Главная страница | Форум Гарант |
- 1 из 2
- 1
- 2
- >
Работника призвали на военные сборы. В справке военкомата указано: с 13.11.2011 по 23.11.2011 гг.
За какое количество дней производить выплату среднедневного заработка?
Мое мнение: за 11 дней, так как основанием для выплаты является справка военкомата, в которой четко прописан период.
Мнение военкомата: за 8 дней, так как это количество рабочих дней за этот период, а работодатель должен платить только за период работы. Ссылаются на ст. 170 ТК РФ (где сказано Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.)
Так как военкомат будет производить возмещение этих сумм, то хотелось бы мотивированно отстаивать свою точку зрения. Помогите с ссылкой на нормативку или разъяснения какие либо по данному вопросу.
Вопрос:Средний заработок работников, проходящих военные сборы, организация определяет путем умножения среднего дневного (часового) заработка на количество рабочих дней (часов) по графику работы, пропущенных в связи с прохождением сборов. Например, с 01.09.2008 по 30.09.2008 работник находился на военных сборах. По табелю учета рабочего времени продолжительность рабочего времени в сентябре 2008 года — 192 часа (16 смен по 12 часов в каждой), средний часовой заработок 102 руб. Следовательно, средний заработок за это время составит 19 584 руб. (192 х 102 = 19 584). Военный комиссариат не согласен с таким расчетом. Каков порядок расчета среднего заработка, выплачиваемого работнику за время прохождения им военных сборов, в том числе в случае, когда в отношении работника установлен суммированный учет рабочего времени?
Ответ: Согласно ст. 170 ТК РФ на время исполнения государственных или общественных обязанностей работодатель освобождает работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) в случаях, когда в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Положениями п. 1 ст. 1, ст. 54 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон о воинской обязанности) установлено, что пребывающие в запасе граждане могут быть призваны на военные сборы для подготовки к военной службе.
Воинская обязанность является государственной, и в связи с ее исполнением на отношения работника и работодателя распространяются положения ст. 170 ТК РФ.
Частью второй ст. 170 ТК РФ предусмотрено, что за время исполнения государственных или общественных обязанностей работнику выплачивается денежная компенсация государственным органом или общественным объединением, которые привлекли работника к исполнению этих обязанностей.
Согласно п. 2 ст. 6 Закона о воинской обязанности граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Кроме того, таким гражданам выплачивается соответствующий оклад по воинской должности (званию) и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.
Таким образом, в связи с призывом работника на военные сборы работодатель обязан освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) и выплатить ему средний заработок. Выплаченные работнику денежные суммы компенсируются работодателю из бюджета (Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704).
Пунктом 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности», также установлено, что финансовое обеспечение в связи с призывом граждан на военные сборы предусматривает выплату среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Единый порядок исчисления размера средней заработной платы для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, установлен ст. 139 ТК РФ.
В то же время, выплата работодателем среднего заработка за время прохождения работником военных сборов предусмотрена Законом о воинской обязанности, т.е. не относится к случаям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ.
Как правило, нормативно-правовой акт, предусматривающий необходимость выплаты среднего заработка, содержит специальный порядок его исчисления либо отсылает к порядку, установленному иным документом. В рассматриваемой же ситуации Закон о воинской обязанности содержит указание на необходимость выплаты работодателем среднего заработка, но ни один из нормативных правовых актов, регулирующих вопросы призыва граждан на военные сборы, не устанавливает порядок расчета среднего заработка, выплачиваемого работнику за время прохождения военных сборов.
Поскольку специальной нормы, регламентирующей порядок исчисления среднего заработка, выплачиваемого работникам за время прохождения военных сборов, законодательством РФ не установлено, по нашему мнению, при его исчислении работодателю следует руководствоваться ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Положение). Аналогичного мнения придерживается и начальник отдела Минздравсоцразвития России Н.З. Ковязина, а также другие специалисты (смотрите: Вопрос: Гражданам за время медицинского освидетельствования для решения вопросов, связанных с призывом на военные сборы или исполнением других обязанностей, касающихся призыва на военные сборы, сохраняется средний заработок в размере не более 1000 руб. (постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 26.06.1993 N 605). Какой средний заработок имеется в виду: среднемесячный или среднедневной? («Налоговый вестник», N 11, ноябрь 2006 г.); «Работник на военных сборах» (И.А. Гаврикова, «Зарплата», N 9, сентябрь 2008 г.); «Учитываем изменения в порядке расчета среднего заработка» (Е.Л. Джабазян, «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 4, апрель 2008 г.)).
Согласно п. 9 Положения при определении среднего заработка используется средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, а также для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени.
Средний заработок работника в этих случаях определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
При этом средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
В отношении работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, п. 13 Положения четко определено, что средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате (за исключением случаев исчисления среднего заработка для оплаты отпуска и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска).
Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период.
Иными словами, для исчисления среднего заработка используется либо средний дневной заработок, либо средний часовой заработок, если в отношении работников установлен суммированный учет рабочего времени (за исключением случаев исчисления среднего заработка для оплаты отпуска и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска).
При этом, и в том, и в другом случае средний заработок определяется исходя из количества рабочих дней (часов) по графику работника в периоде, подлежащем оплате.Кроме того, согласно части первой ст. 170 ТК РФ работник освобождается от работы на время выполнения им государственных обязанностей при условии, что эти обязанности исполняются в рабочее время. Из положений этой нормы следует, что цель сохранения среднего заработка в том, чтобы работник не «потерял» в заработной плате за период времени исполнения им государственных или общественных обязанностей. Поэтому, на наш взгляд, исчисление среднего заработка, выплачиваемого работнику за время прохождения военных сборов, исходя из рабочих дней (часов) по графику работника в периоде, подлежащем оплате, не только не противоречит законодательству, но и полностью ему соответствует.
Таким образом, средний заработок, выплачиваемый работнику за время прохождения военных сборов, определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате, а в случае, когда в отношении такого работника установлен суммированный учет рабочего времени, — путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.
Например, с 01.09.2008 по 30.09.2008 работник находился на военных сборах. Работа сменная. В отношении работника установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом — год. В соответствии с графиком сменности работник в сентябре должен был отработать 192 часа (16 смен по 12 часов). Средний часовой заработок, исчисленный в соответствии с п. 13 Положения, составил 102 руб. Соответственно, средний заработок составит 19 584 руб. (102 руб. х 192 ч.).
Как мы поняли из вопроса, в Вашей организации введена сменная работа. В связи с этим считаем необходимым обратить Ваше внимание на следующие моменты.
Продолжительность рабочего времени для каждого работника не должна превышать нормальной продолжительности рабочего времени, установленной ст. 91 ТК РФ, а именно 40 часов в неделю.
В случае, когда при установлении в организации работы по сменам невозможно соблюсти ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени, в организации необходимо ввести суммированный учет рабочего времени, при котором норма рабочего времени за отдельные недели, месяцы в учетном периоде может отклоняться от нормального количества часов, но в среднем за учетный период эта норма должна быть соблюдена (ст. 104 ТК РФ).
Иными словами, при введении суммированного учета рабочего времени график сменности должен быть составлен так, чтобы продолжительность рабочего времени не превышала нормальной продолжительности за учетный период.
Норма рабочего времени на определенные периоды времени (например, месяц) исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Исчисленная в указанном порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха (п. 2 Разъяснений Минтруда РФ от 29.12.1992 N 65, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 29.12.1992 N 65). Соответственно, в сентябре 2008 года норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составила 176 часов.
Поэтому если в организации не установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом более месяца, то в соответствии с требованиями ТК РФ продолжительность рабочего времени в сентябре 2008 года, предусмотренная графиком работы на этот месяц, не должна превышать 176 часов.
Учетный период не может превышать одного года. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 104 ТК РФ).
Вывод:
Если в отношении работника не установлен суммированный учет рабочего времени, то средний заработок, который необходимо выплатить ему за время прохождения военных сборов, определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней по графику его работы в периоде, подлежащем оплате.
При суммированном учете рабочего времени средний заработок, который необходимо выплатить работнику за время прохождения им военных сборов, определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику его работы в периоде, подлежащем оплате.
Источник: forum.garant.ru