Формирование корпоративной культуры студенческого сообщества вуза

Целевой компонент Задачи — осуществить мониторинг уровня сформированности корпоративной культуры студенческого сообщества; — разработать совместно со студентами основы корпоративной культуры (миссия, цели, нормы и правила поведения, символы, традиции) и закрепить их в специальных документах (Корпоративный кодекс студентов); — сформировать у студентов положительное эмоционально-ценностное принятие норм и правил корпоративной этики; — сформировать у студентов систему теоретических и прикладных знаний в области корпоративной культуры, корпоративного общения и корпоративной этики; — сформировать у студентов умения и навыки межличностного, группового и командного взаимодействия; — координировать и своевременно корректировать процесс формирования корпоративной культуры студенческого сообщества Субъектный компонент (субъект: студент, куратор; полисубъект: студенческое сообщество) преподаватели)
Содержательный компонент
Теоретическая подготовка формирование у студентов фундаментальных научных и прикладных знаний теории корпоративной культуры, корпоративной этики и поведения, делового общения в процессе изучения гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных и спецдисциплин. Практическая подготовка формирование у студентов навыков и умений межличностного, внутригруппового и командного взаимодействия, основанного на принципах корпоративной этики; способности действовать в соответствии с нормами этикета и правилами сообщества; овладение навыками эффективной коммуникативной техники корпоративного общения.
Спецкурсы: «Корпоративная этика», «Основы корпоративной культуры», «Технологии формирования корпоративной культуры»
Организационно-технологический компонент
Учебная деятельность Внеучебная деятельность
Методы, средства и формы включения студентов в процесс формирования корпоративной культуры студенческого сообщества (методы проблемного обучения, моделирования, интерактивные методы, контекстное обучение, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод case-study, метод творческих заданий, методы активного обучения и обучения на основе опыта) Деятельность органов студенческого самоуправления (трансляция и приобщение студентов к корпоративным ценностям, разработка и проведение корпоративных мероприятий)

Уровнево — результативный компонент
Критерии уровня сформированности корпоративной культуры студенческого сообщества: ценностно-эмоциональный, когнитивный, деятельностный, личностно-результативный, субъектный

Рис. 1. Модель формирования корпоративной культуры студенческого сообщества вуза

Интерактивное обучение — это такая специальная форма организации познавательной деятельности, основанная на взаимодействии и диалоге, при которой студент становится субъектом взаимодействия, активно участвует в процессе обучения, следует индивидуальному пути своего развития.

Для формирования корпоративной культуры студенческого сообщества вуза, используются следующие активные и интерактивные формы: интерактивная экскурсия, видеоконференция, круглый стол, мозговой штурм, дебаты, деловые и ролевые игры, case-study, различные виды тренингов («Прокси-тренинг», «Стори-тренинг», «Гоупп-баддинг», командообразования Teambuilding и эффективной коммуникации Storytelling).

В процессе проведения тренинговых занятий у студентов отрабатываются умения: установления и поддержания контактов; оценки эмоционального состояния партнеров; выхода из конфликтных ситуаций. Кроме того, решаются и более общие задачи, такие как сплочение сообщества, выработка умений командного взаимодействия, что весьма важно для формирования корпоративной культуры.

В организации внеучебной деятельности студентов по формированию корпоративной культуры студенческого сообщества значительную роль играет студенческое самоуправление. Органы студенческого самоуправления обеспечивают активное участие студентов вуза при разработке основ корпоративной культуры студенческого сообщества, при проведении различных корпоративных общевузовских мероприятий, при пропагандировании, трансляции и приобщении студентов к корпоративным ценностным приоритетам. Так, студенческое самоуправление, совместно со студентами вуза (и при поддержке преподавателей) разрабатывает, обсуждает и утверждает «Корпоративный кодекс студента», отражающий основные ценностные установки, нормы и правила поведения, традиции и ритуалы, символические средства, отражающие все аспекты жизнедеятельности студенческого сообщества.

При реализации предложенной модели обеспечивается полисубъектное взаимодействие преподавательского и студенческого сообществ вуза на основе принципа диалогизма через установление демократических отношений между студентами и преподавателями, создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания на основе общих ценностей и целей.

Для организации теоретической и практической подготовки преподавателей создана «Школа кураторов», в которой читается курс «Основы формирования корпоративной культуры». При обучении преподавателей используется каскадное обучение: сначала обучение проходит группа кураторов, которые далее проходят специальную подготовку (тренинг тренеров) для того, чтобы передавать полученные знания своим коллегам на кафедрах. Прошедшие обучение кураторы проводят семинары или тренинги для других преподавателей своего вуза. Таким образом, в обучении задействуется больший охват преподавателей.

Теоретическая и практическая подготовка студенческого актива вуза (в частности, органов студенческого самоуправления) проходит в созданной «Школе актива», где читается спецкурс «Основы корпоративной культуры».

Для обеспечения эффективной деятельности преподавателей и органов студенческого самоуправления по формированию корпоративной культуры студенческого сообщества разработано соответствующее учебно-методическое обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение.

Для обучения кураторов и студентов нами были разработаны материалы:

  1. информационно-методические: методические рекомендации для кураторов «Основы корпоративной культуры студенческого сообщества; рабочие программы факультативов «Основы корпоративной культуры», «Корпоративная этика» и «Технологии формирования и развития корпоративной культуры»;
  2. организационные материалы, которые содержат упражнения, направленных на коррекцию мотивации, ценностей и установок: задания для тренингов «Прокси-тренинг», «Стори-тренинг», «Гоупп-баддинг»,; «Тренинг-сплочение», направленный на привитие корпоративных ценностей, сплочения, взаимодействия в команде и др.

    ;

  3. контрольно-измерительные материалы содержат задания для проверки и оценки успешности усвоения и использования полученных знаний и умений: тестовые материалы, содержащие вопросы по основным аспектам корпоративной культуры.

Для эффективности деятельности студентов создана в вузе «Служба психолого-педагогической поддержки», оказывающая студентам и преподавателям института помощь по следующим направлениям: психологическая коррекция и развитие, психодиагностика, просвещение и консультационная работа по формированию корпоративной культуры, а также разработана программа ее деятельности. Систематическая работа психологов с преподавателями и кураторами позволяет эффективно изменить их стиль деятельности и общения со студентами, обучить навыкам эффективной поддерживающей коммуникации, наставничеству, консультированию и коучингу. Поддержка осуществляется дифференцированно, в зависимости от проблем, возникающих у преподавателей или студентов и в разных формах (индивидуальная, групповая).

Для проверки эффективности организационно-педагогических условий проводилось экспериментальное исследование в три этапа — констатирующий, формирующий и контрольно-преобразующий. В целях получения достоверных результатов исследования, в опытной работе принимали участие все студенты очной формы обучения по всем специальностям института (всего 512 студентов).

На первом этапе — констатирующем, осуществлялся поиск и выбор необходимых диагностик, разработка и отбор анкет, позволяющих выявить отношение студентов и кураторов к необходимости формирования корпоративной культуры студенческого сообщества и определить исходные уровни сформированности корпоративной культуры студентов вуза.

На втором этапе — формирующем, осуществлялась внедрение организационно-педагогических условий формирования корпоративной культуры студенческого сообщества в образовательной среде вуза, проведение промежуточных диагностик.

На третьем этапе — контрольно-преобразующем, осуществлялся сбор, обобщение и анализ полученных результатов, проведение анализа результативности предлагаемых организационно-педагогических условий формирования корпоративной культуры студенческого сообщества, оценка изменений уровня сформированности корпоративной культуры студенческого сообщества, формулировка основных выводов исследования.

На основе проведенного анализа сущности корпоративной культуры студенческого сообщества нами были определены критерии и выделены показатели, позволяющие определить уровень сформированности корпоративной культуры студенческого сообщества.

Ценностно-эмоциональный критерий связан с ценностной ориентацией студентов относительно корпоративной культуры, признания ее необходимости. Показателями этого критерия являются уровень эмоционально-психологического климата в сообществе; уровень ценностно-ориентационного единства сообщества; осознание и принятие миссии, назначения и основных целей деятельности сообщества; принятие ценностей, истории, традиций, обычаев сообщества.

Когнитивный критерий включает такие показатели как усвоенность основных понятий теории корпоративной культуры (ее сущности, содержания, структуры и т.д.); наличие знаний о фор­мальных и неформальных правилах и нормах деятельности, обычаях и тради­циях, ценностях, обрядах и символике, образцах поведения, регулирующих деятельность сообщества; знание теории корпоративной этики.

Деятельностный критерий включает такие показателями, как наличие навыков и умений межличностного, внутригруппового и командного взаимодействия, основанного на принципах корпоративной этики; способность действовать в различных сферах жизнедеятельности в соответствии с нормами этикета и правилами сообщества; инициативность и активность студентов в организации и проведении корпоративных мероприятий, ритуалов.

Личностно-результативный критерий связан, прежде всего, с тем, что культура, в том числе и корпоративная, может и должна рассматриваться на личностном уровне. В каждом отдельном случае наличие и развитость личностных качеств (культура общения, культура поведения и т.п.) следует рассматривать как элемент корпоративной культуры.

Субъектный критерий связан с различными уровнями проявления корпоративной культуры студентов и субъектами формирования корпоративной культуры студенческого сообщества: студент (личность) и сообщество (полисубъект).

В соответствии с названными критериями и показателями мы определили уровни сформированности корпоративной культуры студенческого сообщества вуза (табл.1).

Таблица 1

Уровни сформированности корпоративной культуры

студенческого сообщества

Уровни Показатели корпоративной культуры
Студент (субъект) Сообщество (полисубъект)
Низкий Низкий уровень теоретических знаний о корпоративной культуре и умений по ее формированию; низкий уровень осведомленности о значимости корпоративной культуры; низкий уровень навыков командной работы; низкий уровень культуры общения и поведения; низкий уровень коммуникабельности, креативности, новаторства; низкий уровень организаторских способностей Неблагоприятный (в целом неблагоприятный или противоречивый) эмоционально-психологический климат; неприятие ценностей сообщества; отсутствие ценностно-ориентационного единства; тип корпоративной культуры слабовыраженный; низкий уровень коммуникаций; безынициативность студентов в организации и проведении корпоративных ритуалов, традиций; отсутствие чувства корпоративной общности
Средний Базовый уровень знаний о корпоративной культуре, но отсутствие умений по ее формированию; значимость корпоративной культуры осознается большинством студентов; отсутствие умений реализации креативности; потребность в налаживании коммуникаций; стремление к работе в команде; недостаточная гибкость в общении; организаторские способности недостаточно реализованы В целом благоприятный эмоционально-психологический климат; частичное ценностно-ориентационное единство сообщества; преобладанием индивидуальных интересов над интересами сообщества; кланово-адхократический тип культуры; невысокий уровень коммуникативной техники корпоративного общения; недостаточная активность студентов в корпоративных мероприятиях сообщества
Высокий Уровень знаний о корпоративной культуре и умений по ее формированию выше базового; осознанное признание значимости корпоративной культуры; значительный творческий потенциал; высокий уровень организаторских качеств; способность налаживать контакты и подстраиваться под партнеров по команде (гибкость в общении); высокий уровень коммуникабельности Благоприятный (или в целом благоприятный) эмоционально-психологический климат; положительное отношение к истории и традициям сообщества; выраженное ценностно- ориентационное единство; эффективная система коммуникации; преобладающий клановый тип культуры; активность и инициативность студентов в корпоративных делах, традициях, ритуалах

Проводимые нами диагностические исследования подтверждают рост уровня показателей корпоративной культуры, в частности, положительную динамику уровня ценностно-ориентационного единства студентов; уровня знаний о корпоративной культуре среди студентов и кураторов (рис. 2) и других показателей корпоративной культур студенческого сообщества.

Уровень сформированности знаний о корпоративной культуре среди студентов исследовался нами по специально разработанному опроснику и оценивался по четырехбалльной шкале: «1» — неудовлетворительный (студенты не имеют целостного представления о корпоративной культуре, методах и средствах ее формирования); «2» — низкий (есть представления об отдельных методах формирования корпоративной культуры, но деятельность носит стихийный характер); «3» — недостаточный (теоретические знания имеют системный и целостный характер, но деятельность осуществляется только под руководством наставников); «4» — оптимальный (знания о корпоративной культуре носят целостный характер, существует связь между полученными знаниями и умениями).

Рис. 2. Уровень сформированности знаний о корпоративной культуре среди кураторов и студентов

Одним из важнейших показателей сформированности корпоративной культуры студентов является коэффициент ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) — морального и социально-психологического состояния общественного (корпоративного) сознания, когда осознается общность взглядов на основополагающие ценности в сообществе. Данный коэффициент рассчитывается по методике выявления ЦОЕ (авторы: В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева) на основе групповой общности при выборе наиболее ценностно-значимых качеств из стимульного списка: С=(H-M)/60*100%, где Н — количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств; М — количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств.

На констатирующем этапе эксперимента коэффициент ценностно-ориентационного единства составил всего 30%, что соответствовало среднему уровню. На контрольно-преобразующем он составил 51%, что соответствует высокому уровню ценностно-ориентационного единства в сообществе студентов.

В целом по всем выделенным показателям корпоративной культуры студенческого сообщества, была получена позитивная динамика (табл.2), что позволяет говорить об эффективности предложенных организационно-педагогических условий формирования корпоративной культуры студенческого сообщества.

Таблица 2

Динамика изменения уровней сформированности корпоративной культуры студенческого сообщества

Источник: dislib.ru

Related posts