Статья по теме : Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования
статья

В данной статье представлен опыт реализации программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» учителей

МБОУ «Гимназии № 12», а также рассматриваются способы и приемы работы со старшеклассники при организации занятий по данному курсу.

Финансовая грамотность, социализация учащихся, среднее общее образование, внеурочная деятельность, ролевые игры.

Скачать:

Вложение Размер
statya_dlya_publikatsii.docx 24.23 КБ

Предварительный просмотр:

М.Ю. Шумкова, Н.А. Агеева
МБОУ «Гимназия № 12», Ленинск-Кузнецкий
E-mail: maria90lk@mail.ru

Формирование финансовой грамотности

как средство успешной социализации учащихся

при получении среднего общего образования

В данной статье представлен опыт реализации программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» учителей

МБОУ «Гимназии № 12», а также рассматриваются способы и приемы работы со старшеклассники при организации занятий по данному курсу.

Финансовая грамотность, социализация учащихся, среднее общее образование, внеурочная деятельность, ролевые игры.

M.Yu. Shumkova, N.A. Ageeva

MBOU «Grammar school number 12», Leninsk-Kuznetsky

Financial literacy as a means of successful socialization of students when receiving secondary general education

This article presents the experience of implementing the extracurricular activities of the Basics of Financial Literacy program for teachers. MBOU «Grammar school number 12», and also discusses the methods and techniques of working with high school students in organizing classes for this course.

Financial literacy, student socialization, general secondary education, extracurricular activities, role-playing games.

Формирование финансовой грамотности

как средство успешной социализации учащихся

при получении среднего общего образования

Одним из востребованных видов грамотности среди политической, экономической, математической в современных условиях стала финансовая грамотность. Так, аналитики Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) на страницах официальных публикаций высказывают следующее мнение: «На сегодняшний день всеми признано, что в результате развития финансовых рынков, а также демографических, экономических и политических изменений финансовая грамотность стала жизненно важным навыком» [2] .

Поэтому обучить учащихся 10-11 классов азам финансовой грамотности – важная и нужная задача. Все это делает актуальным введение задач формирования финансовой грамотности в программы различных школьных предметов, организацию занятий внеурочной деятельности как важного элемента воспитания подрастающего поколения.

В основную образовательную программу среднего общего образования МБОУ «Гимназия № 12» включены модули по основам финансовой грамотности. В связи с этим в гимназии начались занятия по финансовой грамотности для учащихся 10-11 классов.

Включение курса «Основы финансовой грамотности» как составляющей внеурочной деятельности позволяет придавать социальную и экономическую значимость содержанию основной образовательной программы среднего общего образования, что в свою очередь способствует приобретению школьниками навыков необходимых для социализации в современном обществе.

Финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности [4, с. 15] .

Всемирный Банк определяет термин финансовой грамотности как «способность человека принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами» [3] .

Данный курс внеурочной деятельности существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении собственным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы. Выполнение творческих работ, практических заданий позволяет подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Обучение основам финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Сущность курса продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных экономических продуктов и услуг, которые ставят перед людьми задачи, к решению которых они зачастую не всегда бывают готовы.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Эффективным средством формирования финансовой грамотности у старшеклассников являются ролевые игры, которые способствуют моделированию различных жизненных ситуаций и глубокому пониманию изучаемых социальных явлений и отношений. Такие игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого старшеклассника в работу, учитывая его интересы, склонности. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения.

При проведении занятий по основам финансовой грамотности применяются следующие методы и приемы: логические мини-задачи, задачи с неполным условием, понятийное колесо, ассоциативный ряд, ментальные карты.

Чтобы правильно ответить на логические мини-задачи экономического характера, учащимся приходится логически мыслить, подбирать разные пути решения. К задачам с неполным условием ученики задают свои условия, при этом аргументируя свой выбор. Интересна работа с заданием, как понятийное колесо, выполняя эту работу, ученики соотносят пройденный материал с новой темой занятия. Для лучшего запоминания и усвоения учебного материала применяется работа с использованием ментальных карт и ассоциативного ряда.

Особое внимание уделяется работе с Интернет-ресурсами. Ведется работа в онлайн режиме на сайте «Ваши финансы РФ» [5]. Здесь старшеклассники самостоятельно знакомятся с финансовыми новостями на каждый день, изучают информацию рубрики «Интересные статьи», просматривают тематические видеофильмы, выполняют онлайн тестирование. Данный сайт по своему содержанию очень полезен, помогает организовать работу в группах. Принимаем участие в проекте «Онлайн-уроки финансовой грамотности» [6], просматриваем тематические видео, анализируем просмотренный материал, составляем тезисный план на основе просмотренного.

Процесс формирования финансовой грамотности сопровождается различными мероприятиями, позволяющими вовлекать в них как можно больше участников. Учащиеся 10 класса, осваивающие курс внеурочной деятельности, разрабатывают и проводят в игровой форме внеклассные занятия по основам финансовой грамотности для учащихся начальной школы. Результатом работы старшеклассников является создание памяток, буклетов на определенные темы, ориентированные на учащихся начальной школы.

Обучение основам финансовой грамотности старшеклассников является актуальным, так как это способствует развитию личности подростка, социализации, формированию профессионального самоопределения. И в будущем выпускники станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.

1. Акентьев, Р. Финансовая грамотность или основы управления личными

2. Гришакина, О.П. Характеристика проекта Минфина РФ «Содействие

повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию

финансового образования в Российской Федерации» и возможности его

реализации [Электронный ресурс]. Режим доступа:

3. Кодекс финансово грамотного человека [Электронный ресурс]. Режим доступа:

4. Липсиц, И.В. Финансовая грамотность. 10-11 кл. [Текст]: методические

рекомендации для учителя / И.В. Липсиц, Е.Б. Лавренова, О. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 145 с.

Источник: nsportal.ru

Related posts