Автор: Насникова Татьяна Андреевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ «Таловская СОШ»
Населённый пункт: ст.Таловка
Наименование материала: статья
Тема: «Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы»
Дата публикации: 16.08.2018
Раздел: полное образование
«Финансовая грамотность населения: проблемы и
В современном обществе одним из критериев оценки человеческого капитала выступает
грамотности финансовая грамотность: проблемы и перспективы.
Актуальность работы объясняется тем фактом, что без базовых знаний и навыков, без
соответствующего уровня финансовой грамотности невозможно уверенное распоряжение
финансовых товаров и услуг. Для государства низкий уровень финансовой грамотности
экономического развития общества.
Целью данной статьи является, выявление проблем и перспектив финансовой
грамотности населения, а также оценка финансовой грамотности населения на станции
Таловка. Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи,
которые вы видите на слайде.
Предмет исследования – уровень финансовой грамотности жителей станции Таловка.
анализ полученных данных.
Теоретической основой работы послужили работы таких
исследователей: Г. В. Белехова, М. Ю. Шевяков, М. А. Овчинников, О. Е.
Кузина, Г. Г.. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Л.Ю. Рыжановская и др.
Научная новизна состоит в проведения комплексного анализа актуальных проблем
финансовой грамотности, анализе финансовой грамотности населения Таловки и
рекомендации по их устранению.
Первые определения финансовой грамотности в России были предложены специалистами
национального агентства финансовых исследований (НАФИ), которые, под финансовой
продуктах, а также умение их использовать при возникновении потребности и понимание
последствий своих действий. Необходимо отметить, что впоследствии этот подход к
исследователей. Так, например, М. Ю. Шевяков определяет финансовую грамотность как
способность использовать знания и навыки управления финансовыми ресурсами для
обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности. Введение понятия
«финансовая грамотность» была поднята М. Ю. Шевяковым, который выделил три уровня
Какой уровень принять за достаточный при определении финансово грамотного человека?
Здесь тоже необходимо серьезное теоретическое обоснование, без которого, на наш взгляд,
Другой подход к определению был использован в стратегии развития финансового рынка
РФ на период до 2020 года сказано, что основными признаками финансовой грамотности
— способность вести ежемесячный учет личных доходов и расходов.
— организация жизнедеятельность по имеющимся средствам (без лишних долгов);
— планирование финансовые расходы и доходы в перспективе (учет расходов по
непредвиденным обстоятельствам и готовность к пенсии);
участвовать в общественном воспроизводстве в качестве инвестора, которая при разумном
и ответственном подходе к выбору финансовых инструментов должна генерировать доход
или, по крайней мере, обеспечивать финансовую стабильность носителю знаний». По
м н е н и ю Белехова,
информированности, практических умений, индивидуального отношения и конкретного
поведения отдельного человека или домохозяйства при принятии решений относительно
денежных средств и других финансовых ресурсов в целях достижения собственного
экономического благополучия. М. Овчинников считает, что финансовая грамотность –
способность потребителей финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в
процессе принятия решений: при осуществлении специальных расчетов оценке риска
сопоставлении сравнительных преимуществ и недостатков той или иной финансовой
способность человека принимать обоснованные решения по использованию и управлению
«финансовая грамотность» в принципе невозможно, узкие рамки любого предложенного
определения не могут вместить все многообразие и разнообразие реальных жизненных
уделить большое внимание изучению мнений обычных людей, чей уровень финансовой
грамотности и планируется повысить. В противном случае на высокую эффективность
программ повышения уровня финансовой грамотности рассчитывать не стоит.
1.По мнению Рыжановской одной из проблем финансовой грамотности России является,
уровень информационной асимметрии между потребителями финансовых продуктов и
услуг и их поставщиками является очень высоким.
образования и навыков в области финансов, является отсутствие планирования личного
или семейного бюджета. По оценкам Национального агентства финансовых исследований
(НАФИ), более половины населения (56%) не ведет учета своих доходов и расходов, а
более 73% граждан России не имеет никаких сбережений.
заключается в том, что физические лица, взявшие кредиты, в силу своей финансовой
социологические исследования ФОМ, даже среди тех граждан, которые воспользовались
кредитом, уровень практической финансовой грамотности также остается невысоким. В
заемщиков — физических лиц считает, что невозврат банковского кредита не является
преступлением. Еще хуже дело обстоит в отношении страховых компаний, обман которых
не считают преступлением более 28% респондентов.
информации в СМИ, рекламе люди много слышат о кредитах, ипотеке, депозитах, акциях
ипотекой пользуются соседи, знакомые, «жизнь в кредит» превращается в «обычную
4.В своих трудах Белихов затрагивает следующую проблему финансовой грамотности: в
России так и не создана массовая культура ответственных инвестиционных решений. Есть
низовой запрос широких кругов населения на практические финансовые знания, но та
превращается в практический навык.
возможности иметь таковые.
Анализ определений понятия «финансовая грамотность», позволил сделать вывод о том,
знания, финансовые навыки, финансовые установки. Также при анализе литературы были
выявлены следующие проблемы финансовой грамотности:
отсутствие семейных стратегий планирования доходов — расходов;
доступной информации решение в отношении использования тех или иных финансовых
продуктов или услуг, спонтанность принятия финансовых решений;
переложить ответственность за свои финансовые решения на государство;
4· неумение населения адекватно оценивать риски;
5· недостаточная информированность граждан о возможностях инвестирования и ведения
операций на финансовых рынках;
6· отсутствие правовых знаний в области защиты прав потребителей на финансовых
8. отсутствие понятной и доступной информации о пенсионной реформе
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты
международного сравнительного исследования финансовой грамотности, которые легли в
основу доклада для встречи G20 в Гамбурге летом 2017 года. В России это исследование
Оператором был выбран Аналитический центр НАФИ. Исследование проведено в 30
финансовое поведение (согласно определению финансовой грамотности, используемому в
ОЭСР). В итоговом рейтинге каждая страна-участница опроса могла получить максимум
21 балл, в который включены максимум 7 баллов по оценке финансовых знаний, 9 – по
п о в е д е н и я
у с т а н о в о к .
По результатам исследования средняя оценка финансовой грамотности по всем странам –
13,2 баллов из максимальных 21. В странах-участницах ОЭСР средний показатель — 13,7
баллов. Россия получила 12,2 балла (25-е место).
анкетирование и социальный опрос ст. Таловка. В опросе участвовали три возрастные
учащиеся МОУ « Таловская СОШ» в возрасте от 14- 17 лет-72 человека
молодежь от 18 -35 лет –62 человек
населения в возрасте 36-60 лет- 74 человека
Всего в анкетировании участвовало 208 жителей станции Таловка. Из них 107 женщины и
населения. Респондентами возрастной категории от 14 до 17 лет являлись учащиеся МОУ
«Таловская СОШ». В число опрошенных респондентов возраста от 18 до 60 лет также
респондентов в возрасте от 14 до 17 лет будем именовать группой А, респондентов в
возрасте от 18 до 35 лет – группой Б., респондентов в возрасте 36 до 60 лет группой С. В
данном исследовании финансовая грамотность рассматривалась как знание и понимание
отдельных финансовых понятий, а также умение использовать финансовые знания для
финансов. Анкета содержала 13 вопросов 1 часть – вопросы, касающиеся
2 часть — вопросы, касающиеся финансовых навыков; 3 часть –
вопросы финансовых установок.
Опрос респондентов показал следующие результаты. На вопрос знаете ли вы что такое
финансовая грамотность и можете ли вы кратко описать что, это такое? Большинство
но не могут описать, и лишь 29(14%) человек из числа всех
грамотными людьми себя считают, 21 (10%) человек из числа опрошенных. Практически
все респонденты 177(85%) человек, считают, что отсутствие финансовой грамотности
является национальной проблемой. В анкете были предложены вопросы на финансовые
знания, которые затрагивали банковские карточки, финансовые рынки, из опроса видно,
что правильные ответы по вопросам о банковских карточках дали 103(49,5%) человека, из
них больше правильных ответов мы получили от представителей старшего поколения 37
(18%) человек. По вопросу связанному с финансовыми рынками были даны правильные
ответы от 62(30%) респондентов, в данном вопросе большинство верных ответов мы
получили от учащихся школы. На вопрос о риске потерь денежных средств мы сделали
денежными средствами. На вопрос о государственной системе страхования накоплений,
респонденты затруднились ответить 68 (32%) человек или ответили неправильно 128
денежными средствами нами было замерено с помощью анкетных вопросов, таких как о
ведения учета личных финансовых средств, вопросам связанными с кредитами. В данных
категория вопросах порадовало, что практически все ведут учет своих личных денежных
средств. Понимание того, что стоимость кредита для заемщика ниже, если банк дает такой
деньги в долг у друзей и родственников 170 (81,3%) человек. Сложным
вопросом оказался, для респондентов вопрос о том какой товар будет дешевле после
установок были заданы три вопроса, которые касались о долгосрочных накоплениях.
Нужно подчеркнуть, что измерение того, насколько следует считать те или иные установки
«правильными» – вопрос спорный. Например, спорным является вопрос о том, насколько
отсутствие долгосрочных стратегий и доверия слабым институтам финансового рынка и
есть признак финансово грамотного отношения и вытекающего из него поведения на
финансовом рынке. Зачем начинать сберегать на пенсию с самого раннего возраста, если
финансового рынка эти сбережения обесценятся или вообще пропадут? Почему более
оправданным должен быть кредит на образование, если не всегда образование, а связи
позволяют претендовать на рабочие места с высокой зарплатой? Таким образом, встает
вопрос о том, измеряем ли мы нормативную или реальную финансовую грамотность в
случае с установками? С нашей точки зрения, речь все-таки должна идти о нормативной
институтов финансового рынка, позволяющих вырабатывать долгосрочные финансовые
характерна лишь для 15 человек (7%)опрошенных. Еще7 (3 %) человек считают, что
заботиться о пенсии необходимо уже после 30 лет, 15 (7%) человек полагают, что лучше
это делать непосредственно перед пенсией, и большинство 155(74.5%) человек возлагают
заботу о своей пенсии полностью на государство. Установки по отношению к кредитам
распределились следующим образом 68 (33%) человек отказались от всех остальных
Высока доля тех, кто относится
к страхованию негативно или с предубеждением-
171(82,3%) человек. Практически все респонденты 201 (97%) человек хотели ли бы лучше
ориентироваться в вопросах финансовой грамотности.
Вывод: Респонденты группы «А», (учащиеся МОУ «Таловская СОШ»). Из опроса
ориентируются, отрадно, что большинство школьников считаю проблему
пренебрежение относятся к страхованию, к вложению денег в свое образования, путаются
в различных вопросах
является основой будущего нашего поселка. Из анкетирования мы сделали вывод, что
молодежь Таловки, во многих вопросах финансовой грамотности не ориентируется, так
большинство опрошенных респондентов данной группы, не смогли правильно определить
ответить на вопросы связанные с финансовыми знаниями и навыками, так же нет точных
финансовых установок, которые помогут в дальнейшем.
Респонденты группы «С», в данную группу входили люди, которые имеют определенный
которые сталкивались с финансовыми ситуациямии, но обрабатывая
результаты анкеты мы пришли к выводу о том, что у данной категории респондентов,
также имеются определенные проблемы по данной теме. Большая часть респондентов, не
смогла правильно ответить на вопросы, так же очень большой процент затруднившихся
ответить, многие не показали навыки и установки в области финансовой грамотности.
Несмотря на жизненный опыт, все респонденты хотели бы больше ориентироваться по
По итогам исследования, мы пришли к выводу, что у жителей нашего поселка существуют
проблемы в области финансовой грамотности,
мы решили создать информационные
для школьников и взрослого населения, а также провести урок финансовой
грамотности в 9-11 классах.
Подводи итог, можно сказать , что большинство населения поселка, зачастую не знают о
своих правах и обязанностях, что приводит к неправомерному поведению с их стороны и
неспособности отстоять свои права.
Для повышения уровня финансовой грамотности общества предлагаем следующие:
1.Необходимо давать населению в рамках обучающих курсов терминологию привычную
для финансовых инструментов. Научить «читать» документы и осознавать последствия
принятия на себя ответственности за то или иное действие. Проводить независимое
обучение финансовой грамоте. В рамках обучения необходимо показывать, как тот или
иной инструмент работает на практике, его плюсы, минусы и риски. В какие органы
следует обращаться в зависимости от ситуации. Формировать методические издания на
примере разделов «На заметку» или «Советы» на бумажных носителях, доступные в
2. С повышением уровня финансовой грамотности населения необходимо вести работу по
доступности информации, об их услугах, сравнимости условий по различным продуктам.
любой компании предлагающей товары и услуги населению с предоплатой.
долгосрочные стратегии присутствия. Также важно, что бы повышением финансовой
грамотности занимались не коммерческие организации, а специально созданные НКО с
прозрачной системой финансирования и общественным контролем.
являются базисом финансовой грамотности, в этой связи необходимо обратить внимание
планирования. Эту установку можно и нужно изменить, в целях финансовой грамотности
населения, через формирования в сознании людей понимания того, что жизненный цикл
включает определённые события, к которым надо подойти финансово подготовленным.
5. Четко и правильно продумать образовательные программы, которые
лить по возрастам, и начинать с раннего возраста. Так в младших классах это могут быть
интерактивные игры, в старших классах рассматривать различные финансовые продукты,
Источник: portalpedagoga.ru