Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3-4 классов

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский»

муниципального образования город Ноябрьск

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения

учителей начальных классов

Протокол №1 от 31.08.2019 г.

Руководитель методического объединения

_______________ Бобровникова С. В.

«Согласовано»

Заместитель директора по

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ

__________________ Климко В.П.

Приказ от 31.08.2019 г. №435-од

Рабочая программа внеурочной деятельности

Составитель: Гергард И.Л

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3-4 классов разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

  • Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2 – 4 классы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  • Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс, в 2-х частях), М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  • Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс) — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 3–4 классов в сфере экономики семьи.

Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи программы:

Формируемые компетенции

  • осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
  • определять актуальные и потенциальные источники доходов;
  • анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
  • выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;
  • оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;
  • оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;
  • сравнивать возможности — оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
  • оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
  • оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.
  • учить планировать личный бюджет и постановку целей;
  • рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);
  • познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;
  • познакомить с понятиями «право» и «налоги»;
  • формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на изучение курса «Финансовая грамотность» предусмотрено 68 часов — в 3-4 классе отводится по 34 часа, по 1 занятию в неделю.

Итоговый контроль (промежуточная аттестация) — викторина.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения данного курса у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • составление простых планов с помощью учителя;
  • понимание цели своих действий;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Познавательные УУД:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные УУД:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Результативность реализации программы отслеживается через:

  • устный опрос;
  • письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
  • тестовое задание;
  • решение задач;
  • решение кроссворда и анаграммы;
  • мини-исследование;
  • графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
  • творческая работа: постер, компьютерная презентация;
  • викторина;
  • проект.

2. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности

3-4 класс

Название раздела, темы

Содержание

Формы органи-

зации

Виды деятельности

Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают

Тема 1.

Как появились деньги.

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Беседа, дискуссия, обсуж-дение.

Объяснять выгоды обмена.

Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

Описывать ситуации, в которых используются деньги.

Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

Составлять задачи с денежными расчётами.

Тема 2. История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Беседа, практиче-ские занятия, дискуссия, обсуж-дение.

Объяснять, почему появились монеты.

Описывать устройство монеты.

Приводить примеры первых монет.

Описывать старинные российские деньги.

Объяснять происхождение названий денег.

Тема 3. Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Беседа, практиче-ские занятия, дискуссия, обсуж-дение.

Объяснять, почему появились бумажные деньги.

Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.

Приводить примеры первых бумажных денег.

Описывать первые российские бумажные деньги.

Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 4. Безна-личные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

ские занятия, дискуссия, обсуж-дение.

Сравнивать виды денег.

Объяснять роль банков.

Объяснять условия вкладов и кредитов.

Рассчитывать проценты на простых примерах*.

Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Тема 5. Валюты.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта.

Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Сюжетно — ролевая игра, уроки-практикумы

Приводить примеры валют.

Объяснять, что такое резервная валюта.

Объяснять понятие валютного курса.

Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

Раздел 2.

Из чего скла-дываются доходы в семье

Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Беседа, практиче-ские занятия, исследова-тельская деятель-ность

Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

Объяснять причины различий в заработной плате.

Объяснять, как связаны профессии и образование.

Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

Тема 7.

На что семьи тратят деньги.

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

ские занятия, образно-ролевые игры.

Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

Описывать направления расходов семьи.

Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Сравнивать и оценивать виды рекламы.

Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

Составлять собственный план расходов.

Раздел 4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошель-ком, чтобы он не пустовал

Тема 8.

Как правильно планировать семейный бюджет.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок

или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Беседа, практиче-ские занятия, ситуации-онная игра.

Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

Объяснять последствия образования долгов.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

3 класс

занятия

Тема занятия

Теоретическая

часть

Практическая часть

Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают

Источник: mega-talant.com

Related posts