Пожилым людям чаще навязывают ненужные услуги или убеждают их вложить деньги в сомнительный инвестиционный продукт. На портале Банки.ру об этом можно прочитать множество возмущенных отзывов. Низкая финансовая грамотность пенсионеров — та причина, по которой они часто становятся легкой добычей. Они попадаются на уловки как телефонных мошенников, так и других злоумышленников. Можно защитить своих родителей и других пожилых родственников от денежных потерь. Для этого познакомьте их с правилами финансовой безопасности,
Для начала, не держите вместе пластиковую карту и ПИН-код. Этот совет, вызовет у большинства улыбку. Но именно так поступают многие неопытные пожилые (и не только) люди. По словам банкиров нацарапанный на карте ПИН-код тоже не редкость.
Проверьте, не совершают ли ваши близкие подобных ошибок. Выясните, знают ли они о том, что нельзя сообщать информацию о карте кому-либо. Расскажите, что нельзя оставлять телефон, к которому привязана карта, без присмотра.
Телефонные мошенники
По разным оценкам, доля хищений денег с карт россиян при помощи методов социальной инженерии составляет от 60% до 80%. Причем эти методы в России распространены намного больше, чем в других странах, и проблема нарастает с огромной скоростью.
Причем схема всегда примерно одинаковая: мошенники представляются жертвам сотрудниками банка или службы безопасности. Они предлагают какие-либо услуги или сообщают об обнаружении подозрительной активности на счете. В результате получают личные данные и коды доступа клиентов, после чего выводят деньги со счетов.
«На мой телефонный номер поступило СМС-сообщение. В нем сообщалось о том, что с моего счета в ВТБ якобы были сняты средства. И был указан телефонный номер, на который нужно позвонить, чтобы предотвратить хищение. По номеру ответил мужчина, который представился сотрудником банка ВТБ. Он сказал, что мне необходимо сказать ему номер из СМС-сообщения, чтобы предотвратить хищение.
У меня слабое зрение и я не умею читать на латинском. Я назвала ему номер из СМС от банка. В результате все средства (50 тыс. рублей), были списаны с моего счета. Эти деньги я копила очень долгий период времени. Моя пенсия 12 тыс. рублей. Из них половину я отдаю за коммунальные услуги и лекарства. А на еду остаются гроши», — поделилась историей на форуме пользователь.
Бывает, что пожилые люби с недоверием относятся к советам младших членов семьи. И часто они не желают выслушивать их поучения. Чтобы донести информацию о финансовой грамотности пенсионерам, расскажите «историю о знакомом». Что он потерял деньги из-за действий мошенников.
Полезными могут оказаться и возможности интернет-банкинга. Установите ограничения для расходных операций по карте, подключите автоплатежи для оплаты ЖКХ. Также можно подключить СМС-информирование об операциях по карте на свой номер телефона.
Объясните, что нельзя сообщать данные карты и полученные на телефон пароли чужим людям. Даже если они представляются сотрудниками банка. Попросите их быть максимально бдительными и подозрительными. Если возникли сомнения, пусть скажут звонящему перезвонить позже, когда дети будут рядом.
Покупка ненужных товаров и услуг
По сути такие же выброшенные на ветер деньги, только уже по своей воле.
«У бабушки побывал представитель компании, устанавливающей пластиковые окна. И хотя окна у нее вполне хорошие, она поддалась на уговоры и согласилась на установку. Выяснили, что на это дело она оформила кредит, да еще и со всеми возможными страховками», — поделилась своей историей пользователь форума.
Объясните, что, оформляя какую-либо услугу, не надо пытаться проявить независимость и самостоятельность. Можно и нужно просить договор, чтобы предварительно посоветоваться с близкими. И только после этого принять совместное решение. Продавец может настаивать на том, что предложение действительно только сегодня. Скажите, что это дополнительный повод насторожиться и отложить покупку. Увы, за объявлениями о различных акциях для пенсионеров часто стоят самые беспринципные продавцы.
Недобросовестная продажа финансовых услуг
Еще одна опасность, подстерегающая пожилых людей. Пенсионерам под видом вкладов с повышенной доходностью часто продают инвестиционное или накопительное страхование жизни. На форумах содержится много жалоб на такие действия сотрудников банков. «Недавно наблюдала, как менеджер раскручивала пожилую женщину на ИСЖ. У нее закончился вклад, она пришла заключать новый. Выбирала-выбирала и попала в оборот. Смотреть на это было неприятно. У меня чесался язык вмешаться, но это как-то не принято», — рассказала участник форума.
Отделение банка — это то место, где меньше всего ожидаешь быть обманутым. Именно доверие к финансовым институтам заставляет не глядя подписывать договор. Просто потому что полагаешься на профессионализм и порядочность сотрудника. А ситуации, когда человек пришел оформить карту, а ему подключили ненужные дополнительные услуги, и вовсе обычная практика.
Расскажите своим родным, с какими уловками банковских сотрудников можно столкнуться. Предложите составить им компанию во время визита в отделение банка. Также можно оформить доверенность на выполнение операций по текущим счетам. Не полагайтесь на одну только финансовую грамотность пенсионеров, старайтесь деликатно помогать им и проверять их траты.
Часто пожилые люди вступают в диалог с мошенниками или недобросовестными продавцами из-за недостатка общения. Старайтесь уделять больше внимание своим пожилым родственникам. И тогда у них не возникнет такой потребности.
Источник: help-yourself.ru