СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ

Эффективность каждой управляющей системы в значительной мере зависит от качества формируемой и используемой ею информационной базы. В условиях перехода к рыночным отношениям известная формула «время — деньги» дополняется аналогичной формулой «информация — деньги». Применительно к системе управления прибылью она приобретает прямое значение, так как от качества используемой информации при принятии управленческих решений в значительной степени зависит сумма получаемой прибыли. Чем больший размер капитала используется предприятием, чем более диверсифицирована его операционная, инвестиционная и финансовая деятельность, тем выше становится роль качественной информации, необходимой для принятия управленческих решений в области формирования и использования прибыли.

Информационная система(или система информационного обеспечения) управления прибылью представляет собой результат непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эфективных управленческих решений по всем аспектам формирования распределения и использования прибыли предприятия.

Информационная система управления прибылью призвана обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников самого предприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних ее пользователей. Круг основных пользователей информации о прибыли предприятия представлен на рис. 3.4.

Характеризуя состав пользователей информации, входящей в информационную систему управления прибылью, следует отметить, что круг интересов внешних и внутренних потребителей этой информации существенно различается.

Внешние пользователи используют лишь ту часть информации, которая характеризует результаты хозяйственной деятельности предприятия. Подавляющая часть

Рисунок 3.4. Характеристика состава основных пользователей информации о прибыли предприятия.

этой информации содержится в официальной финансовой отчетности, представляемой предприятием.

Внутренние пользователи наряду с вышеперечисленной, используют значительный объем информации о хозяйственной деятельности предприятия, представляющей коммерческую тайну.

Высокая роль информации о прибыли и условиях ее формирования и использования в подготовке и принятии эффективных управленческих решений предъявляет соответственно высокие требования к ее качеству при формировании информационной системы управления прибылью. Так, к информации, включаемой в эту систему, предъявляются следующие основные требования (рис. 3.5.):

Рисунок3.5. Состав основных требований, предъявляемых кинформации, включаемой в информационную систему управления прибылью.

1. Значимость, которая определяет насколько привлекаемая информация влияет на результаты принимаемых управленческих решений, в первую очередь, в процессе формирования экономической стратегии предприятия,

разработки целенаправленной политики по отдельным аспектам формирования и использования прибыли, подготовки текущих и оперативных ее планов.

Полнота,которая характеризует завершенность круга информативных показателей, необходимых для проведения анализа, планирования и принятия оперативных управленческих решений по всем аспектам формирования и использования прибыли предприятия.

Достоверность,которая определяет насколько формируемая информация адекватно отражает реальное состояние и результаты хозяйственной деятельности, правдиво характеризует внешнюю экономическую среду, нейтральна по отношению ко всем категориям потенциальных пользователей и проверяема.

Своевременность,которая характеризует соответствие формируемой информации потребности в ней по периоду ее использования. Отдельные виды информативных показателей, используемых в управлении прибылью, «живут» в ее информационной системе в неизменном количественном выражении лишь один день, (например, курс иностранных валют, курс отдельных фондовых и денежных инструментов на финансовом рынке), другие — месяц, квартал и т.п.

Понятность,которая определяется простотой ее построения, соответствием определенным стандартам представления и доступностью понимания (а соответственно и адекватного ее толкования) теми категориями пользователей, для которых она предназначается. Не следует однако смешивать требования понятности информации для определенной категории пользователей с ее универсальной доступностью для понимания всеми участниками хозяйственной деятельности предприятия, так как ряд из них может не иметь достаточного уровня квалификации для адекватной ее интерпретации.

Релевантность(или избирательность), определяющая достаточно высокую степень используемости формируемой информации в процессе управления хозяйственной деятельностью предприятия. «Информационное переполнение» системы управления прибылью усложняет процесс отбора необходимых информативных данных для подготовки конкретных управленческих решений, приводит к формированию малосущественных альтернативных

проектов этих решений, удорожает процесс информационного обеспечения управления прибылью предприятия.

Сопоставимость,которая определяет возможность сравнительной оценки стоимости отдельных активов и результатов хозяйственной деятельности предприятия во времени, возможность проведения сравнительного анализа прибыли предприятия с аналогичными хозяйствующими субъектами и т.п. Такая сопоставимость обеспечивается идентификацией определения отдельных информативных показателей и единиц их измерения, использованием соответствующих национальных и международных стандартов финансовой отчетности, последовательностью и стабильностью применяемых методов учета экономических показателей на предприятии.

Эффективность,которая применительно к формированию информационной системы управления прибылью означает, что затраты по привлечению определенных информативных показателей не должны превышать эффект, получаемый в результате их использования при подготовке и реализации соответствующих управленческих решений.

Содержание системы информационного обеспечения управления прибылью, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой, объемом и степенью диверсификации хозяйственной деятельности и рядом других условий. При этом вся совокупность показателей, включаемых в систему информационного обеспечения управления прибылью, требует проведения предварительной их классификации.

Система показателей информационного обеспечения управления прибылью, формируемых из внешних источников,делится на четыре основные группы (рисунок 3.6.).

1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны.Система информативных показателей этой группы служит основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при разработке комплексной политики управления прибылью, осуществлении инвестиционной деятельности, выявлении резервов роста прибыли в ориентире на достижение среднеотраслевых показателей. Формирование системы показателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.

Рисунок 3.6.Система показателей информационного обеспечения управления прибылью, формируемых из внешних источников.

Показатели, входящие в состав первой группы, подразделяются на два блока.

В первом блоке — «Показатели макроэкономического развития» — содержатся следующие основные информативные показатели, используемые в процессе управления прибылью предприятия:

а) темп роста внутреннего национального продуктаинационального дохода;

б) объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;

в) денежные доходы населения;

г) вклады населения в банках;

д) индекс инфляции;

е) учетная ставка Национального банка.

Во втором блоке — «Показатели отраслевого развития» — содержатся следующие основные информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие:

а) объем произведенной (реализованной) продукции, его динамика;

б) общая стоимость активов предприятий, в томчисле оборотных;

в) сумма собственного капитала предприятий:

г) сумма балансовой прибыли предприятий, в томчисле по основной (операционной) деятельности;

д) ставка налогообложения прибыли по основнойдеятельности;

е) ставки налога на добавленную стоимость иакцизного сбора на продукцию, выпускаемую предприятиямиотрасли;

ж) индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде.

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка.

Система нормативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования ценовой политики идоходов по операционной деятельности, привлечения капитала из внешних источников (включая эмиссию собственных акций и облигаций), определения затрат по обслуживанию дополнительно привлекаемого капитала, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений, осуществления краткосрочных финансовых вложений и некоторых других аспектов формирования и использования прибыли. Формирова-

ние системы показателей этой группы основывается на публикациях коммерческих периодических изданий, а при необходимости ежедневного использования в целях оперативного управления фондовым портфелем — на соответствующих электронных источниках информации. Показатели, входящие в состав второй группы, подразделяются на три блока.

В первом блоке —»Показатели, характеризующие конъюнктуру товарного рынка» — содержится информация по всем видам товарных рынков, с которыми связана деятельность предприятия (сырья, материалов, готовой продукции, средств производства и т.п.). В составе этого блока рассматриваются следующие основные показатели:

а) объем и широта предложения, представленногона рынке;

б) котируемые цены предложения и спроса на товары, с которыми связана деятельность предприятия;

в) объемы и цены сделок;

г) сводный индекс динамики цен на товары, аналогичные выпускаемым данным предприятием;

д) уровень конкуренции на рынке готовой продукции предприятия.

Во второй блоке —»Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка фондовых инструментов» — содержатся следующие основные информативные данные:

а) виды основных фондовых инструментов (акций,облигаций, деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;

б) котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;

в) объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов;

г) сводный индекс динамики цен на фондовом рынке.В третьем блоке — «Показатели, характеризующие

конъюнктуру рынка денежных инструментов» — содержатся следующие основные информативные данные:

а) кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита;

б) депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребованияи срочным вкладам;

в) официальный курс отдельных валют, которымиоперирует предприятие в процессе внешнеэкономической деятельности;

г) курс покупки — продажи аналогичных видов валют, установленный коммерческими банками.

3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов.Система информативных показателей этой группы используется в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельнымаспектам формирования и использования прибыли. Этипоказатели формируются обычно в разрезе следующихблоков: «Банки»: «Страховые компании»: «Поставщикипродукции»: «Покупатели продукции»: «Конкуренты».Источником формирования показателей этой группыслужат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтингис основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платныебизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями (получение такой информациидолжно осуществляться только легальными способами).

4. Нормативно-регулирующие показатели.Системаэтих показателей учитывается в процессе подготовки управленческих решений, связанных с особенностями государственного регулирования вопросов формирования,распределения и использования прибыли предприятий.Эти показатели формируются, как правило, в разрезедвух блоков. «Нормативно-регулирующие показатели поразличным аспектам хозяйственной деятельности предприятия, связанные с формированием и распределением прибыли» и «нормативно-регулирующие показателипо вопросам функционирования отдельных сегментовтоварного и финансового рынков, на которых предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность».Источником формирования показателей этой группыявляются нормативно-правовые акты, принимаемыеразличными органами государственного управления.

Состав информативных показателей каждого блока определяется конкретными целями управления прибылью, объемом операционной, инвестиционной ифи-

нансовой деятельности, длительностью партнерских отношений и другими условиями.

Система показателей информационного обеспечения управления прибылью, формируемых из внутренних источников,также делится на три основные группы (рисунок 3.7.).

Рисунок3.7. Система показателей информационного обеспечения управления прибылью, формируемых из внутренних источников.

1. Показатели финансовой отчетностипредприятия.

Система показателей этой группы составляет основу информационной базы текущего управления прибылью предприятия. На основе этой системы показателей производится обобщенный анализ, прогнозирование и текущее планирование прибыли.

Преимуществом показателей этой группы является их унифицированность, так как они базируются на общепринятых стандартизованных принципах учета (что позволяет использовать типовые технологии и алгоритмы финансовых расчетов по отдельным аспектам формирования и распределения прибыли, а также сравнивать эти показатели с другими аналогичными предприятиями); четкая регулярность формирования (в установленные нормативные сроки); высокая степень надежности (отчетность, формируемая на базе финансовой отчетности, предоставляется внешним пользователям иподлежит внешнему аудиту).

В то же время, информационная база, формируемая на основе финансовой отчетности, имеет и определенные недостатки, основными их которых являются: отражение информативных показателей лишь по предприятию вцелом (что не позволяет использовать ее при принятии управленческих решений по отдельным сферам деятельности, центрам ответственности, видам продукции и т.п.); низкая периодичность разработки (как правило, один раз в квартал, аотдельные формы отчетности — только один раз в год): использование только стоимостных показателей (что затрудняет анализ влияния изменения цен на формирование прибыли).

Показатели, входящие в состав этой группы, подразделяются на три основных блока.

В первом блоке содержатся показатели, отражаемые в «Балансе предприятия». Этот баланс содержит два основных раздела—»Актив» и «Пассив».

В составе актива баланса отражаются показатели следующих трех разделов: 1) внеоборотные активы; 2) оборотные активы; 3) затраты будущих периодов.

В составе пассива баланса отражаются показатели следующих пяти разделов: 1) собственный капитал; 2) обеспечение предстоящих затрат и платежей; 3) долгосрочные обязательства; 4) текущие обязательства; 5) доходы будущих периодов.

Во втором блоке содержатся показатели отражаемые в «Отчете о финансовых результатах «предприятия. Этот отчет включает показатели по следующим трем разделам: 1) финансовые результаты; 2) элементы операционных затрат; 3) расчет показателей прибыльности акций.

В третьем блоке содержатся показатели, отражаемые в «Отчете о движении денежных средств» предприятия. Этот отчет построен в разрезе следующих разделов: 1) движение средств в результате операционной деятельности; 2) движение средств в результате инвестиционной деятельности; 3) движение средств в результате финансовой деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9727 — | 7571 — или читать все.

2.92.239.42 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: studopedia.ru

Related posts