Прибыль определяется как разность между суммарными доходами и суммарными издержками. Она может быть представлена в таком виде:
TR — суммарные доходы;
ТС — суммарные издержки.
Поскольку суммарный доход — это то, что фирма получает от продажи своей продукции, его можно подсчитать, перемножив количество единиц проданного товара (или количество товара) на цену за единицу товара (или за единицу количества товара):
где р и q — соответственно цена и количество.
Будем предполагать, что фирмы стремятся к максимизации прибыли. Каким образом они могут достичь своей цели? Для ответа на этот вопрос воспользуемся понятиями предельной издержки и предельного дохода. Раньше мы видели, что в течение краткосрочного периода линия предельных издержек будет в конце концов подниматься вверх, следуя закону об уменьшающейся отдаче.
Предельным доходом (MR) называется изменение суммарного дохода, возникающее при изменении объема выпуска на одну единицу. Линия предельного дохода фирмы может быть построена на основе данных о среднем доходе или о спросе. Предположим, что цена с увеличением объема выпуска снижается и, соответственно, предельный доход тоже снижается, как это показано на рис. 5.4. Посмотрим, достигает ли фирма максимальной прибыли, если она производит объем 0qr Очевидно, что нет. При этом объеме выпуска MR = q^, а МС = q:B. Поскольку MR больше, чем МС, фирма, произведя дополнительную единицу товара, добавит больше к доходу, чем к издержкам, т. е. увеличит прибыль. Значит, объем выпуска следует увеличить. В общем, можно констатировать, что при MR > МС фирма, стремящаяся к достижению максимальной прибыли, должна увеличивать объем производства.
Рис. 5.4. Максимизация прибыли
Посмотрим теперь, достигает ли фирма максимальной прибыли, если она производит товар в объеме 0q3. При этом объеме выпуска предельные издержки МС равны q3C, а предельный доход MR равен q3D, т. е. МС > MR. Значит, фирма, когда производила последнюю единицу товара, теряла свою прибыль. До тех пор, пока МС > MR, фирма, снижая объем выпуска, сможет сокращать издержки на большую величину, чем терять в доходе. Отсюда следует, что при МС > MR фирма должна снижать объем выпуска.
Объединив два сделанных выше заключения, мы приходим к выводу: для того, чтобы достичь максимальной прибыли, фирма должна поддерживать такой объем производства, при котором МС и MR равны. На рис. 5.4 это равенство наступает при объеме 0q2.
Может быть и так, что равенство между МС и MR достигается дважды, при разных уровнях производства (рис. 5.5). В таких случаях простого правила равенства между МС и MR недостаточно для определения оптимального объема производства. Нужно проводить дополнительный анализ.
Рис. 5.5. Пример с двумя пересечениями линий МС и MR
Рассмотрим пример, приведенный на рис. 5.5. Попробуем определить, какой из двух объемов производства Oqj или 0q2 обеспечивает максимальную прибыль. Если фирма увеличит объем производства с 0q: до 0q3, то прибыль возрастет, поскольку MR при каждой дополнительной единице выпуска больше, чем МС. Таким образом, уровень Oqj не обеспечивает максимальной прибыли. Если же фирма будет увеличивать объем производства, начиная с величины 0q2, то прибыль будет уменьшаться, поскольку величина MR за дополнительную единицу товара будет меньше, чем МС. С другой стороны, если фирма будет уменьшать объем производства, начиная с уровня 0q2, то прибыль также будет уменьшаться; на этот раз потому, что MR больше МС и потери дохода из-за снижения объема продаж будут больше, чем экономия издержек. Значит, уровень 0q2 может принести фирме максимальную прибыль. Теперь можно сделать уточнение к определению условия максимальной прибыли: для того чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна производить такое количество товара, при котором МС = MR и линия МС пересекает линию MR таким образом, что до точки пересечения (по направлению возрастания объема производства) она находится ниже линии MR, а после точки пересечения — выше. Условие равенства между МС и MR является обязательным для достижения максимальной прибыли, независимо от того, на каком рынке фирма работает.
Источник: studref.com