Финансовая грамотность среди студентов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Винокурова Анастасия Александровна

студент 1 курса магистратуры, факультета педагогики, менеджмента и информационных технологий в образовании, Филиал Омского государственного педагогического университета,
РФ, г. Тара

Филоненко Лариса Алексеевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент факультета педагогики, менеджмента и информационных технологий в образовании, Филиал Омского государственного педагогического университета,
РФ, г. Тара

Финансовая грамотность — одно из ключевых понятий в жизни каждого человека. В интернете дается определение финансовой грамотности, как совокупность всех знаний, умений и навыков о финансовом рынке, которые позволят человеку, будучи активным субъектом рыночной экономики, правильно оценивать сложившуюся ситуацию на финансовом рынке и принимать разумные решения для обеспечения своей прибыльности. Президент ЗАО КБ «Ситибанк» Зденек Турек определяет значение повышения финансовой грамотности, как необходимого условия не только благополучия граждан страны, но и здорового состояния системы экономики в целом во всем государстве [1]. Несовершенный уровень знаний приводит к нестабильному экономическому и социальному состоянию в стране.

На сегодняшний день, по нашему мнению, не очень благоприятная ситуация в принципе на всех финансовых рынках, складывается именно из-за низкой финансовой грамотности. Основная часть населения считает свои знания достаточно высокими, но на самом деле данные знания касаются только повседневной деятельности, благоприятных масштабных операций с денежными средствами данные знания обеспечить не могут. А вот финансово грамотное население в большей мере защищено от рисков. Они отличаются более ответственным отношением к планированию своего бюджета и эффективным использованием временно свободных денежных средств.

Финансовая грамотность напрямую связана с экономическим сознанием и оказывает огромное влияние на экономическое поведение. Экономическое сознание складывается из таких компонентов, как экономические представления о функционировании экономики и экономическое мышление. По определению Е.В. Щедриной, экономическое мышление представляет собой способность осмысливать какие-либо экономические события, понимать их сущность, соотносить уже имеющиеся знания, умения и навыки с реальной ситуацией, усваивать на основе этого новые знания, а на основе всего этого правильно выстраивать свою деятельность в области экономики [6].

Финансовая грамотность касается людей абсолютно всех возрастов, но основной акцент все же необходимо сделать на молодежь. Дело в том, что пенсионерам она необходима для грамотного распоряжения своими накоплениями, не поддаваясь на уловки финансовых пирамид. Людям среднего возраста необходимо правильно и прибыльно для себя делать накопления на старость, к тому же у них уже имеется опыт функционирования на финансовом рынке. А вот молодежь еще только приобретает навыки ведения бюджета, умение грамотно поступать со своими сбережениями, накапливая опыт обращения с финансами. Ипотечная грамотность молодежи необходима потому, что именно перед ними встает проблема отсутствия жилья.

Студенческий возраст можно назвать «самым решительным», мало того, что в это время определяется будущее, к тому же студенты в финансовой сфере не бояться экспериментировать в поисках более предпочтительных вариантов использования своих финансов.

По определению И.А. Зимней, студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, отличающихся наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [3].

Для студенческого возраста характерны следующие психические новообразования [2, с. 39]:

  • рефлексия и самоанализ;
  • осознание собственных индивидуальных качеств;
  • формирование своих определенных жизненных планов, самоопределению в профессиональной деятельности;
  • постепенное вхождение и адаптацияво всех сферах жизнедеятельности общества.

На различных курсах развитие студента имеет свои отличительные черты [7, с. 159]:

  • Первокурсник приобщается, адаптируется к данной новой среде и к новым формам организации коллективной жизни.
  • На втором курсе студенты напряженно включены в учебной деятельности, получая знания, входящие в общую подготовку по профессии. Наблюдается сужение сферы интересов личности студента, зачастую связанное со специализацией.
  • На третьем курсе укрепляется интерес к научной работе, в первую очередь, связанной с профессиональными знаниями студентов. В период прохождения учебной производственной практики происходит первое реальное знакомство со своей специальностью.
  • Для четвертого курса характерна переоценка студентами некоторых жизненных и культурных ценностей, актуальными становятся ценности, связанные с материальным положением и местом работы. Формирует конкретные практические установки на будущую профессиональную деятельность.

Формирование личности будущего специалиста происходит в соответствии с требованиями выбранной специальности, будущей профессиональной деятельности. Успешность обучения студента определяется психическими познавательными процессами (ощущение, восприятие, воображение, внимание, речь, мышление и память). Именно в студенческом возрасте наблюдается достаточно высокое развитие познавательных процессов.

По мнению С.Г. Плукина [4], директора Центра психологии и психокоррекции имени А.Н. Карпова, студенты первого курса уже обладают высоким вниманием и способностью слушать и логически выстраивать новый материал, искать решения научных проблем. В процессе обучения проявляются такие свойства внимания, как его устойчивость, переключение и концентрация, они позволяют удерживать внимание на своей работе, а вот колебания ухудшают четкость восприятия материала и мешают его запоминанию.

В студенческие годы происходит развитие памяти, в первую очередь увеличивается срок долговременной вербальной памяти, увеличивается объём памяти, меняются способы запоминания: активизируется непроизвольное запоминание, а также применяются рациональные приёмы произвольного запоминания учебного материала [2, с. 40].

Исследования Е. Харке (1966) говорят о том, что у студента происходит преобразование структуры, изменение лексического и грамматического состава речи [5, с. 407].

Восприятие студента целостное, осмысленное и избирательное, то есть из ряда изучаемого материала выделяется наиболее важный, зачастую связанный со специализацией будущей деятельности студента.

Для мышления студента характерно не механическое применением знаний, а их активное, последовательное использование, позволяющее самостоятельно и точно находить решение поставленной задачи. Именно к 18—19 годам, к студенческому возрасту, проявляется стабилизация мыслительных функций [3].

В.М. Аллахвердов в своем издании отмечает, что сам процесс учения студентов является одним из ведущих факторов повышения и поддержания интеллекта, и это связано, в первую очередь, с постоянной умственной тренировкой [6].

С социально-психологической точки зрения важна характеристика студенчества, как этапа развития жизни связанного с формированием самостоятельной «экономической активности», влечением к началу самостоятельной производственной деятельности, отсоединением от родителей и образованием собственной семьи [3, с. 108].

Мотивация студентов определяется необходимостью решения следующих задач, среди которых брак, рождение детей и определение профессионального пути. На выбор профессии зачастую влияет потребность в безопасности и защите. Предпочтение отдается надежной работе с высокой доходностью и стабильностью заработка [5, с. 439].

Студенчество является периодом принятия собственных ответственных решений. Укрепляются такие качества личности, как самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, решительность, инициатива и умение владеть собой. Для студентов характерна очень высокая скорость работы оперативной памяти и быстрое переключение внимания [7, с. 645].

Все это позволяет студентам быстро ориентироваться в услугах, предоставляемых институтами финансового рынка, находить сервисы быстрой и удобной работы с финансами на выгодных условиях, экономя свое собственное время и силы.

По мнению самих студентов, финансовая грамотность достаточно высокого уровня — 45 % студентов говорят о том, что их знания, умения и навыки в управлении своими личными денежными средствами находятся на достаточно высоком уровне. При этом среди студентов экономических профилей более 53 % оценивают свои уровень владения финансовой грамотностью очень высоко. Национальное агентство финансовых исследований провело объективную оценку уровня финансовой грамотности среди студентов в российских вузах. Результаты тестов подтвердили высокую самооценку студентов, однако студенты все же не способны в полной мере защитить свои потребительские права на финансовом рынке.

Нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий из трёх этапов: констатирующий, формирующий и контрольный, в период 2012—2015 гг.

На констатирующем этапе эксперимента (2012—2013 гг.) были определены теоретические основы для исследования, создан банк заданий интеллектуальной игры. На формирующем этапе педагогического эксперимента (2013—2014 гг.) было проведено информирование об интернет-игре, регистрация участников и непосредственно сами Всероссийская дистанционная интеллектуальная интернет-игра «С кредитом на «ТЫ» по финансовой грамотности среди студентов экономических профилей. Контрольный этап (2014—2015 гг.) педагогического эксперимента заключался в оценке и анализе результатов участия команд в интернет-игре «С кредитом на «ТЫ».

Для оценки такого понятия как уровень финансовой грамотности мы установили следующие показатели правильности выполнения заданий:

  • Высокий уровень — выполнение более 90 % всех заданий;
  • Средний уровень — выполнение от 70 до 89 % всех заданий;
  • Низкий уровень — выполнение менее 69 % всех заданий.

В ходе интернет-тестирования были получены результаты, по которым можно сделать вывод о снижении уровня финансовой грамотности студентов со 2 по 4 курсы, при условии, что с каждым годом объем материала по курсам, изучаемый студентами, увеличивается. Это говорит о снижении внимания к получаемым знаниям и их актуальности для студентов.

Среди студентов 1 курса у 40 % студентов высокий уровень финансовой грамотности, они дали более 90 % правильных ответов на тест. У 16 % всех респондентов выявлен средний уровень финансовой грамотности. 39 % процентов всех студентов дали менее 70 % правильных ответов, их уровень финансовой грамотности оценивается как низкий.

Среди второго курса более 90 % правильных ответов дали 66 % студентов, что говорит о повышении уровня владения студентами материалом по исследуемым вопросам. По 17 % процентов студентов имеют средний и низкий уровень финансовой грамотности. Доля их правильных ответов не превысила 90 % и 70 %.

На третьем курсе значительно снизилась доля правильных ответов: более 90 % правильных ответов и высокий уровень финансовой грамотности только у 19 % студентов. Это связано с изменением сложности заданий. Задания легкого варианта были бы выполнены на высокий уровень финансовой грамотности, однако новые задания полностью соответствуют уже изученному материалу на занятиях по финансовым дисциплинам. Основная часть третьекурсников правильно ответили на 80—85 % вопросов и имеют средний уровень финансовой грамотности, это 69 % респондентов. 12 % студентов имеют низкий уровень финансовой грамотности.

Среди студентов 4 курса, 90 % правильных ответов дали всего 10 % студентов, это уже на 9 % ниже, чем у студентов третьего курса. Хотя объем изученного материала значительно вырос, чем на предыдущем курсе, это может быть связано с забыванием материала прошлых лет и недостаточным подкреплением его в ходе учебных занятий. Основная часть ответили правильно на 70—80 % вопросов — это 70 % всех студентов, принявших участие в игре. 20 % студентов имеют низкий уровень финансовой грамотности. Один студент вообще не дал правильных ответов на тест.

В ходе экспериментальной работы мы пришли к выводу, что финансовая грамотность студентов, участвовавших в тестировании, снижается, начиная со 2—3 курсов. Однако финансовая грамотность второкурсников выше, чем у первокурсников. Данная ситуация может быть объяснена возрастающим объемом изучаемого материала и высоким интересом к обучению. Тем не менее, в целом финансовая грамотность молодых людей по окончании высшего учебного заведения не на много выше вновь поступивших.

В качестве рекомендации можно предложить в процессе преподавания экономических дисциплин сделать акцент на закрепление навыков функционирования на финансовом рынке путем организации практических занятий с использованием кейсов в интерактивной форме.

Источник: sibac.info

Related posts