Совершенствование системы управления персоналом организации Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарев Стефан Веславович, Гавриленко Николай Иванович

Ни для кого не секрет, что человеческие ресурсы, один из самых важных видов ресурсов в организации . Именно благодаря людям организация может ставить перед собой стратегические цели, конкурировать на рынке и достигать высот в своей области. Но чтобы организация развивалась и добилась определенного успеха, нужен мотивированный и квалифицированный персонал . В результате работы были сформулированы рекомендации, которые помогут руководителям лучше понимать и мотивировать персонал .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пономарев Стефан Веславович, Гавриленко Николай Иванович

IMPROVEMENT OF THE PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM IN THE ORGANIZATION

It’s no secret to anyone that human resources are one of the most important types of resources in the organization . It is thanks to people that the organization can set strategic goals, compete in the market and reach heights in its field. But in order for the organization to develop and achieve some success, a motivated and qualified staff is needed. As a result of the work, recommendations were formulated to help managers better understand and motivate staff.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления персоналом организации»

Пономарев С.В., Гавриленко Н.И.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Пономарев Стефан Веславович студент 1 курса магистратуры Института экономики и менеджмента, e-mail: stefan.ponomareff@vandex.ru;

Гавриленко Николай Иванович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и маркетинга;

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9

Ни для кого не секрет, что человеческие ресурсы, один из самых важных видов ресурсов в организации. Именно благодаря людям организация может ставить перед собой стратегические цели, конкурировать на рынке и достигать высот в своей области. Но чтобы организация развивалась и добилась определенного успеха, нужен мотивированный и квалифицированный персонал. В результате работы были сформулированы рекомендации, которые помогут руководителям лучше понимать и мотивировать персонал.

Ключевые слова: организация, персонал, мотивация.

IMPROVEMENT OF THE PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM IN THE ORGANIZATION

Ponomarev S.V., Gavrilenko N.I.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

It’s no secret to anyone that human resources are one of the most important types of resources in the organization. It is thanks to people that the organization can set strategic goals, compete in the market and reach heights in its field. But in order for the organization to develop and achieve some success, a motivated and qualified staff is needed. As a result of the work, recommendations were formulated to help managers better understand and motivate staff.

Keywords: organization, personnel, motivation.

Как известно, персонал является важным элементом в системе управления любой организации. Благодаря персоналу организация может развиваться, ставить перед собой цели и двигаться в нужном направлении.

Актуальность данной статьи заключается в том, что на сегодняшний день многие российские организации уделяют недостаточное внимание повышению эффективности системы управления персоналом и его мотивации.

Для того, чтобы организация смогла эффективно развиваться и быть конкурентоспособной на рынке, нужен квалифицированный и мотивированный персонал, который сможет приносить пользу своей организации и выводить ее на более высокие экономические позиции. Целью данной статьи является разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы управления персоналом организации.

Анализ показывает, что успех в деятельности современной организации определяется в значительной степени сплоченностью персонала, надежностью и привычностью вертикальных и горизонтальных связей, доверительными,

гармоничными и взаимовыгодными отношениями между руководством и сотрудниками. «Хорошая организация — самое выгодное вложение капитала» -гласит один из принципов управления. Организация — живой дышащий организм. И как у любого живого существа у него есть лицо, имидж, философия, история и культура.

Успех организации возникает в результате взаимодействия всех сотрудников, преследующих

общие цели, которые должны быть реальными, пониматься каждым сотрудником и отражать основной характер организации. Организация, которая не будет отличаться от многих других, подобных ему, сразу же запрограммировано на неудачу, провал и банкротство. Годами нам твердят об организационной работе, отождествляя ее с работой организации, но работает не организация, а люди — персонал организации.

Рыночная практика свидетельствует о том, что именно человеческий фактор, то есть хорошо развитая корпоративная культура и корпоративный дух, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

Эффективность работы специалиста в первую очередь зависит от его мотивации. Хороший руководитель должен понимать, как правильно мотивировать своих сотрудников, должен знать какие мотивы побуждают работников к действиям, разработать методы управления своими подчиненными [1].

На сегодняшний день есть множество инструментов, которые влияют на мотивацию персонала, а в следствии и на производительность труда. Менеджер организации должен понимать, что только от хорошо мотивированного персонала зависит судьба организации, ее прибыль и статусное положение на рынке.

Важно знать, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий. Для любого руководителя важно знать, что побуждает к

действию его подчинённых. Поведение работников можно определить как интеграцию внутренних и внешних побудительных сил.

К внутренним мотивам можно отнести следующие: это готовность действовать, состояние предрасположенности и т.д. К внешним мотивам мы относим статус, престиж, карьера и т.д. Все это помогает личности определить свое поведение.

Существует материальная и нематериальная мотивация, мотивация это набор инструментов, используемый организацией или самим руководителем для повышения качества трудовой жизни коллектива и способ реализации целей организации.

Один из самых эффективных методов воздействия на персонал, это материальное стимулирование. Ни для кого не секрет, что работники трудятся и ради зарплаты, получения премий, бонусов, если в организации это предусмотрено [2].

Не требует доказательств тот факт, что денежное вознаграждение поддерживает качество жизни работника, дает ему уверенность в завтрашнем дне, а также способствует его личностному развитию. Например, посещения театров, выставок, возможность путешествовать.

Важным нюансом в управлении мотивацией является, то, что каждый работник это и индивидуальность, поэтому и, соответственно, у каждого специалиста есть потребности. И эти потребности определяются не только посредством занимаемой должности в организации, но и социальным положением в обществе, как и у любого человека у работника есть свои интересы и индивидуальные особенности.

Руководители должны регулярно проводить анализ мотивации персонала и следить за их потребностями, чтобы знать, как правильно мотивировать свой персонал.

Можно выделить несколько способов повышения работоспособности персонала с помощью мотивации. Например, проведение семинаров с подчиненными, где будут выступать зарубежные и российские специалисты с опытом эффективного управления в сложной и жесткой конкурентной среде.

Очень важно привлечение работников к решению важных задач организации и разработке как стандартных, так и инновационных решений (важно, чтобы каждый подчиненный чувствовал себя нужным организации). Совершенствование обратной связи между руководителем и подчиненными, бесплатные курсы повышения квалификации. С помощью описанных выше методов, руководители могут оказывать большое влияние на эффективность работы персонала и рост производительности труда.

Повышение значимости служб по работе с персоналом обусловлено следующими основными причинами:

— возрастание роли персонала, его знаний и навыков в обеспечении конкурентоспособности организаций;

— необходимость повышения эффективности работы организации за счет лучшего

использования потенциала имеющегося персонала, его оптимального распределения по рабочим местам, возрастания нагрузки на каждого члена коллектива;

— появление новых технологий отбора и оценки персонала;

— реализация концепции обучения в течение всей жизни, в рамках которой возрастает значение форм и методов развития, обучения персонала;

— изменение функциональных задач, стоявших перед менеджерами по персоналу, особенно перед менеджерами высшего звена, каждая их которых должна решаться с учетом стратегии развития организации.

Материальное стимулирование играет одну из важных ролей в повышении мотивации персонала организации. Благодаря материальному

стимулированию персонал может повысить свою производительность труда, бороться за место в составе трудового коллектива и полностью отдаваться своей работе.

Анализ показал, что система премирования в российских компаниях подразумевает под собой как коллективное, так и индивидуальное вознаграждение.

В подавляющем большинстве российских организаций существуют следующие виды премирования:

— премирование за выполнение ключевых показателей;

Бонусное премирование распространяется на весь персонал организации — по итогам полугодия/года. Размер бонусного вознаграждения высчитывается в зависимости от прироста объема продаж (по отношению к прошлому году). Он рассчитывается по определенной формуле, в основе которой лежит размер среднемесячной ставки, количество тарифных ставок и определенный коэффициент увеличения.

Таким образом, каждый работник организации получает «свой» бонус, с учетом занимаемой должности, отношения к своей работе и степени влияния на достижение стратегических целей организации.

Размер индивидуального премирования специалиста зависит только от его личных показателей, производительности и качества труда. Если работник в течение года добросовестно выполнял свою работу и не получал никаких взысканий по качеству своей работы и трудовой дисциплине, то он получит полное бонусное вознаграждение. При этом размер суммы, которая будет направлена на выплату вознаграждений, зависит от степени достижения стратегических целей организации и вклада работника в их достижение.

Профессиональное развитие персонала происходит в процессе получения умений и навыков, а также в процессе непосредственного обучения. Профессиональное развитие персонала преследует цель повышения и раскрытия профессионального потенциала работника. Профессиональный потенциал (как элемент

человеческого) является совокупной способностью физических и духовных свойств отдельного работника достигать в заданных условиях определенных результатов производственной деятельности, его способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи.

Структура профессионального потенциала:

— квалификационный потенциал — обладание специальными знаниями, трудовыми умениями и навыками, которые влияют на способность работника к труду определенной сложности;

— психофизиологический потенциал — склонности и способности человека, состояние его здоровья, работа нервной системы, работоспособность, стойкость в принятии решений;

— личностный потенциал — уровень сознательности и социальной зрелости, личностный уровень и отношения к своему труду и труду своих коллег, ценностные ориентиры, интересы, потребности в карьерном росте.

В настоящее время второму и третьему элементу не уделяется достаточного внимания в организации (как с точки зрения оценки, так и с точки зрения управления), что не способствует полному раскрытию потенциала работников, а, следовательно, достижению максимального эффекта использования трудовых ресурсов .

Приоритетные виды развития персонала в организации: стажировки за границей, бизнес кейсы, совещания по вопросам развития и усовершенствования организации, геймификация, семинары по важным аспектам деятельности организации.

Этапы реализации программы по развитию персонала в компании:

— Выявление уровня образования персонала.

— Разработка учебного плана предприятия.

— Организация наставнической работы.

— Организация работы по формированию кадрового резерва.

Мы считаем, что наиболее близки к экономическому и социальному успеху те организации, которые используют новые и новейшие технологические варианты, опираются на ценностные ориентации людей, их скрытые предположения.

Изложенные ниже рекомендации могут помочь повысить эффективность управления персоналом организации (культурный и организационные аспекты):

— Необходимо обращать особенное внимание на нематериальные, внешне не воспринимаемые аспекты организационного окружения. Глубоко укоренившиеся в людях предположения и ценностные ориентации могут требовать длительных и трудных изменений в системе и структуре управления. Культура — это тот путь, который помогает понять организационное «зазеркалье».

— Скептически относитесь к предложениям, призывающим к быстрой трансплантации или трансформации культур.

— Старайтесь понять значимость важных корпоративных символов.

— Прислушивайтесь к историям, рассказываемым в организации, анализируйте, кто их герои и что эти истории отражают в культуре организации.

— Периодически вводите корпоративные обряды для передачи с их помощью базовых идеалов и усиления культуры.

— Проводите в жизнь абстрактные идеалы непосредственным и прямым образом в своей повседневной деятельности. От менеджера требуется понимание того, каких идеалов он должен придерживаться и какими действиями следует передать эти идеалы вниз по уровням организации.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что каждый уважающий себя руководитель должен оказывать пристальное внимание совершенствованию системы управления персоналом, так как только качественный и квалифицированный персонал способен двигать организацию в нужном направлении и повышать экономическую эффективность и укреплять позиции организации.

Опытный руководитель понимает, что рынок динамично меняется, и организация должна меняться вместе с ним, в том числе персонал должен развиваться и быть конкурентоспособным и иметь хорошие трудовые отношения. Для этого многие организации создают корпоративную культуру, включающую в себя правила, ценности, определенные нормы поведения в организации [3].

Тщательно сформированная корпоративная культура помогает работникам в их трудовой деятельности, а также устраняет незначительные конфликты в организации и целенаправленно влияет на улучшение атмосферы в коллективе.

Важно понимать, что только при грамотном управлении временем персонал сможет оперативно реагировать на поставленные ему задачи и увеличить свой коэффициент полезного действия, что позволит специалистам более результативно выполнять свои должностные обязанности, ставить перед собой новые цели, совмещать работу и личную жизнь и самое главное приносить пользу своей организации, способствуя достижению целей организации.

1. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. — М.: Инфа-М. — 2015. — С. 17-18.

2. Мамырбаева А. С. Стимулирование развития работников организации// Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2015. — №4. — С. 54-58.

3. Макеев В. А. Корпоративная культура как фактор эффективного управления организацией// Армия и общество. — 2016. — № 2. — С. 37-40.

Источник: cyberleninka.ru

Related posts