Совершенствование системы управления воинскими частями

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2008, стр. 18-22

Совершенствование системы управления воинскими частями

Полковник Г. И. МЕТЛИЦКИЙ,

кандидат военных наук, доцент

Подполковник Ю.Е. ЗАЙЦЕВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ системы управления войсками — одна из узловых проблем, стоящих перед военной наукой в ближайшей перспективе. При этом руководство повседневной деятельностью (ПД) войск является не менее сложной и актуальной задачей, чем руководство боевой деятельностью.

Совершенствование системы управления связано с преодолением целого ряда трудностей теоретического и практического характера, необходимостью комплексного решения задачи выбора наиболее перспективного пути. Дело в том, что научно-технический прогресс в военной сфере неразрывно связан не только с увеличением масштаба военных действий, расширением перечня и сложности форм, способов и методов действий войск, но и с увеличением номенклатуры образцов и систем вооружения и военной техники, интенсификацией процессов ПД и подготовки войск. Непосредственным результатом этих процессов является количественный и качественный рост объемов информации, необходимой для выработки обоснованных управленческих решений.

Именно поэтому все чаще и чаще руководители организаций совершенствуют систему управления путем применения прогрессивных информационных технологий (ИТ) обработки информации. Именно благодаря движению преобразованной информации от субъекта к объекту управления обеспечивается целенаправленность действий последнего и координация его функций.

Под информационной технологией управления войсками в данной статье предлагается понимать обоснованную совокупность способов и средств получения, обработки, накопления и представления управленческой информации.

В содержании управленческого труда под воздействием современных ИТ происходят определенные изменения. В их числе следует выделить: переход к новой, безбумажной ИТ, что связано с использованием не только новых материальных носителей информации (магнитных, оптических, полупроводниковых и др.), но и прогрессивных средств ее обработки на базе применения компьютерной техники, обеспечивающей электронный документооборот; повышение ценности информации в связи с ростом оперативности ее получения и полноты отражения в ней характеристик и параметров деятельности войск на текущий момент времени; сокращение и в то же время усложнение управленческого цикла при возрастании динамики процессов деятельности войск и увеличении объемов обрабатываемой, хранимой и передаваемой информации; значительный рост доли творческих операций (так как технические и определенную часть логических операций — сравнение, выбор следующего действия и др. — «берут» на себя ЭВМ) и уровня их разнообразия. Отсюда — существенное повышение эффективности управленческого труда, напрямую связанное с ИТ, обеспечивающими информационную поддержку процессов управления.

Зачастую повседневная деятельность войск рассматривается в качестве обеспечивающей боевую, поэтому и вопросы ее автоматизации остаются сферой остаточного финансирования. В связи с этим вопросы автоматизации управления ПД практически не рассматриваются, за исключением создания тренажных средств боевой подготовки в научно-исследовательских учреждениях МО РФ, а также автоматизированных информационно-справочных систем в перспективных средствах, которые по сути своей лишь дублируют табель срочных донесений.

Анализ действующих в настоящее время руководящих документов (разработанных и введенных в действие, как правило, более десяти лет назад), регламентирующих деятельность органов военного управления, показывает, что они не учитывают состояние современных ИТ и сложившийся порядок действий штабов. Существующая система документооборота в силу своей громоздкости и низкой информационной эффективности не позволяет достигнуть требуемой оперативности работы штаба. И вот почему. Анализ результатов ПД воинских частей и соединений выявил, что отсутствие обоснованных рекомендаций по применению ИТ приводит к следующему распределению времени цикла управления: до 60-70 % времени орган управления затрачивает на сбор и обобщение исходных управленческих данных, 20-25 % — на документирование принятого решения и только 5-20 % времени — на практическую и творческую работу, связанную с принятием решения и его реализацией.

При этом общее количество документов, разрабатываемых штабом соединения только перед началом учебного года при планировании ПД может достигать 280 приказов, 70 планов, 130 инструкций и других документов. Общий объем этих материалов может составлять порядка 1100 страниц печатного текста. Практика повседневной деятельности показывает, что потребные кадровые и временные ресурсы на их разработку и оформление значительно превышают располагаемые. Выявленное несоответствие между ежедневно уделяемым служебным временем должностными лицами (ДЛ) на реализацию задач ПД и его потребной продолжительностью приводило к снижению качества руководства ПД и наличию конфликтных ситуаций. Этот недостаток явился следствием существующего противоречия между необходимостью эффективно управлять ПД и сложностью реализации плановых мероприятий ПД ввиду недостатка служебного времени при существующих методах и средствах управления.

Анализ результатов ранее проведенных по данному вопросу исследований показал, что они направлены на совершенствование управления только отдельных направлений ПД, т. е. на реализацию так называемой стратегии островной компьютеризации со всеми присущими ей недостатками.

Множество вариантов внедрения ИТ может быть сформировано на основе рассмотрения следующих основных способов сбора, передачи, накопления, хранения, обработки и распределения информации, применяемых в штабах по уровням интеграции состава технических средств.

Первый. Традиционная технология документооборота на бумажных носителях предусматривает формализацию информации за счет задания типовых форм текстовых, графических и табличных документов, регулирование информационных потоков табелем срочных донесений и установлением категории срочности документов. Движение информации обеспечивается пересылкой документов через экспедицию, телеграфную, телефонную или факсимильную связь, накопление информации осуществляется в архивах. Обработка информации не автоматизирована; компьютер, как правило, является лишь средством размножения документов и частично дублирует архив — отпечатанные материалы донесений поочередно заносятся в файлы. В связи с неритмичностью поступления информации происходит периодическое скопление бумажных носителей и файлов. Кроме того, существует вероятность ошибок ввода данных при переносе данных из бумажных документов в ПЭВМ.

Второй. Технология электронного документооборота на магнитных или оптических носителях предусматривает использование автономных компьютеров или многомашинных централизованных систем внутри органа управления и перемещение носителей электронного документа экспедицией между органами управления различного уровня, вследствие чего с оперативной и организационной точек зрения она практически однотипна с традиционной технологией, отличаясь лишь меньшими физическими объемами хранилищ информации. При этом программное обеспечение не является специализированным, т. е. для проведения различных видов анализа представленной информации необходимы изменения программного обеспечения. Более того — остается под вопросом обеспечение безопасности информации.

Третий. Технология электронного документооборота с использованием сетей; ее концептуальным преимуществом является способность выполнять параллельные операции по обработке информации в масштабе управления соединения. Благодаря этому в системе с несколькими обрабатывающими узлами может быть достигнута высокая производительность, принципиально более надежная отказоустойчивость за счет избыточности обрабатывающих узлов, позволяющая при отказе одного узла переназначить приписанные ему задачи на другие узлы. Некоторые наборы данных могут дублироваться на внешних запоминающих устройствах нескольких компьютеров в сети, так что при отказе одного из них данные остаются доступными. Использование территориально разнесенных систем соответствует распределенному характеру задач управления соединения, где имеются рассредоточенные по значительной территории отдельные потребители информации — органы управления воинских частей соединения.

Четвертый. Дальнейшее развитие сетевых ИТ обеспечивает переход к технологиям, предусматривающим создание единого информационного пространства, рассматриваемого как совокупность взаимосвязанных информационных ресурсов соединения в целом с общими правилами формирования, унификации, хранения, распространения и использования служебной информации.

Сложности информационной интеграции, обеспечивающей применение ИТ, в настоящее время заключаются в недостаточной упорядоченности информации, циркулирующей в системе управления войсками; в многообразии видов и форм информационного взаимодействия органов военного управления; в слабой информационной совместимости программных средств; отсутствии методологических и технологических решений вопросов разработки новых методов и средств представления и хранения информации; в необходимости доработки телекоммуникационных систем с акцентом на электронный документооборот; в необходимости совершенствования средств обеспечения безопасности информации.

Моделирование деятельности ДЛ управления соединения предполагает создание информационно-функциональной модели, отражающей динамику функционирования элементов системы исследовательского процесса как комплекса работ, выполняемых командиром и личным составом штаба и служб соединения при подготовке и в ходе решения задач ПД.

Моделирование и оценка характера деятельности командира, штаба и служб соединения позволит определить структуру и содержание базы данных. Данную базу данных, на наш взгляд, целесообразно построить из пяти основных модулей: модуля документов (входящие, исходящие, действующие внутри части); модуля оценки состояния войск (вышестоящие, взаимодействующие инстанции, части и соединение в целом); модуля оценки условий обстановки; модуля справочных данных.

Информация в базе данных должна храниться как в общем виде, так и сгруппированной по направлениям и видам ПД. Это позволит упростить процесс уяснения информации и обмена ею между ДЛ, использования ее для планирования и управления подчиненными в ходе реализации задач ПД.

Представление командиру (начальнику) обобщенной аналитической информации для принятия решения является одной из основных задач информационной системы соединения. Для поддержки принятия решения необходим не один заранее подготовленный отчет, а серия таких отчетов, причем командир (начальник) не всегда представляет, какой именно отчет понадобится ему в следующие полчаса. Например, при анализе результатов боевой подготовки оказывается, что в феврале текущего года произошел спад. Чтобы выяснить причину этого, необходимо просмотреть отчет о результатах подготовки в подчиненных воинских частях. Такой отчет показывает, что спад подготовки произошел по причине неудовлетворительной работы в одной из воинских частей. Следовательно, необходим отчет о результатах подготовки в данной воинской части и т. д.

Для эффективного анализа данных в этом случае необходимо объединять в одном запросе данные из разнородных источников (причем системы управления базами данных могут быть различных производителей). Решением проблемы является создание специализированной базы данных, предназначенной исключительно для обработки и анализа информации. При этом лучший выход — научить командира (начальника) создавать отчеты самому, так как не всегда возможно выделить специалиста, который непрерывно готовил бы все новые и новые отчеты. Однако в этом случае конечный пользователь непосредственно обращается к структуре данных.

Следовательно, структура данных хранилища должна быть понятна пользователям. При этом пользовательский интерфейс должен позволять выводить на экран несколько информационных таблиц для наглядного их сравнения и обобщения информации.

Целью построения информационно-функциональных моделей является выявление наиболее слабых и уязвимых мест деятельности управления соединения, отделов (отделений, служб) и отдельных ДЛ. Таким образом, полученная модель служит для выявления ненужных или неэффективных работ и других недостатков в организации деятельности соединения в целом.

Следует указать на выявленную в ходе исследования ошибку при создании руководителями таких моделей. Руководитель знаком с тем, каким образом предполагается выполнение работы по руководствам и должностным инструкциям, и часто не знает, как на самом деле выполняют рутинные операции подчиненные. В результате получается приукрашенная, искаженная модель, которая несет ложную информацию и которую невозможно в дальнейшем использовать для анализа. Построение информационной системы на основе такой модели приведет к автоматизации по принципу «все оставить как есть, только чтобы компьютеры стояли». Такая информационная система будет дублировать, а не заменять существующий документооборот.

С учетом сложности предстоящих работ предлагается создать методический аппарат, который позволил бы построить укрупненную контекстную диаграмму (сетевой график). Последний должен представлять собой общее описание рассматриваемой деятельности на уровне соединения в целом. Затем необходимо провести функциональную декомпозицию такой диаграммы на уровне отделов (отделений, служб) и до отдельных ДЛ. После каждого этапа декомпозиции следует провести экспертизу соответствия разработанных сетевых графиков реальным процессам управления. Найденные несоответствия исправляются, и только после прохождения экспертизы без замечаний можно приступать к следующему этапу декомпозиции. Необходимо отметить, что в настоящее время организации военной промышленности, занимаясь вопросами автоматизации управления войсками, проводят подобную экспертизу на этапе государственных испытаний, когда внесение исправлений приводит уже к существенным затратам.

Опыт разработки информационно-функциональных моделей показал, что в этом процессе должны принимать участие аналитики, эксперты предметной области, а также лица, ответственные за проведение лицензирования в срок и архивирование замечаний.

Построению сетевых графиков могут предшествовать контекстные диаграммы произвольного вида для облегчения понимания логики рассматриваемого процесса управления по направлениям ПД.

В результате проведенного исследования для анализа повседневной деятельности в соединении предлагается разрабатывать информационно-функциональную модель в составе модели процесса руководства повседневной деятельностью соединения и модели потока данных. К модели данных предъявляются определенные требования (нормализация данных), которые призваны обеспечить компактность и непротиворечивость хранения данных. Основная идея нормализации данных заключается в том, что каждый факт должен храниться в одном месте. После разработки модели данных ее следует связать с моделью процессов. Такая связь определяет завершенность анализа, гарантирует, что есть источник данных для всех потребностей (работы) данных.

Применение информационно-функциональных моделей предполагает прохождение следующих этапов: изучение ДЛ возможностей и порядка работы с данной моделью; адаптация модели к условиям работы конкретной части (подразделения), службы, отделения, т. е. внесение соответствующих изменений в базу данных; уточнение (применительно к оснащенности и структуре локальной вычислительной сети) и освоение методов работы ДЛ; непосредственное применение модели применительно к этапам работы ДЛ.

Для каждого варианта применения ИТ строится свой вариант информационно-функциональной модели, в каждом из которых проводится анализ потоков данных и проводимых работ, осуществляется перераспределение временных затрат в зависимости от степени важности выполняемых работ, а также производится оценка оперативности и обоснованности управления по принятым критериям.

Таким образом, разработка и оптимизация информационно-функциональных моделей является весьма сложным, но необходимым процессом внедрения наиболее эффективного варианта информационной технологии, который позволит существенно усовершенствовать систему управления повседневной деятельностью соединения.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Источник: militaryarticle.ru

Related posts