Рабочая программа по финансовой грамотности 8 класс

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Рассмотрена на заседании МО _____________________

зам.директора по УВР

Директор МОБУ СОШ д.Алексеевка

от «___»__________2019 г.

к рабочей программе по курсу «Финансовая грамотность» для 8 класса

Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»

2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69)

Рабочая программа разработана с учетом УМК: Финансовая грамотность. 8 – 9 класс общеобразовательных организаций. О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016. Авторская программа конкретизирует содержание предметных тем и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса

В 8 классах дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 8 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роливзрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизнии показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуацияхфинансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе рассматриваются вопросы бюджетирования, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сферфинансовых отношений, а также практических умений и компетенций,позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

На преподавание курса «Финансовая грамотность» в 8 классе отведен 1 час в неделю, всего 35 часов в год, из которых практических занятий (создание проекта) — 5, итоговых занятий (контроль знаний и умений) – 5.

Виды и методы контроля знаний

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:

• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении;

• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный банковский процент);

• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Требования к личностным результатам освоения курса:

— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере иисполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимообратиться для их решения;

— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочноепланирование поведения в сфере финансов;

— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

— сформированность коммуникативной компетенции:

• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, пониматьи продвигать предлагаемые идеи;

• анализировать и интерпретировать финансовую информацию изразличных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:

— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательнаяспособность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

— владение знанием:структуры денежной массы, структуры доходов населения страны и способов её определения, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, статей, семейного и личного бюджета и способов их корреляции, основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, возможных норм сбережения, способов государственной поддержки в случаях попадания всложные жизненные ситуации, видов страхования, видов финансовых рисков, способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, способов определения курса валют и мест обмена, способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Содержание курса «Финансовая грамотность»

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (9 ч)

Базовые понятия и знания.

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание того , каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовоепланирование.

Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненногоцикла.

Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)

Базовые понятия и знания:

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор;страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков.

Знание видов различных особых жизненных ситуаций;способов государственной поддержки в случаях природных и техногенныхкатастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видовфинансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовыхкомпаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: каксотрудничать без проблем (8 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок;курс валюты.

Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимостьналичия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знатьтипы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рыноквлияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валютв экономике России.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Базовые понятия и знания:

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:

В 8 классах такая форма может быть использована для введения учащихся в проблематику финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности должна быть использована с применением педагогического метода проблематизации. Отметим, что лекции как форма занятий занимают примерно 10–15% всего учебного времени.

Данная форма занятий является ведущей для учащихся 8 классов. Именно в этом возрасте важно попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить опыт выполнения несложных финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы; назначение – отработка практических умений и формирование компетенций в сфере финансов; на данном занятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников.

Таким образом, практикум может быть проведен в следующих формах:

– поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;

– поиск и анализ правовых документов по теме;

– разработка индивидуальных или групповых проектов;

– составление и решение финансовых кроссвордов.

Наряду с практикумом является ведущей формой занятий,так как позволяет в смоделированной ситуации осуществить конкретныефинансовые действия, вступить в отношения с финансовыми институтами (хотя бы и в выдуманной ситуации). Получение минимального опыта в игре в реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и адекватнее вести себя в конкретных финансовых ситуациях.

В 8 классах такая форма может быть использована для обсуждения общих проблем, для выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен самопределить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности. Структура семинара для 8 классов будетвыглядеть так:

1. Определение цели семинара

2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений)

3. Представление результатов обсуждения группами

4. Общее обсуждение

Занятие контроля: назначение – проверка освоенных знаний иумений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходитькак в традиционных формах, так и в интерактивных:

– письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями);

– защита исследовательской работы;

– решение практических задач;

– выполнение тематических заданий.

Тематическое планирование факультативного курса «Основы финансовой грамотности». 8 класс

Деньги. Товарные деньги. Эмиссия денег. Центральный банк. Денежная масса. Электронные деньги.

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

Инфляция. Дефляция. Покупательная способность. Последствия инфляции.

Какие бывают источники доходов

От чего зависят личные и семейные доходы

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

Благосостояние семьи. Контроль расходов семьи- знание зависимости уровня благосостояния от умения контролировать свои расходы

Что такое семейный бюджет и как его построить

Семейный бюджет. Профицит и дефицит семейного бюджета – знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджета

Как оптимизировать семейный бюджет

Семейный бюджет. Оптимизация семейного бюджета.

Организация проектной деятельности

Деньги. Товарные деньги. Эмиссия денег. Центральный банк. Денежная масса. Электронные деньги. Инфляция. Дефляция. Покупательная способность. Последствия инфляции. Виды доходов. Человеческий капитал. Благосостояние семьи. Семейный бюджет. Оптимизация семейного бюджета.

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Управление денежными средствами»

Способы повышения семейного благосостояния – 6 ч.

Для чего нужны финансовые организации

Финансовая организация. Виды финансовых организаций. Виды организаций защищающих интересы граждан при взаимодействии с финансовыми организациями.

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций

Банк ПИФ. Пенсионный фонд. Коммерческий банк. Страховая компания: — знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц.

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

Финансовое планирование. Денежный запас безопасности.

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

Финансовое планирование: — знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Организация проектной деятельности

Финансовая организация. Виды финансовых организаций. Пенсионный фонд. Коммерческий банк. Финансовое планирование. Денежный запас безопасности.

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Способы повышения семейного благосостояния»

Риски в мире денег – 7 ч.

Особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря кормильца

Особая жизненная ситуация. Социальное пособие. Форс – мажор. Знание видов ОЖС и способов господдержки в случае ОЖС.

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

Особая жизненная ситуация. Социальное пособие. Форс – мажор. Знание видов ОЖС и способов господдержки в случае ОЖС.

Чем может помочь страхование

Страхование. Виды страхования.

Какие бывают финансовые риски

Финансовые риски. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, финансовое мошенничество. Представление о способах сокращения финансовых потерь.

Что такое финансовые пирамиды

Финансовое мошенничество. Финансовая пирамида.

Организация проектной деятельности

Особая жизненная ситуация. Социальное пособие. Форс – мажор. Знание видов ОЖС и способов господдержки в случае ОЖС. Финансовые риски. Виды финансовых рисков. Финансовая пирамида.

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Риски в мире денег»

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем – 8 ч

Что такое банк и чем он может быть полезен

Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Виды операций, осуществляемых банками.

Польза и риски банковских карт

Банковская карта. Дебетовая карта. Кредитная карта.

Что такое бизнес

Бизнес. Малый бизнес. Основные финансовые правила ведения бизнеса

Как создать свое дело

Бизнес – план. Источники финансирования бизнеса. Структура бизнес – плана

Что такое валютный рынок и как он устроен

Валюта. Мировой валютный рынок. Курс валюты. Влияние мирового валютного рынка на рынок России

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

Способ определения курса валюты в экономике России

Организация проектной деятельности

Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Виды операций, осуществляемых банками. Банковская карта. Валюта. Мировой валютный рынок.

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Семья и финансовые организации»

Человек и государство: как они взаимодействуют – 5 ч

Что такое налоги и зачем их платить

Налог ИНН. На что идут налоги в государстве.

Какие налоги мы платим

Прямые налоги. Косвенные налоги. Пошлины. Способы уплаты налогов.

Что такое пенсия и как сделать её достойной

Пенсия. Пенсионная система. Пенсионный фонд. Принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений.

Организация проектной деятельности

Налог ИНН. Прямые налоги. Косвенные налоги. Пошлины. Способы уплаты налогов. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионный фонд. Принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений.

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля «Человек и государство»

Оценочно – методические материалы

Оценка решения практических задач

Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи в сфере финансов. Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения задачи.

Критерии оценки следующие:

1. Определение (выявление в результате поиска) критериев решения практической задачи.

2. Оценка альтернатив.

3. Обоснование итогового выбора.

Ученики заранее, на первом занятии знакомятся с критериями и тем, как именно необходимо будет оформлять решение такой задачи.

Оценка конструктивности работы на семинаре

Конструктивность работы ученика на семинаре – это его вклад в развитие идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается то, насколько активно ученик участвовал в обсуждении; имеется в виду, конечно, качественная, а не количественная активность ученика. То есть речь идёт о том, насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно ученик мог находить недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и предлагать более подходящие варианты. Оценка работы ученика всё же будет достаточно субъективна. Поскольку мы здесь не можем предложить количественные измерители, учитель должен ориентироваться на качественные характеристики и, самое главное, данную работу необходимо оценивать не за абсолютные результаты, а за качественный прирост умения, т. е. насколько активнее (в нашем понимании) ученик работает на данном уроке, чем на предыдущем. Так, если ученик абсолютно не участвует в работе, игнорирует такого рода деятельность, то на усмотрение учителя он может получить 0 или 1 или вообще не иметь никакой оценки. Второй вариант будет более приемлемым и гуманным. Бывают ситуации, когда ученик испытывает психологический барьер при выступлении или пока не освоил умение вступать в коллективное обсуждение. Если ученик достаточно активен на уроке, то, безусловно, он заслуживает позитивной отметки (4 или 5). Пусть и субъективно, но всё же оценивать работу на семинаре необходимо. Нужно делать так, чтобы формировалась не только внутренняя мотивация, но и внешняя, для школьников это важно. Хорошая отметка может стимулировать ученика на более активную работу в будущем.

Оценка предметных знаний и умений

Проверка овладения учащимися предметных знаний и умений может осуществляться в форме письменной контрольной работы или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных предпочтений. Оценка устного ответа более субъективна, чем письменного, но тем не менее выделим общие принципы:

1. Если ученик не отвечает на большинство вопросов, то ответ оценивается в 2 балла, т. е. неудовлетворительно.

2. Если ученик отвечает на половину вопросов или на большинство вопросов частично, то ответ оценивается в 3 балла, т. е. удовлетворительно.

3. Если ученик достаточно уверенно отвечает на большинство вопросов (более 70%) или отвечает почти на все вопросы, но делает несколько существенных ошибок, то ответ оценивается в 4 балла, т. е. хорошо.

4. Если ученик отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных ошибок, то ответ оценивается в 5 баллов, т. е. отлично.

Оценивание письменной контрольной работы осуществляется следующим образом:

За каждый правильный тестовый вопрос – 1 балл.

За каждую решённую предметную задачу – 2, 3 или 4 балла (баллы указаны в материалах для учащихся в заданиях).

За каждую практическую мини-задачу – 3, 4 или 5 баллов (баллы указаны в материалах для учащихся в заданиях).

За развёрнутый письменный ответ на вопрос – 5, 6, 7 или 8 баллов (баллы указаны в материалах для учащихся в заданиях).

По сумме баллов итоговые отметки выставляются так:

Оценка выполнения проекта

1. Постановка проблемы, решаемой с помощью проекта.

2. Сформулированность целей проекта.

3. Разработанность плана по подготовке и реализации проекта.

4. Качество реализации проекта.

Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметного содержания, должна оцениваться только позитивными отметками, чтобы стимулировать учащегося к дальнейшей творческой работе. Поэтому в случае, когда в проектной работе учащегося максимально соблюдены все критерии и учащийся действительно самостоятельно (не списывал из книги) выполнил работу, то её следует оценить максимально, т. е. на отлично, при этом оговорив, конечно, существенные недостатки. Если работа выполнена не полностью, отсутствуют какие-либо значимые её элементы, то следует поставить отметку «хорошо» или отправить на доработку.

Оценка выполнения исследовательской работы

1. Постановка исследовательской проблемы.

2. Формулирование объекта, цели и гипотезы исследования.

3. Использование адекватных методов исследования.

4. Использование разнообразных информационных источников.

5. Адекватность выводов.

Все комментарии, указанные в предыдущем пункте, справедливы и для оценки исследовательской работы.

Перечень заданий для оценивания результатов обучения

– Тематический тест (проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа). Например, могут быть использованы подобные тестовые задания: Что из перечисленного относится к прямым налогам: А) Налог на добавленную стоимость Б) Налог на доходы физических лиц В) Таможенные пошлины Г) Акциз

– Тематические задания проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом.

– Практические мини-задачи проверяют овладение умениями и компетентностями в изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения.

ТЕСТ № 1. Управление денежными средствами

1. Банкнота – это:

А) Ценная бумага, свидетельствующая о доле в собственности предприятия

Б) Слиток драгоценного металла

В) Бумажный заменитель денег

Г) Вид товарных денег

2 . Средство платежа, чья стоимость или покупательная способность в качестве денег превосходит издержки его изготовления или ценность при использовании на иные цели, – это:

А) Товарные деньги

Б) Символические деньги

В) Только электронные деньги

Г) Золотые деньги

3. Рост цен на товары и услуги рынка, обесценивание денег – это:

4. Что такое МРОТ?

А) Минимальный размер оплаты труда

Б) Максимальный размер оплаты труда

В) Максимальная разовая оплата труда

Г) Международный размер оплаты труда

5. Человеческим капиталом называют:

А) Все те дарования, умения и знания, которые могут быть с пользой применены работодателем и за которые человек вправе требовать оплаты

Б) Вложения человека в недвижимость

В) Здания, оборудование, сооружения, которые человек использует в своей преобразовательной деятельности

Г) Все те дарования, умения и знания, которые не могут быть с пользой применены работодателем и за которые человек вправе требовать оплаты

6. Семейный бюджет – это:

А) План доходов на год

Б) Совокупность всех расходов семьи за длительный период

В) Совокупность всех доходов семьи

Г) Совокупный план доходов и расходов семьи

7. Что такое дефицит бюджета?

А) Ситуация, при которой расходы превышают доходы

Б) Ситуация, при которой расходы меньше доходов

В) Ситуация, при которой доходы равны расходам

Г) Ситуация, при которой отсутствуют расходы в бюджете

8. Эмиссия денег означает:

А) Повышение уровня цен на товары и услуги внутреннего рынка

Б) Замену товарных денег на символические

Г) Появление электронных денег

9. При прочих равных условиях какова связь между уровнем образования и доходами человека:

А) Чем более образован человек, тем больше его доходы

Б) Чем более образован человек, тем меньше его доходы

В) Уровень образования и доходы человека никак не связаны

10. В чём смысл «правила 10%»?

А) При планировании семейного бюджета необходимо учитывать, что доходы должны быть меньше расходов на 10%

Б) При планировании своих расходов сначала необходимо отложить 10% от зарплаты, а затем распределять остальные деньги

В) При планировании семейного бюджета в него нужно закладывать 10% на развлечения и отдых

Г) При планировании семейного бюджета необходимо закладывать 10% на вложения в капитальные ресурсы семьи (покупку квартиры, дачи, машины, техники)

11. Что из перечисленного ниже относится к доходам от собственности?

А) Заработная плата наёмного работника

Б) Арендная плата за трёхкомнатную квартиру

В) Ежеквартальная премия

Г) Процент по вкладу в банк «Лучший»

Д) Пособие по уходу за ребёнком

Е) Пенсия по инвалидности

Ж) Дивиденды по акциям компании

12. Что из перечисленного ниже относится к необходимым расходам семьи?

Б) Оплата жилья, воды, отопления, электроэнергии

В) Поход в кино и кафе

Г) Оплата кредита

Д) DVD-диск с новым фильмом

Е) Путешествие за границу

Ж) Хозяйственные товары

З) Одежда и обувь

К) Проезд на транспорте

ЗАДАНИЯ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ

1 . Перечислите функции денег: 1 – 4.

2 . Какому понятию соответствует данное определение: «Главный банк государства, осуществляющий эмиссию денег, обеспечивающий стабильность функционирования банковской и денежной систем, – это?

3. Назовите три причины инфляции: 1 – 3.

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

I. Прочитайте текст и ответьте на вопросы после текста.

В древнейших земледельческих обществах Месопотамии за три тысячелетия до нашей эры важнейшим товаром был ячмень. Мельчайшей «разменной единицей» был шекель – 180 ячменных зёрен (обычно это около 11 г). В шекелях ячменя можно было выразить ценность любого товара или услуги. Со временем шекель стал универсальной мерой веса, им стали мерить, в частности, серебро. В законах вавилонского царя Хаммурапи (около XVIII в. до нашей эры) – древнейшем сохранившемся своде писаных законов – штрафы были указаны в шекелях серебра. Ценность ячменя сильно зависела от урожая, поэтому серебро было гораздо более стабильной «валютой». В феодальной Японии вплоть до XIX века основной, так сказать, единицей богатства было коку – количество риса, которым можно прокормить взрослого человека в течение года (около 278 литров, или около 150 килограммов). Если про какого-нибудь землевладельца говорили, что у него 30 тыс. коку, это не означало, что он располагает таким количеством риса. Это была суммарная стоимость всех его активов – урожайной земли, скота, рабочей силы, сведённая к наиболее понятной единице измерения. В коку измеряли богатство даже тех владений, где рис не выращивали вовсе. У кочевников евразийских степей роль универсального эквивалента выполнял скот: с его помощью платили налоги и пени, выкупали невест, выменивали у оседлых соседей хлеб, дёготь, качественное оружие и другие необходимые товары. У всех этих «натуральных валют» была общая проблема: они были чрезвычайно волатильны, т. е. их ценность относительно других товаров сильно колебалась в течение года и зависела от множества природных факторов (урожай мог погибнуть от людей или засухи, среди скота мог начаться падёж). В этом смысле полезные ископаемые были куда надёжнее. Идеальными оказались золото и серебро: достаточно распространены и в то же время достаточно редки, они не подвержены коррозии и почти не окисляются, их легко узнать. От использования металлов в качестве «натуральных валют» на вес (в виде песка или брусков) оставался один шаг до монетного дела.

Вопросы к тексту:

1. О каком виде денег идёт речь в тексте?

2. Что позволяет таким деньгам служить в качестве средства обмена (какие свойства)?

3. Как общая проблема таких видов денег названа в тексте? Каким способом она была решена позже?

4. «Если про какого-нибудь землевладельца говорили, что у него 30 тыс. коку…» Какую функцию денег иллюстрирует данный отрывок из текста?

5. Какие вы знаете примеры универсального эквивалента, не приведённые в тексте (назовите три-четыре).

II. Объясните, почему банковскую карту нельзя считать деньгами.

III. Объясните, почему дефляция не приводит к финансовым выигрышам как фирм (продавцов), так и домашних хозяйств (потребителей). Свой ответ обоснуйте тремя суждениями.

IV. Перечислите три фактора, влияющие на уровень заработной платы. Каждый фактор проиллюстрируйте конкретным примером.

V. В чём суть «правила 10%»? К чему может привести его соблюдение при ведении личных и семейных финансов в долгосрочном периоде?

VI. Зачем подписывать трудовой договор , если можно устно обо всём договориться с работодателем? Свой ответ обоснуйте тремя суждениями.

Источник: infourok.ru

Related posts