Если говорить о новых формах политической рекламы, нельзя обойти роль Интернета. Глобальная паутина оказалась великолепной находкой для любых политических партий, объединений, фондов, движений, и даже для отдельных политиков, пытающихся сообщить «городу и миру» о своих позициях, программах, довести до сведения всех и вся вести о своих успехах.
Международная компьютерная сеть Интернет на сегодняшний день представляет собой, в принципе, самую демократическую и быстрорастущую систему доступа к избирателю. Число пользователей Интернетом на осень 1995 года оценивалось в 50 миллионов человек. Из них примерно половина – в США. В российских условиях речь идет об информационном пространстве, влияющем на мнение 1-2 миллионов пользователей, т.е. несущественной доле избирателей.
Вместе с тем политическая практика уже знает случаи, когда в Интернет запускаются заведомо искаженные и провокационные слухи с целью подорвать авторитет власти, отдельных партий и лидеров, повлиять на ход тех или иных событий и др. Электронную почту активно используют «для связи с общественностью» всевозможные нелегальные и полулегальные организации. Не имея доступа к официальным средствам информации, они через Интернет сообщают свои программы, пропагандистские материалы, призывы к тем или иным действиям, извещают о своих успехах. Начали использовать в своих целях Интернет и террористические организации.
Российская политическая, электоральная реклама в Интернете представляет собой если и не экзотическое, то, по крайней мере, экспериментальное явление.
Тем не менее многие российские политические партии и объединения уже имеют в Интернете свои «страницы». Особенно успешно начали здесь работу либеральные партии: «Яблоко» Григория Явлинского, «Россия молодая» Бориса Немцова, «Демократический выбор России» Егора Гайдара, «Новая сила» Сергея Кириенко и т.д. Не отстает и ЛДПР.
Одной из целей этих «страниц» является не только информировать о программах, уставах и намерениях этих объединений, о событиях, происходящих в их жизни, но и вербовать сторонников.
Слабость же Интернет-агитации состоит в том, что для широкой аудитории избирателей она пока недоступна. Здесь своя, довольно специфическая аудитория. С одной стороны, это политологи, журналисты, аналитики, сотрудники предвыборных штабов, студенты и т.п., т.е. люди нередко и политически, и партийно ангажированые. С другой, «интернетаппаратчики» – люди, профессионально или любительски работающие в компьютерном пространстве, которых (при большом подчас интересе к общественным событиям) отличает равнодушие и недоверие к конкретным партиям. Вовлечь их в практическую политическую жизнь предельно сложно.
Кроме того интернет-агитация требует непрерывности, насыщенности, изобретательности. Учитывая же, например, очень низкую (25-30% в месяц) обновляемость агитационных материалов на сайтах партий — участниц выборов 2003 года, нетрудно понять, почему Интернет в России пока не в силах играть роль эффективного средства политической рекламы.
Опыт политической и особенно электоральной борьбы 1993-2003 годов позволяет сделать вывод о том, что в отечественных условиях политическая реклама пока так и не сложилась в целостную национальную систему, в более или менее равной мере осуществляемую всеми акторами даже электорального процесса и включающую в себя все основные виды политической рекламы, сложившиеся в мировой и российский практике.
Изолированным, случайным явлением было и остается использование участниками политического процесса в России таких видов рекламы, как скульптура, портрет, плакат, карикатура, мультфильм. Их время от времени и, как правило, бессистемно, берут на вооружение отдельные партии и политические деятели, даже не пытаясь выстроить в некий пропагандистский ряд.
Даже листовочные кампании, получившие достаточно широкое распространение на выборах 1995 и 1999 годов, отчасти сошли «на нет» в ходе кампании 2003 года.
Все более явно в сфере политической рекламы прослеживается зависимость: чем ближе к властным структурам та или иная партия или кандидат, тем богаче, современнее используемые ими виды рекламы, чем оппозиционнее – тем упрощеннее их реклама.
Скажем, отличительной чертой рекламной деятельности КПРФ является нарастающая архаизация ее агитационно-пропагандистской работы. В канун выборов 2003 года одним из наиболее доходчивых путей ее воздействия на избирателей (включая твердых сторонников компартии) стала изустная пропаганда в стиле «фейс-ту-фейс».
В итоге не менее двух третей избирателей КПРФ остаются в целом вне сферы политической рекламы своей партии, что привело последнюю к утрате оперативных рычагов воздействия на собственный электорат. Это стало очевидно на выборах 2003 года.
В то же время телевидение – самое эффективное средство воздействия на общество – оказывается под жестким, фактически монопольным господством партий, олицетворяющих партию власти. Здесь активнее всего используется, в частности, административный ресурс власти. Хотя и столь явное доминирование не дает «Единой России» абсолютного перевеса. Прорыв этой партии на выборах 2003 года был обеспечен «волнообразным» вбрасыванием рекламного продукта в телевизионной информационной поток. И, разумеется, активным использованием все того же административного ресурса.
В целом политическая реклама в России остается вещью третьестепенной.
Источник: 3ys.ru