Культура свойственна любой форме человеческого существования, то есть является атрибутом всякого общества. Культура выступает как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, духовных ценностей, в совокупности отношений людей к природе, друг к другу и к самим себе.
Организация — сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная и корпоративная культура. Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.
В отечественной научной литературе отсутствуют единые устоявшиеся понятия «организационной культуры» и «корпоративной культуры». Западный термин «corporateculture» иногда переводится как «корпоративная культура», а иногда — как «организационная культура», что, вдобавок к несовпадению культурных контекстов, окончательно запутывает вопрос.
В настоящее время существует четыре точки зрения на соотношение этих понятий:
Корпоративная и организационная культуры — самостоятельные феномены, имеющие пересечение в своих элементах (Т.Ю. Базаров, А.А. Максименко, И. Грошев);
Корпоративная культура — часть организационной культуры (Л. Колесникова, Ю.Д.Красовский, Б.З. Мильнер, Е.Г. Молл, В. Перекрестов, Э.А. Смирнов, Т.О. Соломанидина, В.В. Щербина);
Организационная культура — часть корпоративной культуры (А.И. Пригожин);
Корпоративная культура тождественна организационной культуре (О.С. Виханский, С.В. Иванова, Л.В. Карташова, Е.Д. Малинин, В.Л. Михельсон-Ткач, В.А. Спивак, Е.А. Черных).
В дальнейшем в курсовой работе в изложении материала будем придерживаться точки зрения о тождественности этих понятий.
Каждая компания формирует собственную уникальную систему ценностей и методов решения проблем, ведущих ее к успеху — корпоративную культуру.
Корпоративная культура, в свою очередь, формирует у сотрудников осознание принадлежности к ней.
Применительно к организациям термин «корпоративная культура» охватывает большую область явлений духовной и материальной жизни коллектива:
- — доминирующие в нем моральные нормы и ценности;
- — принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы и традиции, функционально ориентированные верования и ожидания и т.д.
Совокупность убеждений и ценностей, формируемая руководителями, проистекает как из общефилософских и реалистических ценностей менеджеров, так и из представлений участников деятельности предприятий (сотрудников, держателей акций, рыночных партнеров и др.).
Носителями корпоративной культуры являются люди, но в организациях с устоявшейся культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
Буквально каждая процветающая компания обладает сложившейся культурой. В ряде случаев она закладывается основателем фирмы (например, Дольче Габбано, Гучи,Уорнер Бразерс); иногда формируется постепенно, по мере того, как организация преодолевает препятствия (приведем пример из российской практики, — ООО «Вимм-Билль-Данн»). Культуру некоторых фирм последовательно развивали команды менеджеров, ставивших себе задачу систематического улучшения показателей деятельности своей компании (например, японские компании). Стремясь изменить стратегию, расширить присутствие на рынке, компании не только совершенствовали технологию, но и развивали рыночные преимущества.
Корпоративная культура способна уменьшать степень коллективной неопределенности, создавать общественный порядок, обеспечивать целостность за счет ценностей и норм, воспринимаемых всеми и передаваемых новому поколению, создавать чувство причастности к организации и преданность общему делу посредством объединения членов группы в одно целое.
Организационная культура воздействует на отдельных людей, например, на их моральные качества, преданность делу, производительность труда, состояние физического здоровья и эмоциональное благополучие.
Культура воздействует на членов организации по-разному, в зависимости от их работы, статуса, квалификации, уровня оплаты и т.д. То, как люди переживают это воздействие, зависит от их личных убеждений, ожиданий, стремлений и т.д., которые они принесли с собой в организацию. Эти факторы образуют систему отсчета, которая позволяет интерпретировать тот или иной опыт и создает совокупность личностных приоритетов.
Корпоративная культура — это система ценностей и методов решения проблем, ведущих организацию к успеху и формирующая у сотрудников осознание принадлежности к определенной культуре.
Существует несколько десятков определений понятия «организационная культура», самым коротким и образным из которых является, пожалуй, «душа организации».
Рассмотрим структуру и характеристику организационной культуры.
Корпоративная культура имеет определенную структуру. Познание корпоративной культуры начинается с первого, «поверхностного», или «символического», уровня, включающего такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура процессов, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через органы чувств человека.
На этом уровне явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах корпоративной культуры.
На втором уровне изучаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей.
Третий, «глубинный», уровень включает в себя базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации, но эти скрытые и принимаемые на веру предположения, тем не менее, направляют поведение людей.
Характеристики организационной и корпоративной культуры
Осознание работником себя и своего места в организации. Одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие — поощряют их внешнее проявление, в одних случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, а в других — через индивидуализм.
Обобщая вышесказанное, можно дать вывод: организационная (корпоративная) культура — это относительно устойчивая система ценностей и норм поведения, воспринятых коллективным сознанием организации или формирующихся в нём в течение времени её жизни, и отражающихся в убеждениях, образе мышления и поведении каждого лояльного члена организации.
Источник: studwood.ru