Представьте: вы получили долгожданную зарплату. Действительно долгожданную: вам как раз не хватало денег, чтобы купить, скажем, красивое и стильное осеннее пальто горчичного цвета, на которое вы засматриваетесь уже почти месяц. Казалось бы: теперь проблема решена. Но не тут-то было. Дождавшись выходных и придя в магазин верхней одежды, где вы меряли пальто своей мечты, вы неожиданно обнаруживаете: денег опять не хватает! Вы растерянно спрашиваете себя, куда же они девались? Начинаете лихорадочно соображать, вспоминая, на что тратились с момента получения зарплаты, в полной уверенности, что денег хватит, и понимаете: потрачено-то действительно много.
Вы успели заплатить за жилье и коммунальные услуги, дали в долг подруге, перевели часть денег на сберегательный счет, сняли немного налички, чтобы дать на карманные расходы детям и оплатить транспорт, трижды купили продукты на обед и ужин, вчера позавтракали в кафе, а сегодня утром вынуждены были сброситься на покупку подарка коллеге. Вот и все. Деньги утекли, как вода сквозь пальцы. Что теперь? Ждать следующей зарплаты? Занять недостающую сумму? Ведь через месяц пальто может в магазине и не оказаться.
Зачем нужен трекер расходов?
Конечно, описанная ситуация – всего лишь пример, шаблон, возможно, немного наигранный и преувеличенный, но давайте признаем: деньги, которые мы с таким трудом зарабатываем, зачастую действительно исчезают быстро и незаметно. Если мы не фиксируем, на что тратились, то чаще всего потом уже и не можем назвать полного перечня своих расходов. В итоге нам часто не хватает денег на крупные покупки – верхнюю одежду, бытовую и электронную технику, — на путешествия, подарки, развлечения, ремонт, лечение и многое другое. Мы покупаем только необходимое, каждый раз надеясь, что «уж в следующий-то раз точно хватит», но этого так и не происходит. Настоящий замкнутый круг.
Именно поэтому так важно контролировать свои доходы и расходы, фиксировать все покупки, заранее расписывать бюджет, откладывать средства на крупные покупки, и следить, чтобы ситуаций, подобных описанной в первых абзацах, никогда не возникало.
Как его вести?
В первую очередь, давайте перечислим основные методы ведения семейного (или вашего личного) бюджета:
- Метод шести кувшинов. Его суть – в распределении вашего бюджета на шесть основных категорий. Текущие траты, 55 % от бюджета. Деньги из этого «кувшина» тратятся на покупку еды, одежды, лекарств, на оплату общественного транспорта и другие первостепенные нужды. Инвестиции, 10 %. Это ваши вложения в облигации, ценные бумаги, акции, ваша возможность получения пассивного дохода. Образование, 10 %. С этого счета деньги тратятся на оплату учебы, курсов, репетиторов, а также на покупку книг, фильмов и др. Крупные покупки, 10 %. В этом «кувшине» будут храниться средства, накопленные на то самое горчичного цвета пальто мечты, а также на новый диван, холодильник и другие крупные вещи или услуги. Развлечения и путешествия, 10 %. Без отдыха наша жизнь не будет полноценной и интересной, поэтому очень важно иметь и такую статью расходов. Подарки и благотворительность, 5 %. Самый маленький «кувшин», но также очень важный.
- Метод четырех конвертов. В этом случае из месячного дохода вычитается 15-20 % на инвестиции и крупные покупки, а остальные средства делятся на четыре равных части и складываются в «конверты» — по «конверту» на неделю. Выходить за рамки бюджета нежелательно.
- Метод Kakebo. Набирает популярность. Придуман более сотни лет назад жительницей Японии Матоко Хани. Японцы давно известны своей точностью, тщательностью и даже дотошностью, так что система Kakebo тоже славится этими качествами. Подробней о системе Каккебо
На самом деле, методов ведения бюджета – огромное количество, мы назвали лишь основные. Попробуйте каждый и выберите тот, что подойдет вам лучше других. Для ведения трекера используйте разворот в ежедневнике, а лучше – отдельно заведенную тетрадь или большой блокнот. Мне удобнее именно финансы вести в экселе, где я автоматически могу подбить суммы. Вести в обычном блокноте с калькулятором — трудозатратно. Поэтому, в своем BJ я не веду финансы. Пишу только план на месяц, по в конце месяца факт. Это я делаю для наглядности, ведь BJ всегда под рукой!
Еще вариант для самых ленивых — распечатать трекер расходов. Я сделала 2 варианта для вас, в одном есть статьи расходов, другой вы можете заполнять абсолютно сами. Даже заполняя приблизительно за день вечером вы сможете представить картину ваших расходов и возможных путей для экономии. Такие расходы, как кофе, обеды можно просто отмечать галочкой, ведь средний чек одинаковый. Вконце месяца просто умножаем количество галочек на средний чек. Буду благодарна, если поделитесь ссылкой в соцсетях, чтобы больше людей смогли найти и распечатать трекер.
Не пренебрегайте и мобильными приложениями, но об этом я расскажу в следующей статье.
В начале каждого месяца обязательно указывайте, сколько денег у вас было, в конце – сколько вы потратили. Все свои расходы тщательно фиксируйте. А главное – старайтесь не выходить за рамки бюджета. Экономность – это настоящий талант, и ему нужно учиться.
Это один из трекеров, которые я веду. Еще бывают:
До встречи. Заходите в гости, подписывайтесь, добавляйте блог в закладки. Жду ваших комментариев!
Источник: daynotes.ru