Автор – Анастасия Витковская МВА (SSE), партнер бизнес-школы AMI. Руководитель открытых программ, директор программы Advanced Executive MBA. Эксперт в области построении системы мотивации в компании, корпоративной и национальной культуры, управления стрессом.
Построение системы мотивации в компании
Любой человек, сталкиваясь с темой управления, рано или поздно замечает: в работе есть задачи, которые реализуются с радостью и легкостью, а есть вещи, которые делать не хочется, но все равно нужно. Этот феномен характерен для всех сотрудников, вне зависимости от сферы их деятельности или масштаба компании, в которой они работают. Для решения подобных острых проблем изучается и формируется система мотивации, от которой зависит бесперебойная текущая деятельность компании и её дальнейшее планомерное развитие.
Что выбрать?
На сегодняшний день существует как множество определений самого термина «мотивация», так и профильных теорий. Начиная от научного менеджмента, созданного еще в начале прошлого века и предлагающего прогрессивную систему заработанной платы, заканчивая теорией внутренней мотивации, описывающей процесс совершения деятельности ради её самой. Но, в любом случае, необходимо помнить о том, что при формировании системы мотивации в компании мы влияем на психические процессы личности сотрудников, которые делятся на:
- Познавательные (ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание);
- Эмоциональные (активные и пассивные);
- Волевые (решения, исполнение, усилие),
Ведь именно взаимодействие этих процессов напрямую влияет поведение человека в рабочем контексте.
Основа построения системы мотивации в компании – потребности
Следующий постулат, который важно иметь в виду: все сотрудники пришли работать в вашу компанию для удовлетворения своих потребностей. И это и есть ключевой инструмент управления людьми. На первый взгляд, решение представляется довольно простым: менеджер, совмещая личные потребности сотрудников с нуждами компании может легко добиться необходимой цели. Но, во-первых, не каждый сотрудник может открыто сказать о своих потребностях, во-вторых, даже если он и говорит о них, то они могут быть ложными.
Приведу самый распространённый пример. Большинству руководителей подчиненные говорят о том, что для повышения производительности их труда необходимо повышение заработанной платы. Но диагностические исследования, проведенные в различных, в том числе российских, компаниях говорят об обратном: чаще всего сотрудникам необходимо ощущать причастность к успехам компании, внимание и признание руководителя. Однако заявить открыто об этом они не могут по многим причинам: как сознательным, так и бессознательным. Конечно, это относится не ко всем, однако задача руководителя как раз и состоит в том, что выяснить реальные мотивационные факторы конкретного сотрудника.
Приверженные сотрудники
Приверженцы– замотивированные к работе в конкретной компании сотрудники. Это люди, которых в определенной степени можно назвать «внутренними предпринимателями», так как они напрямую чувствуют себя владельцами результатов бизнеса. На уровень приверженности будет всегда влиять собственно личность руководителя, создаваемая собственниками и руководством компании корпоративная культура, выстроенная система мотивации, и в конечном итоге бренд компании (бренд работодателя).
Кажется, что рай для любого собственника и ТОП менеджера – это высокая приверженность всех сотрудников компании. Однако, во-первых – это недостижимая мечта, особенно в крупных корпорациях, а во-вторых, не все сотрудники, несмотря на свою высокую приверженность, являются эффективными. Но бывают и другие случаи, наверняка вы их довольно часто встречали: где-нибудь в курилке работник может негативно отзываться и о своих коллегах, и о компании в целом, однако объективно его результаты деятельности находятся на высоком уровне. Поэтому в данном случае ключ к формированию успешной команды заключается в здоровом повышении числа эффективных и приверженных сотрудников, и в этом нам тоже может помочь выстроенная система мотивации.
От слов – к делу
И так, мы выяснили, что важно найти реальные мотивационные факторы сотрудников для построение системы мотивации. Но как же это сделать? Для этого существуют различные диагностические методики. Выбор конкретной зависит от многих факторов: от пожеланий руководителя до сферы деятельности компании.
Сейчас я предлагаю вам рассмотреть алгоритм построения системы мотивации на базе диагностической модели WIS (Work Interest Schedule)
Это английская методика полезна по нескольким причинам: она позволяет определить мотивы сотрудника в конкретный момент времени, оценить его потенциал и понять, соответствует ли он занимаемой должности. Методика делит все мотивы на 6 целей, 3 из которых имеют свои подцели:
- Комфорт (подцели: деньги и избегание стресса);
- Структура (подцели: избегания риска и рабочая структура);
- Отношения (подцели: избегание одиночества на работе, идентификация и принадлежность к команде);
- Признание;
- Влияние;
- Автономия (подцели: автономия, личностный рост, развитие).
Кстати, является интересным, что результаты диагностики могут изменяться в зависимости от национальности и пола сотрудника, индустрии, в которой он работает, этапа его карьеры и возраста.
При применении системы WIS основным этапом является прохождение сотрудниками профильного опросника, по результатам заполнения которого предоставляются результаты выраженности того или иного мотивационного фактора. Кстати, существуют классические профайлы управленцев, малоквалифицированных сотрудников, молодых специалистов и.т.д. Это позволяет понять «на своем ли месте находится сейчас сотрудник» и есть ли в нём управленческий потенциал. Далее результаты укрупняются в профайлы профильных отделов и подразделений, и конкретные мотивационные факторы учитываются при построении общей системы мотивации.
Переход в систему
Cтоит помнить о том, что кроме учета индивидуальных мотивационных факторов, необходимо соблюдать общие правила, важные для всех: например, прозрачная система премиальных выплат и вертикального карьерного роста дает четкое понимание для каждого, какие конкретно шаги предпринять для повышения. Это можно воплотить как в системе ключевых показателей эффективности (KPI), основная суть которой заключается в том, что производительность любого сотрудника можно выразить в оценке.
С практической точки зрения удобнее всего делить систему мотивации в компании на 3 блока:
- Финансовая мотивация.
Многие знают про этот блок как про так называемую материальную мотивацию, которая также делится на несколько частей. Первая – постоянная часть, в неё входит заработанная плата. У сотрудников управленческого профиля чаще всего она составляет меньшую часть от общих доходов, а у малоквалифицированных работников – большую. Вторая – переменная. К ней относится премии, льготы, долгосрочные программы. У сотрудников, напрямую участвующих в развитии компании этот компонент составляет большую часть доходов от работы.
К ней относятся все те меры, на которые руководство затрачивает материальные средства, однако сотрудники получают их в нематериальной форме. В первую очередь, это, конечно, обучение (корпоративные программы, тренинги), медицинская страховка, покрытие расходов на мобильную связь и транспорт, проведение внутрикорпоративных мероприятий.
Возможность дать и получить обратную связь, общаться напрямую с руководством, понимание ценностей и стратегии компании: осознание того «куда мы идем» — все это может играть более серьёзную роль, чем можно себе представить. Ну и, конечно, нельзя забывать о внедрении наглядной мотивации: доски почета, почетные грамоты, отметки в трудовой книжке.
Человеческий капитал – главный ресурс любой компании, а релевантная система мотивации, учитывающая как индивидуальные особенности сотрудников, так и общие системные компоненты, необходимые для работы компании помогают выстроить этот ресурс в эффективно работающую структуру.
Источник: hr-media.ru