Цель программы — развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Скачать:
rp_finansovaya_gramotnost_3-4kl._2018-2019g.docx | 886.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3-4 классов разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:
- Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2 – 4 классы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс, в 2-х частях), М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс) — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 3–4 классов в сфере экономики семьи.
Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
- осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
- определять актуальные и потенциальные источники доходов;
- анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
- выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;
- оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;
- оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;
- сравнивать возможности — оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
- оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
- оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.
- учить планировать личный бюджет и постановку целей;
- рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);
- познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;
- познакомить с понятиями «право» и «налоги»;
- формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на изучение курса «Финансовая грамотность» предусмотрено 68 часов — в 3-4 классе отводится по 34 часа, по 1 занятию в неделю.
Итоговый контроль (промежуточная аттестация) — викторина.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данного курса у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
- составление простых планов с помощью учителя;
- понимание цели своих действий;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
- составление текстов в устной и письменной формах;
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Результативность реализации программы отслеживается через:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
- тестовое задание;
- решение задач;
- решение кроссворда и анаграммы;
- мини-исследование;
- графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
- творческая работа: постер, компьютерная презентация;
- викторина;
- проект.
2. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
Источник: nsportal.ru