Сегодняшняя статья – она в каком-то смысле о будущем. В наших реалиях тема трансформации корпоративных культур немного сложа и даже где-то умозрительна, но с другой стороны, в статье Диона Хинчклиффа очень ясно показано, как зависит эффективность компании и ее бизнес-процессов от степени «социальности».
Давайте честно признаемся: большинство из нас активно использует социальные сети в личных целях и в гораздо меньшей степени – для работы. Многочисленные исследования показывают, что корпоративный сегмент сильно отстает от потребительского. Компании, которые уже ступили на путь Social Business, отлично понимают: для перехода к новым способам взаимодействия с клиентами, сотрудниками, деловыми партнерами потребуются серьезные усилия и немало времени.
Можно привести множество аргументов «за» применение компаниями социальных медиа в работе практически всех подразделений и бизнес-функций. Компании сами отмечают, что окружающая среда становится все более «социальной» и понимают необходимость учиться эффективно работать в «социальном» мире. Но часто есть серьезные внутренние препятствия, которые мешают переходу на новые модели работы.
Одно из них – неумение подбирать «социальным» технологиям правильное место внутри бизнеса. Внедрить социальную сеть, не связывая ее с другими бизнес-системами, не так трудно. Еще проще добавить немного «социальности» в маркетинговую кампанию. Совсем другое дело – добиться настоящей интеграции. Первый вариант даст определенный результат, но качественно ничего не изменит. Вся соль как раз во втором – в интеграции.
На самом деле, сами технологии Social Business не являются такой уж серьезной проблемой. По крайней мере, если компании удалось пережить кровопролитные битвы за платформу, которые типичны для большинства крупных организаций. Настоящие проблемы связаны с людьми. Любой бизнес по-своему похож на живой организм, у которого есть свои защитные барьеры, иммунная система, которая стремится разобраться с тем, что нарушает внутренний баланс.
Как вы, возможно, уже догадались, иммунная система компании — ее корпоративная культура. Это исторически сложившийся и разделяемый всеми сотрудниками набор норм, практик, обычаев, привычек и ожиданий, которые достаточно жестко регламентируют все процессы и методы работы. С одной стороны, именно корпоративная культура заставляет бизнес функционировать ровно так, как от него ожидают. Именно она обеспечивает устойчивость и порядок в компании. С другой стороны, с не меньшей эффективностью корпоративная культура способна уничтожать в зародыше любые попытки изменений, без разницы, желательных или нежелательных. Неспроста в западной бизнес-среде появилось целое направление «управления изменениями» (change management): компаниям необходимо оперативно и адекватно реагировать на изменения, которые происходят все быстрее и быстрее, особенно на технологические, поскольку они наиболее стремительны и разрушительны.
Адаптация социальной культуры к Social Business
В бизнес-среде уже сложилось понимание, что существуют гораздо более эффективные по сравнению с традиционными методы структурирования и управления бизнесом. Сейчас мы в состоянии перейти от иерархических моделей к сетевым, которые намного динамичнее, эффективнее и продуктивнее. Возможно, многим компаниям придется полностью перестроиться: отбросить существующие (неработающие) методы рекламы, отказаться от устаревших индустриальных моделей.
Образцы корпоративной культуры, которые были сформированы в XX веке, зачастую не могут так же хорошо служить нам в XXI веке. Наступила эра социальных медиа, всеобъемлющей взаимосвязанности и практически всеобщего свободного доступа к мощным сетевым инструментам, способным изменять окружающий мир. И мы обязаны меняться. Корпоративная культура должна адаптироваться и эволюционировать в соответствии с требованиями времени. Неспособность адаптироваться приводит не только к снижению выживаемости компании, но и делает невозможным использование преимуществ бизнес-моделей нового поколения. При том, что наиболее значимые из этих преимуществ за исторически ничтожный отрезок времени буквально из ничего создают компании с многомиллиардной стоимостью.
Другими словами, старый мир уступает новому по всем фронтам. Очевидный факт: за последние 20 лет в списке S&P 500 появилось огромное количество компаний, которые гораздо «моложе», нежели прежние лидеры списка. Вывод прост: условия, в которых создавались, процветали и становились лидерами своих сегментов «старые» компании, радикально изменились. Хорошая новость: наши компании, безусловно, могут поменять методы работы. Плохая новость: если мы, как рядовые работники, менеджеры и руководители не изменимся сами, особого толка от изменений структуры или процессов не будет.
Ну и как же это сделать? Как пройти эту трансформацию? Мы можем бесконечно модифицировать бизнес-процессы, менять IT-решения, апгрейдить интранеты, модернизировать маркетинг, продажи и концепцию обслуживания клиентов. Но если мы будем сопротивляться этим переменам, если мы окажемся не в состоянии думать на их языке, если мы не сможем действовать так, чтобы помогать им, тогда мы никогда не увидим обещанного. Под обещанным мы понимаем рост продуктивности, эффективности, увеличение количества инноваций, удовлетворенности потребителей и многое другое, о чем говорилось уже не раз. Если социальные медиа станут только «пристройкой» к тому, что уже есть, это ничего не даст. К созданию Social Business нужно подходить как к долгосрочной инвестиции, которая окупится с лихвой.
Трансформация корпоративной культуры: этапы и процессы
Social Business – это прежде всего новые способы работы, мало похожие на то, чем мы занимались в индустриальную эпоху. К сожалению, далеко не все понимают, как создать условия для организации Social Business, не все осознают важность изменений в корпоративной культуре.
Если бы Social Business ничем не отличался от того, к чему мы привыкли, нам бы не потребовалось тратить так много времени и сил на изучение новых методов работы и адаптацию наших компаний. Век сетевых структур стремительно приближается, а это значит, что изменяются сами представления о том, кто генерирует ценность, откуда она возникает и как вообще все это происходит. Такие перспективы пугают, но и сулят невиданные возможности. К счастью, в общем плане сам процесс культурной трансформации средней компании, его содержание и конкретные шаги, довольно хорошо описаны, как и моменты, касающиеся ROI и цикла развития Social Business.
На первой картинке изображены характерные стадии культурной трансформации по основным направлениям: в системе снабжения, в обслуживании клиентов и в работе персонала.
Вот эти стадии:
- Дополнение. На этом этапе отдельные, нестратегические социальные инструменты встраиваются во второстепенные бизнес-функции.
- Приспособление. Наступает период более эффективного использования социальных механизмов в бизнесе. «Социализация» затрагивает основные функции.
- Трансформация. Преобразование бизнес-функций на основе концепций Social Business.
- Обновление. Полное обновление методов и способов работы.
- Сингулярность. Основные сферы деятельности становятся радикально социальными. Границы между их составляющими становятся крайне условными.
На последнюю стадию вышли лишь некоторые компаний, поэтому ее достижимость вызывает серьезную полемику в бизнес-сообществе. Однако Дион Хинчклифф подчеркивает, что по его исследованиям, это неизбежная пиковая точка развития Social Business.
Стадии изменений в корпоративной культуре описывают изменения в основных сферах деятельности компании, но не объясняют, как этого добиться. Об этом рассказывает вторая диаграмма. На ней показаны основные компоненты, необходимые для культурной трансформации: лидерство руководителей высшего звена, лидерство в сложившихся сообществах, постановка стратегических целей, перестройка бизнес-процессов, обучение и тренинги, управление рисками и самоорганизация. Обратите внимание, что постепенно трансформационные процессы перестают быть централизованными, их источником становятся сообщества. Это неотъемлемая часть глобального процесса, который может быть запущен только при наличии активных сообществ и заинтересованных социальных групп.
Примерно такова общая картина реальных изменений, которые компаниям необходимо произвести, чтобы оперативно адаптироваться к бизнес-среде, очень сильно непохожей на себя саму даже пятилетней давности. Удастся ли им оперативно поменять свою ДНК, чтобы остаться конкурентоспособными в новых условиях? Этот вопрос задается все чаще и чаще. По крайней мере, мы можем составить четкое представление о том, что следует делать в такой ситуации. Совсем скоро мы поймем, готов ли бизнес к подобным переменам.
Источник: blog.bitrix24.ru