечень ВАК РФ. В данных публикациях раскрыто основное содержание диссертационного исследования и полученные результаты.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, библиографии, насчитывающей 269 источников, в том числе 11 на иностранном языке, содержит 21 таблицу и 11 рисунков, а также приложения, в которых представлены материалы эмпирического исследования.

Сущность и содержание понятия «корпоративная культура»

В данном параграфе проведен теоретический анализ социологической, философской, психологической, педагогической и специальной научной литературы, рассмотрены различные точки зрения на сущность и содержание корпоративной культуры, на основе чего уточнено понятие «корпоративная культура». .

Все чаще сегодня и в научной (С.Г.Абрамова [1], А.Беляев [20], Б.С.Гершунский [39], А.Н.Занковский [70], В.А.Сластенин [159], Г.Морозова [145] и др.) и в популярной литературе можно встретить понятия «культура» и «корпоративная культура». Для нашего исследования представляется важным установить, как соотносятся эти понятия.

В отечественной литературе насчитывается более четырехсот определений «культуры». Сейчас число определений измеряется уже четырехзначными числами [47, с. 32] Предпринимаются попытки упорядочить эти определения с помощью различных классификаций. Одну из них приводит И.Н.Кузнецов [116, с. 10]:

— социологические, в которых культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей. Например, «Культура — это коллективное программирование ума, которое отличает представителей одной категории людей от другой»;

— _исторические, в которых подчеркивается, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению. Например, «культура есть результат совместной жизнедеятельности, и основными составляющими культуры являются четко очерченная группа людей и определенная история их существования. »;

— нормативные, согласно которых содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей. Таким определением культуры является например, «система знаний и норм для восприятия, представления, оценки и действия. »;

— психологические, которые указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. «Культура состоит из моделей поведения, как выраженных, так и скрытых, приобретенных или переданных с помощью символов, являющихся отличительной чертой человеческого существа. »;

— дидактические, которые рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически). Например, «. Культура воспитывается и усваивается с детства и предается из поколения в поколение»;

— антропологические — предмет изучения культурной антропологии, например, «Культура — это совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обуславливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени».

Несмотря на разнообразие определений культуры Холл Р.Х. [229] выделил три общих положения:

1. Культура — не нечто врожденное, а приобретенное.

2. Различные проявления культуры взаимосвязаны: затроньте одну ее часть — и это окажет воздействие на все остальное.

3. Всем членам общества свойственны единые культурные ценности, и именно культура определяет границы различных социальных групп.

Люди не осознают тот факт, что они постоянно находятся под воздействием многих уровней культуры, многих ее видов и проявлений. В.А. Спивак [191,с.ЗО] отмечает, например, следующие уровни культуры:

1. Общечеловеческая культура. Признается большей частью цивилизованного человечества, восходит к древности, отражает общее в многовековом опыте человеческого взаимодействия.

2. Теономная культура. Это и культовые сооружения и правила религиозных учений.

3. Идеологическая (политическая) культура. Сюда относятся, например, грандиозные сооружения или «стройки века», а также произведения искусства, нормы и правила, которые определяются правящими кругами.

4. Национальная культура. Включает национальные символы, нормы и правила, которые выделяют данную нацию среди других.

5. Профессиональная культура — включает особые требования общения, предъявляемые к носителям той или иной профессии.

6. Региональная, местная культура — включает материальные аспекты и нормы поведения представителей данной местности.

7. Организационная (корпоративная) культура — культура производства и нормы поведения, принятые в данной организации.

8. Культура группы, подразделения, структурной единицы — формы субкультуры организации. Для общества важную роль имеет культура семьи, культура (субкультура) молодежи.

9. Индивидуальная культура — это личностная система норм, правил поведения и оценки поступков, формирующаяся в процессе индивидуального развития и социализации человека.

Таким образом, культура — это среда существования человека: любой из аспектов человеческой жизни находится под влиянием культуры. И в той же мере это относится и к любым объединениям людей: детский сад, школа, семья, различные организации, сообщества и т.д.

Корпоративная кульура студенческого сообщества, ее место и роль в системе высшего профессионального образования

В данном параграфе проанализировано понятие «сообщество», определены его отличия от понятий «общество», «коллектив», «множество»; рассмотрено понятие «полисубъектное взаимодействие» в контексте формирования корпоративной культуры. Определено содержание понятия «корпоративная культура студенческого сообщества», проанализированы ее особенности и место в контексте профессионального образования.

Создание сильной культуры, имеющей яркую индивидуальность и общие ценности, возможно лишь в результате последовательного формирования и внедрения цельной системы взглядов, системного ее взращивания на основе учета особенностей студенческого менталитета.

Личностное и профессиональное становление будущих специалистов в значительной степени зависит от характера их взаимоотношений с другими субъектами образовательного процесса. Студенческое сообщество, на наш взгляд, занимает одно из центральных мест в нем.

Говоря о сообществе, необходимо отметить, что для него единого определения не существует. Для разных людей это понятие может означать различные вещи. В самом простом смысле сообщество это — множество людей, которые общаются между собой. В социологических науках определение сообщества определялось и переопределялось на протяжении более чем сорока лет. До XVII века слово «сообщество» использовалось при обозначении людей, проживающих в одном географическом месте. Принадлежность к тому или иному сообществу определялась местом рождения и проживания. Общественные отношения были постоянными, устойчивыми и имели характер личных встреч «лицом к лицу». Если люди покидали город или селение, то это означало выход из местных сообществ.

Развитие науки и техники привело к тому, что концепция сообщества стала менее зависимой от географического положения. Теперь понятие «сообщество» в значительной мере связывается с отношениями между людьми. Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют:

1. Общие цели, интересы, и потребности.

2. Общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ.

3. Общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.

В социологическом энциклопедическом словаре, например, сообщество определяется как «объединение индивидов, имеющих общие цели» [189, с. 327]. Сообщество возникает как результат совместного использования ресурсов. Ранее в качестве таких совместных ресурсов рассматривались естественные, природные объекты. Такими же совместными ресурсами могут считаться, например, язык, знание, сетевое пространство и т.д. Усилия и ресурсы, которые человек затрачивает для сообщества, должны быть вознаграждены. Если члены сообщества хотят только получать от других членов сообщества и не отдавать ничего взамен, то это неизбежно приведет к распаду сообщества.

Постепенно понятие «сообщество» все больше отходит по своему значению от слова общество, под которым понимают «группу индивидов, отличающихся особой культурой (система ценностей, традиции) и существующую независимо от других групп, то есть не являющуюся их подгруппой» [189, с. 212], а резкое разделение понятий сообщества и общества произошло в XIX веке.

Нужно отметить, что термин «сообщество» эмоционально окрашен намного положительнее, чем термин «общество». С одной стороны расположено общество, школа, обезличенное фабричное производство. С другой — сообщество, домашние ценности, личные и теплые отношения между людьми.

Существует также различие между понятием «сообщество» и «аудитория». Если говорить об аудитории, то в ней люди поделены на тех, кто отправляет сообщения и тех, кто их получает. В этом смысле аудитория обозначает малую группу, физически присутствующую в данном помещении и непосредственно воспринимающую обращенное к ней сообщение [26, с. 49] Когда ведется речь о сообществе, то в его рамках все в равной мере обмениваются сообщениями. Таким образом, сообщество — группа людей, активно общающихся между собой.

Понятие «сообщество» отличается также от «множества». Множество — это совокупность людей, объединенных каким-то общим признаком. Например, одного возраста; увлекаются игрой в шахматы; смотрят телевизор. Множество не требует связей между своими членами. Люди не станут сообществом, если они смотрят один и тот же фильм. Но, когда они начнут общаться между собой и обсуждать этот фильм, они уже формируют сообщество. Тогда их можно будет назвать сообществом любителей фильмов. Если сообщество существует, то у него:

— есть группы, которые в него входят.

Существуют также определенные различия между понятием «сообщество» и «коллектив». Коллектив — в широком смысле — социальная организация, характеризующаяся совместной социально значимой деятельностью. Коллектив — в узком смысле — группа людей, объединенных решением определенных производственных, общественных, политических и других задач, которая имеет общие интересы и цели [189, с. 128].

Большей частью студенты ведут себя по ситуациям. Они вместе и добровольно в одном месте, пока удерживаются совместным временем и пространством. Как коллектив они могут действовать исключительно в ситуации общего интереса самоутверждения своей общности.

Сообщество — естественная организация жизнедеятельности людей, которая собирает их в культурные общности. Студенты являются членами человеческого общества и вуз должен показать каждому из них различные социально значимые сообщества, чтобы он выбрал для себя самые значимые и интересные. Коллектив (учебный) — одна из его форм. Некоторые отечественные педагоги (П.Ф.Каптерев, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский) ввели более емкое понятие детского сообщества (или детской общности) раньше, чем понятие «коллектив».

Модель формирования корпоративной культуры студенческого сообщества

В данном параграфе раскрыта модель поэтапного формирования корпоративной культуры студенческого сообщества, реализация которой в образовательной среде вуза обеспечивает поступательность, непрерывность и последовательность данного процесса.

Под моделью мы понимаем мысленно организованную или материально реализованную систему, которая, отражая или воспроизводя объект, может замещать его таким образом, что ее изучение дает нам новую информацию о данном объекте [251, с.84.]. Модель формирования корпоративной культуры студенческого сообщества должна обеспечить научно обоснованное описание данного процесса и включает цели, принципы, дидактическое обеспечение, организацию формирования корпоративной культуры студентов.

Модель формирования корпоративной культуры студенческого сообщества состоит из компонентов: субъектный (субъект: студент; полисубъект: студенческое сообщество); целевого (цель — сформированность корпоративной культуры студенческого сообщества и личностных качеств студентов, обеспечивающих ее); содержательного (факультативы «Корпоративная этика», «Основы корпоративной культуры», «Технологии формирования корпоративной культуры»); организационно-технологический (методы: метод case-study, деловые игры, тренинги и др; формы: индивидуальная, групповая, малые группы); уровнево — результативного (критерии, показатели и уровни корпоративной культуры студентов: высокий, средний и низкий; результат: высокий уровень сформированности корпоративной культуры студентов) (рис 2).

Принципами, на основе которых реализуется модель формирования корпоративной культуры студенческого сообщества, являются:

— принцип гуманистической направленности;

— принцип индивидуально-личностной ориентации и дифференциации;

— принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоциональную и практическую сферы деятельности студентов;

Первый принцип — принцип гуманистической направленности, который ориентирует на уважение личности, веру в творческие возможности, на сотрудничество во взаимоотношениях между студентами, а также между ними и преподавателями [159, с. 88].Условиями реализации данного принципа являются:

добровольность включения студента в любой вид деятельности;

предупреждение негативных последствий в процессе взаимодействия;

учет интересов студентов, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

В практической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

— опора на активную позицию студента, его самостоятельность и инициативу;

— в общении со студентами должно доминировать уважительное отношение к ним;

— преподаватель должен не только призывать студентов к добру, но и быть добрым;

— в любых объединениях студентов преподаватели должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения их достоинства.

Источник: www.dslib.net

Related posts