Тема «Организация внутренней жизни отряда. Корпоративная культура отряда и лагеря».

Отряд создается из малознакомых друг другу ребят, с разными интересами, особенностями, целями и ценностями. В первый день отряд похож на «лебедь, рак и щуку»: каждый тянет одеяло в свою сторону. Чтобы этого не происходило в течение всей смены, вожатому нужно ПОРАБОТАТЬ! Т.е. создать, организовать отряду его внутреннюю жизнь, бурную, яркую, интересную.

Отрядная деятельность вожатого – это гибкая система заранее спланированных мероприятий и педагогических действий.

В отрядной деятельности вожатого можно выделить 4 аспекта:

2. Отрядные дела.

3. Корпоративная культура.

4. Манипуляция отрядом.

(определенная структура, помогающая руководить коллективом).

Вожатому важно привлечь отряд к деятельности. Для этого существует большое разнообразие ФОРМ работы с отрядом, но все они сводятся к одному – организовать самостоятельность детского коллектива.

Суть самостоятельности детского коллектива:

  • Право детей самим планировать свою деятельность.
  • Право самим максимально реализовывать свои планы.
  • Право регулярно обсуждать итоги своей деятельности и давать им оценку.
  • Право самим давать поручения друг другу и выбирать лидера.
  • Право критики в адрес любого участника.

Существует несколько моделей организации детского самоуправления:

a) Распределение Постоянных Поручений

В отряде выбираются ребята на должности, которые они занимают и в соответствии, с которыми они выполняют поручения на протяжении всей смены. Возможные должности:

Список должностей может быть продлен, главное, чтобы эти должности и поручения были интересны, полезны и востребованы, а не надуманы. Вожатый работает непосредственно с руководителями, помогая им, корректируя их планы, поощряя за успехи.

b) Временный Творческий Коллектив

В отряде выбирается группа ребят, желающих принять участие в подготовке и проведении к-л. конкретного мероприятия. В этом случае ВТК:

  • планирует работу коллектива;
  • анализирует свою работу, выявляет достижения и недостатки.

Работа вожатого в этом случае заключается в создании мотивации у детей к проведению данного дела, в виде совета и рекомендации, как сделать ЛУЧШЕ, а так же важна на этапе анализа работы: помочь конструктивно осмыслить деятельность.

c) Постоянные Инициативные Группы

Инициативные группы создаются на всю смену или на каждый день по желанию ребят заниматься тем или иным видом деятельности/делом

(спортивная, трудовая, досуговая, культурная, организаторская деятельности; соответственно, спортивная эстафета, дежурство, проведение игр, подготовка к вечернему делу). Зная план дня, ребята сами могут выбирать, какому делу каждый посвятит себя особо.

Вожатому при данной модели важно способствовать деятельности каждой группы в равной степени.

d) Бригадный Подряд

Отряд здесь разбивается на бригады, которые выполняют одинаковые функции, но в меньшем объеме. Каждая бригада прибирает свой участок, разрабатывает план какого-либо отрядного дела, привносит идею для подготовки к общелагерному мероприятию, оформляет свою страничку в отрядном уголке и др. – что придумаете. По прошествии определенного периода работа бригад оценивается (выбирается лучшая бригада или поощряются все). Но будьте осторожны при использовании данной модели!

Во-первых, она может посеять раздор между ребятами в силу определенной доли соперничества. Чтобы этого избежать и добиться повышения активности ребят, вам нужно придумать четкие, справедливые критерии оценки выполненной работы, а так же одинаково поделить объем работы. В душе же оставайтесь беспристрастным судьей.

e) Дежурный командир

В отряде на вечерней свечке выбирается по желанию командир отряда на завтрашний день. При этом все ребята знают правила и обязанности дежкома.

  • Дежком – командир отряда на один день. Слово дежкома – закон!
  • Оценивая работу дежкома, говори вначале о плюсах, а потом о минусах.
  • Дежкомом может стать любой желающий.
  • Осуществляет подъем, организует уборку, ставит оценки.
  • Дежком – часы отряда (собирает и пересчитывает отряд).
  • Укладывает при отбое и следит за порядком в отряде в отсутствии вожатого.

Девиз дежкома: «Вежливость и настойчивость!»

f)Чередование Творческих Поручений

Отряд разбивается на постоянные рабочие группы, которые будут выполнять по определенной периодичности различные поручения. Группы чередуются через день, два или больше.

Возможные поручения (или названия групп):

следит за чистотой в отряде, в корпусе и вокруг него, убирает балкон и отрядное место, разливает суп, приносит питьевую воду и т.п.

вносит вклад в оформление отрядного места, отрядного уголка, комнат и корпуса.

собирает новости и информацию, интересующую ребят не только в лагере, но и в стране, за рубежом…оформляет отрядную газету.

группа должна удивить отряд, чтоб никто не догадался…маленькое выступление, конкурс, поздравление именинника…создайте праздник!

пополняет запас отрядных сувениров – поделки, игрушки, дипломы, даже покупки и т.п.

по ходу отрядной жизни возникает масса случайностей – костер, экскурсия, родительский день, ребенок, лежащий в медчасти…иногда другие группы гиперперегружены…для этого и существует эта группа.

Группы могут меняться по кругу через день, два, три…можно оформить и поместить в отрядный уголок такую карту:

Эта штука вращается!
Вожатому необходимо координировать работу групп, особенно в первые дни; предоставлять необходимый реквизит и время для подготовки и осуществления работы групп. Группы могут придумать отличительные знаки, могут появляться новые группы, служащие на благо отряда.

2. Отрядные дела.

Когда в отряде создана определенная структура, каждый знает, чем он занимается и что значит то, чем он занимается, остается только…ЗАНЯТЬ отряд и каждого в отдельности! Таким образом, следующая задача вожатого – организация (а так же создание мотивации у детей) и проведение отрядных дел.

Отрядные дела (ОД) – это мероприятия различного характера, имеющие свои цель и задачи.

В более широком понимании ОД есть коллективно-творческое дело (КТД).

КТД (по И.П. Иванову) – способ организации жизни единой группы воспитателей и воспитанников, старших и младших. Базируется на идеях отдельных лиц, но реализуется в условиях коллектива.

Разработкой мероприятия занимается творческая группа. Этапы работы творческой группы:

1) Предварительная подготовка (цели, задачи, роль КТД).

2) Коллективное планирование (выбор средств достижения цели: люди и реквизит, время и помещение).

3) Составление лист-конверта для КТД/ написание сценария для ОД.

выглядит следующим образом:

Содержимым конверта является задание.

4) Проведение мероприятия (осуществление конкретного плана, разработанного руководителями).

5) Анализ (оценка результатов, допущенных ошибок, обсуждение предложений, возникших в ходе мероприятия).

Существуют различные ВИДЫ ОД:

  • Спортивные (веселые старты, спортивная игра, запуск воздушного змея, народные игрища)
  • Познавательные/ интеллектуальные (викторины, аукцион знаний, эрудит-казино, исторические экскурсы)
  • Общественно-политические (день памяти, проблемы СПИДа, наркомании, диспуты и дискуссии на различные темы)
  • Трудовые (благоустройство лагеря, ателье мелкого ремонта)
  • Экологические (аукцион цветов, встреча заката, ритуал встречи дождя, экологическая тропа, создание экологической карты/ сборника лагеря)
  • Художественные (моментальный театр, конкурс анекдотов, конкурс фантазеров, рисование мультфильма, модный салон)
  • Досуговые (парк аттракционов, игровая карусель)

Существуют и смешанные формы ОД.

3. Корпоративная культура.

Когда у отряда существуют общие дела и общая деятельность – это прекрасно, но более их сближает чувство своей непохожести, отличия от других отрядов. Это выражается в специфических и своеобразных традициях, правилах, внешнем виде и других отличительных особенностях отряда.

Такое явление называется корпоративной культурой.

Корпоративная культура – культура какой-либо группы, порожденная жизнедеятельностью этой группы. Цель корпоративной культуры, с одной стороны, заявить другим о себе, показать «кто есть кто», с другой стороны – внутреннее сплочение и объединение. В связи с этим корпоративная культура может быть внешней (то, что видно другим) и внутренней (то, о чем знают лишь члены группы). Приведем некоторые элементы корпоративной культуры, которые в вашем отряде могут быть…или вы их совместно с ребятами придумаете…

внешняя внутренняя
· Название · Герб, эмблема · Флаг, знамя, стяг, штандарт · Гимн, песня · Девиз, речевка, кричалка · Язык, сленг · Приветствие · Жесты, мимика · Обычаи, традиции, ритуалы · Место встреч, его состояние · Форма одежды · Герои отряда (вожатые в том числе) и их прозвища · Таблички на комнатах · И др. · Цель, задачи · Ценности · Структура отряда (его лидеры, аутсайдеры, группы предпочтения) · Законы и принципы · Особенная фишка · Таинственность и секретность вообще

Внутренняя сторона корпоративной культуры является основой для внешней. У подростков бывает все иначе. На основе яркого самовыражения позже они находят нечто большее, что их сближает. Будьте готовы к любому варианту, и не забывайте, пожалуйста, что вы – непосредственный участник корпоративной культуры отряда и лагеря, т.е. не нарушайте те правила, которые ценны для вашей группы.

4. Техники манипуляции отрядом.

У каждого вожатого существуют маленькие хитрости по поводу того, как сплотить отряд, как привлечь его к деятельности, внушить что-либо. И каждый вожатый манипулирует своим отрядом (бывает, конечно, наоборот, но только потому, что вожатый не так себя поставил). Чтобы избежать этой неприятности, а так же для того, чтобы создать в отряде обстановку родства, братства, близости, вожатый пользуется следующими техниками внушения:

  • Групповое/ хоровое пение
  • Суггистивные (завораживающие) техники: звук бегущей воды, вид горящего огня
  • Тактильные методы (связаны с прикосновениями)
  • Специальные приемы внушения (аутотренинги)
  • Прямой взгляд в глаза, мимика, жесты

При общении с детьми, как групповом, так и индивидуальном, следует избегать:

  • Суждений («Ты скрытный!»), лучше заменять их «Я-высказываниями» («Я переживаю, когда ты долго молчишь и не говоришь ничего»).
  • Модальных операторов: «могу-не могу», «хочу-не хочу», «надо-не надо» («Не мог бы ты сходить за водой?»), лучше говорить о конкретном действии, личности или объяснять, почему «надо».
  • Генерализации – обобщений («Вы несобранные!», если постоянно опаздывает только один человек)
  • Комплексной эквивалентности – связи не связанных фактов («Миша, ты такой веселый, потому что поспал на сончасе!»)
  • Предпосылок/ подозрений, лучше опираться на факты.

А так же следует помнить о кнопках манипуляции подростком:

  • Стремление к риску

Конечно, каждому вожатому и ребенку хочется, чтобы его отряд был дружным, как большая семья! А это не мало зависит от атмосферы, царящей в отряде: жизнерадостный настрой, интерес ко всему происходящему, стремление все делать вместе и помогать друг другу. И вам, как главе этого семейства предстоит это создавать!

Надеемся, полученные знания позволят вам умело и грамотно управлять отрядом, а маленькие секреты вашей, надеемся, большой души – создать атмосферу взаимопонимания и духовного родства. Пусть отрядную жизнь станет неповторимой и незабываемой для ребят и вас самих!

Источник: poisk-ru.ru

Related posts