Программа «Основы финансовой грамотности» 8 класс

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Основы финансовой грамотности»

учитель географии и экономики

Парамонова Александра Анатольевна

2019 – 2020 учебный год

Содержание рабочей программы

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности в 5-9 классах.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Рабочая программа составлена в соответствии с УМК А. Чумаченко и В. Горяев « Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

3. Программой просвещения ЦБ РФ.

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

актуализация дополнительного экономического образования школьников с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;

повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации старшеклассников;

развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации;

воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.

формирование финансовой грамотности и воспитание финансовой культуры школьников;

формирование инвестиционной культуры школьников;

формирование основ экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;

формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;

формирование практических навыков использования финансовых инструментов;

профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и финансов;

сформировать навыки построения личного финансового плана.

изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

воспитывать ответственность за экономические решения.

Описание места учебного курса в учебном плане

Настоящая программа предназначена для учащихся 8 классов.

Рабочая программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю).

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра,практическая работа,юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения

курса «Основы финансовой грамотности»

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.

При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта .

Методы и формы контроля:

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование.

Критерии оценивания курса:

Для оценивания предпрофильного курса применяется зачетная система. Предпрофильный курс считается пройденным, если обучающийся посетил не менее 80% занятий и выполнил итоговую тестовую работу по завершению каждого модуля не менее 50%. Оценка выполнения итоговой тестовой работы выставляется в соответствии с процентным выполнением заданий:

менее 50% — неудовлетворительно

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

— составление текстов в устной и письменной формах;

— готовность слушать собеседника и вести диалог;

— готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

— умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Таким образом, курс внеурочной деятельности способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.

Содержание программы учебного предмета

Раздел 1. Личное финансовое планирование (5 часов )

Вводное занятие. Человеческий капитал. Как применить человеческий капитал. Источники дохода. Как составить бюджет. Альтернативные способы достижения финансовых целей. Принятие решений по финансовому планированию. Домашняя бухгалтерия. Составление личного финансового плана. Стратегия достижения финансовых целей. Что делать после составления личного финансового плана.

Раздел 2. Депозит(4 часа).

Накопления и инфляция. Что такое депозит и какова его природа? Условия депозита. Управление рисками по депозиту. Особенности депозита в России. Чем мы рискуем вкладывая деньги в банки?

Раздел 3. Кредит (5часов)

Условия кредитов. Виды кредита .Основные характеристики кредита. Как выбрать наиболее выгодный кредит. Как уменьшить стоимость кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Раздел 4.Расчетно-кассовые операции (3 часа)

Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания.

Раздел 5.Страхование (4часа)

Что такое страхование? Виды страхования. Как использовать страхование в современной жизни?

Раздел 6.Инвестиции (4 часа)

Что такое инвестиции. Как выбрать активы. Как делать инвестиции. Кейс. Куда вложить деньги.

Раздел 7.Пенсии (3 часа)

Пенсионная система. Как сформировать частную пенсию.

Виды налогов. НДФЛ. Подача налоговой декларации.

Раздел 9.Финансовые махинации (4 часов)

Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с инвестициями.

Календарно -теметическое планирование 8 класс

Характеристика основных видов деятельности ученика

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения темы

Личное финансовое планирование (5 часов) Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Знать роль предмета

Человеческий капитал. Дискуссия «Деньги: что это такое?»

Знать понятие «деньги», их функции, виды . Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала

Принятие решений о личном финансировании. Уметь создавать личный финансовый план достижения целей

Домашняя бухгалтерия. Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»

Уметь создавать личный финансовый план достижения целей. Принятие решений о личном финансировании.Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета.

Составление личного финансового плана

Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов

Накопления и инфляция

Депозит(4 часа). Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию

Что такое депозит и какова его природа?

Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам Способы начисления процентов по депозитам.

Знакомиться с условиями и содержанием депозита. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам.

Управление рисками по депозиту

Вычислять простые и сложные проценты по депозиту. Приводить примеры виды банковских депозитов.

Что такое кредит?

Кредит (5часов) Знать понятие кредит.

Основные характеристики кредита

Знакомство с основными характеристиками кредита. Знать необходимые документы при оформлении кредита.

Как выбрать наиболее выгодный кредит

Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках

Как уменьшить стоимость кредита

Уметь характеризовать особенности кредита в России; приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя

Типичные ошибки при использовании кредита

Уметь приводить собственные примеры; давать оценку изученному явлению

Хранение, обмен и перевод денег

Расчетно-кассовые операции (3 часа) Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации.

Различные виды платежных средств

Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов

Формы дистанционного банковского обслуживания

Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.

Что такое страхование?

Страхование (4часа )Знакомство с понятиями страхования., страхователь., страховка., страховщик., договор страхования. Знакомство ведущими страховыми компании в России. Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека.

Знакомство с видами страховых продуктов. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя».

Как использовать страхование в повседневной жизни?

Знать особенности личного страхования. Алгоритм поведения страхователя в условиях наступления страхового случая

Выбор страховой компании

Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов

Что такое инвестиции?

Инвестиции (4 часа) Знакомство с понятием инвестирования. Анализ информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка.

Как выбирать активы

Знакомство с инструментами личного финансирования на финансовых рынках и их особенности.Составление и анализ схемы «Структура рынка капитала».

Как делать инвестиции

Расчет доходности методом простых и сложных процентов.

Денежный рынок и рынок капиталов.

Знакомство с ценными бумагами., видами ценных бумаг, операции на рынке ценных бумаг. Расчет доходности методом простых и сложных процентов. Анализ различных способов размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки.

Пенсии (3 часа) Знакомство с понятием пенсии. Анализ информации о видах пенсии. Анализ корпоративных пенсионных программ.

Как сформировать частную пенсию

Вычет размера пенсии. Знакомство с инструментами получения пенсии.

Как сформировать частную пенсию

Знакомство с программами накопления и приумножения пенсионных сбережений.

Налоги. Виды налогов

Налоги (2 часа) Знакомство с понятием налоги. Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики.Составление схемы «Налоги их виды».

Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС.Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги.

Махинации с банковскими картами

Финансовые махинации (3часов) Анализ рисков банковским картам. Оценка средств защиты банковских карт. Составление алгоритма действий , если вы стали жертвой мошенников. Вычисление степени рисков.

Махинации с кредитами

Анализ типичных махинаций с кредитами. Вычисление степени рисков. Составление алгоритма действий , если вы стали жертвой мошенников

Махинации с инвестициями

Знакомство с мошенническими инвестиционными предложениями. Анализ признаков финансовых пирамид. Вычисление степени рисков

Деловая игра «Значение денежных купюр»

Уметь использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Игра «Умники и Умницы».

Уметь использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Написание эссе по темам

Источник: infourok.ru

Related posts