Уроки финансовой грамотности для старшеклассников как приоритетное направление экономического образования
статья по экономике (11 класс) на тему

Данная статья содержит информацию об опыте работы автора по формированию финансововй грамотности у старшеклассников

Скачать:

Вложение Размер
forum._uroki_finansovoy_gramotnosti.docx 28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 47»

I Поволжский педагогический форум

«Система непрерывного педагогического образования: инновационные идеи, модели и перспективы»

(27-29 ноября 2017 г.)

Секция: экономическое практико-ориентированное образование: проблемы и перспективы

Уроки финансовой грамотности для старшеклассников

как приоритетное направление экономического образования

Автор: учитель истории и

Козырева Светлана Николаевна

1. Важность и значимость финансовой грамотности

2. Трудности и перспективы финансового просвещения

3. Мероприятия МБУ «Школа№47» по повышению финансовой грамотности

1. Важность и значимость финансовой грамотности

1992 год стал переломным для нашей страны. Радикальная экономическая реформа погрузила россиян в водоворот рыночных отношений, заставила в режиме реального времени осваивать нормы и ценности новой экономической системы. Рыночная экономика обнажила целый ряд проблем, самой острой из которых является низкая финансовая грамотность населения, а именно:

— неумение рассчитать расходы и предвидеть возможные риски при получении кредитов и займов. Начиная с «лихих девяностых» и до наших дней, жители России бездумно берут кредиты и активно обращаются в микрофинансовые учреждения . В связи с этим, Президент РФ В.В. Путин, выступая 18 апреля 2017 года на заседании президиума Госсовета в Великом Новгороде, указал на то, что это обстоятельство является главной причиной попадания россиян в «долговую спираль». По данным Центробанка, за прошлый год долги россиян перед банками выросли на 40% — до 7,7 трлн. рублей. Кредитная нагрузка растет с каждым годом. В среднем россияне отдают почти 20% своего дохода в качестве платежей по кредитам.

-Непонимание важности и значимости планирования своего бюджета. Последние исследования НАФИ показывают: не более 10 процентов российских семей планируют свои расходы на срок более месяца.

— Низкая осведомленность населения о том, куда можно обратиться за защитой своих прав в случае недобросовестного оказания им финансовых услуг.

Из всего вышеперечисленного вытекает задача — научить людей разбираться в финансовых вопросах.

2. Трудности и перспективы финансового просвещения

Повышение финансовой грамотности школьников – одно из приоритетных направлений в сфере образования, так как это ключ к практической подготовке учеников к нынешним экономическим условиям. Чтобы информировать подрастающее поколение и уберечь от возможных рисков в финансовой сфере, совместной инициативой Министерства финансов, Центрального Банка и Министерства науки и образования всем школам РФ с 2016 года рекомендовано проводить уроки финансовой грамотности.

Выполнение данной рекомендации сопряжено с целым рядом трудностей:

— место новой дисциплины в учебном плане на федеральном уровне не предусмотрено;

-отсутствие квалифицированных кадров в школах для преподавания уроков финансовой грамотности;

— нежелание большей части родителей дополнительной учебной нагрузки для своих детей;

-неясно, с какого возраста необходимо начинать обучение финансовой грамотности.

В итоге, каждый регион и каждое образовательное учреждение самостоятельно решает поставленную задачу. Так, например, в ряде регионов введены факультативные и элективные курсы финансовой грамотности; проводятся мероприятия в рамках «Недели финансовой грамотности».

Предприняты шаги на федеральном уровне:

— Центральный Банк разместил на сайте ролики и презентации о финансовой системе, разработал рекомендации по финансовой безопасности;

-уроки финансовой грамотности включены в календарь образовательных событий на 2017-2018 учебный год и проходят в рамках стратегического Соглашения о взаимном сотрудничестве Банка России и Министерства образования и науки Российской Федерации;

— Центральный банк Российской Федерации в лице Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Приволжском федеральном округе с 18 сентября 2017 года запустил проект «Онлайн уроки финансовой грамотности»

— планируется внесение модуля «финансовая грамотность» в предмет «обществознание».

3. Мероприятия МБУ «Школа№47» г.о. Тольятти

по повышению финансовой грамотности

Элективных и факультативных курсов МБУ «Школа №47» г.о. Тольятти не предусмотрено, поэтому просвещение в области финансовой грамотности проходит в рамках внеурочной и ведется по следующим направлениям:

— уроки финансовой грамотности для старшеклассников;

— исследовательская деятельность школьников в области финансов

— распространение опыта среди педагогов г.о. Тольятти.

Уроки финансовой грамотности разрабатываются и проводятся совместно со старшеклассниками. Активно используется материал, размещенный на сайте Центробанка. Основная цель данного направления – популяризация знаний в области финансовой системы, следовательно, его простота и доступность. Проведены уроки по следующей тематике:

Образ финансово грамотного человека;

Личный финансовый план;

Риски, опасности и ошибки на финансовом рынке. Защита прав потребителей финансовых услуг.

Урок в форме деловой игры «Мир банков или кому можно доверить деньги в 2017 году».

Приглашаются специалисты банков для проведения занятий со старшеклассниками.

Исследовательская деятельность направлена на глубокое изучение конкретных тем с последующей защитой работ на научно-практических конференциях и экономических конкурсах. Продукт исследования – разработка материалов просветительского характера для широкого круга: учащихся, родителей, педагогов.

За год работы в этом направлении достигнуты следующие результаты:

— призовое (3 место) в конкурсе творческих работ по экономике и управлению, организованном Самарским государственно-педагогическим университетом в апреле 2017 года;

— Диплом II степени на XI международной научно — практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Наука и творчество: взгляд молодых профессионалов», в секции «Финансово-кредитный сектор экономики РФ и перспективы его развития» по теме «Разновидности форм коммерческих банков России». Продукт этой работы –материалы просветительского характера, а именно:

— Урок в форме деловой игры «Мир банков – классика и современность»;

-памятка для учащихся, родителей, работников школы «Сравнительная характеристика классического банка (Сбербанк) и онлайн-банка (Тинькофф);

-буклет «Мир банков или кому можно доверить деньги в 2017 году».

В настоящее время ведется исследование по теме: «История кредитования обучения в России».

В рамках направления по распространению опыта среди педагогов подготовлен мастер-класс в форме деловой игры ««Мир банков – классика и современность», который будет проводиться 5декабря 2017 года на городском научно-педагогическом Марафоне «От компетентного педагога к качественному образованию».

Примерный сценарный план мастер-класса

  1. Организационный этап

выделение проблемы, постановка цели

Проблема: низкая финансовая грамотность населения.

Цель: обучить рациональному поведению на рынке банковских услуг.

Категории населения: учащиеся 10-11 классов, родители и педагоги

характеристика образовательной технологии, приема, метода и пр., методики их применения

Метод «Деловая игра». Деловая игра — это моделирование, упрощенное воспроизведение реальной финансовой ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в повседневной жизни.

диалог педагога – мастера о проблеме, для решения которой проводится мастер-класс

1992 год стал переломным для нашей страны. Радикальная экономическая реформа погрузила россиян в водоворот рыночных отношений, заставила осваивать нормы и ценности новой экономической системы. За короткий по меркам истории срок, жители России научились жить в рыночную эпоху, основу которой составляет финансовая система.

Основным финансовым институтом являются банки. Эти коммерческие учреждения прочно вошли в нашу жизнь: почти у 40% населения России есть пластиковая карта, почти 27% россиян дееспособного возраста имеют кредитные обязательства, 10% россиян имеют банковские вклады.

Но существует серьезная проблема – низкая финансовая грамотность населения. Именно эту проблему поднимал В.В. Путин 18 апреля 2017 года на заседании президиума Госсовета в Великом Новгороде. Это обстоятельство является главной причиной попадания россиян в «долговую спираль». Так, по данным Центробанка России, за прошлый год долги россиян перед банками выросли на 40% — до 7,7 трлн. рублей. Кредитная нагрузка растет с каждым годом. В среднем россияне отдают почти 20% своего дохода в качестве платежей по кредитам.

Чтобы информировать подрастающее поколение и уберечь от возможных рисков в финансовой сфере, Правительство Российской Федерации и Министерство Финансов рекомендовало всем школам страны провести уроки финансовой грамотности в 2016 и 2017 годах

  1. Основной этап

озвучивание плана действий

Мы предлагаем участникам Педагогического Марафона деловую игру «В мире банков – классика и современность».

Разбиваем участников на 4 группы(можно по желанию), количество участников не имеет значения.

Объясняем суть игры: каждая группа получает информацию о классическом банке и онлайн-банке и сравнительную таблицу преимущества и недостатков каждого из них.

Раздаем каждой группе финансовую ситуацию для ее решения и обоснования рациональности принятого решения.

демонстрация и методическое обоснование автором мастер-класса приемов, методов и др., которые будут демонстрироваться

Применение деловой игры позволяет отработать навыки рационального поведения участников на рынке банковских услуг, дает возможность оценить:

  • уровень владения этими навыками;
  • особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.);
  • уровень коммуникативных навыков;
  • личностные качества участников.

выполнение задания участниками мастер-класса в соответствии с обозначенной задачей

Работа в группах , с использованием материала, предоставленного авторами мастер-класса

  1. Заключительный этап:

представление результатов работы

Каждая группа озвучивает и обосновывает решение финансовой ситуации

обсуждение результатов работы, обмен мнениями

В результате работы участники деловой игры получили практические навыки рационального поведения на рынке банковских услуг

заключительное слово автора мастер-класса

Благодаря данному методу, его простоте происходит обучение навыкам рационального поведения на рынке банковских услуг

Источник: nsportal.ru

Related posts