Программа кружка «Азбука финансовой грамотности»
1. Пояснительная записка
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.
К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированность компетенций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. Основной идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализация программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе.
Задачами программы являются:
- знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).
- формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
- воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
- воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
- воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
3. Описание форм и методов проведения занятий
Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 25 минут.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год, с сентября по май включительно.
4. Календарно-тематический план по финансовой грамотности.
1.Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей:
История 1: Как Миша стал бизнесменом.
2. Беседа на тему «Как возникают потребности».
3. Настольная игра «Ассоциации» — (необходимость предметов в различных ситуациях).
4. Д. и. «Кому что нужно» (Чудесный мешочек — дети объясняют, кому и для чего эти вещи нужны).
5. Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Путешествие на машине».
6. Просмотр мультфильма «Простоквашино»
1. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей: История 2: Откуда в Мишином магазине мед взялся?
2. Д. и. «Кто что делает?»
3. Сюжетно — ролевая игра: «Парикмахерская» и «Детский сад»
4. Заучивание пословиц и поговорок о труде и лени.
«С детства не научишься, всю жизнь промучаешься»;
«Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи» и т. д.
5. Совместная деятельность детей и родителей (изготовление машин из бросового материала).
1. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей:
История 3: Как Сорока Мишин товар хвалила.
2. Беседа на тему «Откуда берётся то, что нам необходимо для комфортной жизни».
3. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Кафе»
4. Беседа на тему «Что такое товары и услуги». (составление рассказа «Кем работает моя мама, мой папа»)
5. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».
6. Составление рассказа «Реклама моей игрушки», «Моя игрушка лучше всех»
1 Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей:
История 4. Как Миша цену назначал.
2. Просмотр мультфильма «Простоквашино».
3. Знакомство с понятием экономика.
4. Работа в тетради О. Дыбиной «Природные объекты и предметы, созданные человеком».
5. Игра — занятие «Природные богатства нашего края»
6. Труд. Создание подарков, игрушек к новому году.
1. Просмотр мультфильма «Кабы не было зимы» Простоквашино.
2. Рассматривание и обсуждение коллекций, полезные ископаемые
«Металл», Земля», «Вода», «Уголь».
3. Д. и. «Чудесный мешочек»- овощи, фрукты, зерно, вата — необходимая часть экономики. Расширить представления детей о профессиях занимающихся растениеводством. (иллюстрации, презентация).
1. Рассматривание альбома полезные ископаемые «Минералы», «Газ», «Нефть».
2. Игры с мелким стройматериалом «Наша ферма» — животные тоже являются природным богатством.
3. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей:
История 5. Как Миша продал много-много малины.
Коллективная аппликация «Лес наше богатство». Закрепить понятие необходимости беречь лес, как источнике природных богатств — воздух, древесина, редкие животные, ягоды, грибы, орехи.
4. Д. и. «Чудесная коробочка» Закрепить знание о материалах необходимых для изготовления разных предметов, напомнить какие природные богатства были использованы (при помощи карточек, расширить знания о профессиях людей (иллюстрации или презентация, которые делают предметы, использованные в игре.
1. Просмотр мультфильма «Уроки совы — Что такое деньги»
2. Знакомство с внешним видом денег. Ручной труд: изготовление монеток из бумаги для детских игр.
Просмотр мультфильма «Трое из простоквашино»
3. Чтение сказки А. Толстого «Буратино» — обсуждение поступков героев.
Где хранятся деньги. Изготовление кошелька — оригами.
4. Беседа, зачем нужны деньги. С — Р. и «Путешествие на Автобусе».
5. Где можно заработать деньги. С — р. и «Больница» и «Школа для кукол».
1. Чтение сказок «Муха-Цокотуха», И. Галлиев «Три копейки за покупку»
2. Выставка рисунков «Сказки и деньги»
3. Беседа на тему «Семейный бюджет — из чего он складывается»
4. Совместная деятельность «Кондитерский цех»
4. С — р. и «Семья», «Стройка», «Гастроном»
1. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей:
История 6. Почему у Миши растет не только малина, но и цена.
2. Беседа на тему «Как сохранить Семейный бюджет»
3. Игра «Хорошо-плохо» — сладости, игрушки.
4. Совместная деятельность родителей и детей «Изготовление одежды для бумажной куклы»
5. Беседа-размышление «Чего нельзя купить за деньги».
5. Содержание программы
Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.
В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.
Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.
В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.
6. Прогнозируемые результаты, целевые ориентиры
На этапе завершения реализации программы ребенок может:
- применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
- иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
- проявляет ответственность за начатое дело;
- понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными ;
- осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
- понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;
- осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
- понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;
- осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
- проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
- иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
- следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.