Авторы: Полякова Татьяна Сергеевна, Пашкова Мария Владимировна
Должность: воспитатель, заведующий
Учебное заведение: БДОУ города Омска «Детский сад №358 комбинированного вида»
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: презентация
Тема: «Инклюзивное образование в ДОУ»
Дата публикации: 12.11.2017
Раздел: дошкольное образование
«Инклюзивное образование в ДОУ»
Предоставьте каждому человеку все те права,
которыми бы вы хотели обладать сами».
Полякова Татьяна Сергеевна
Специально дошкольное образование
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими
возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.
И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад — это место, где он
может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то
новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их
ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как
построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную
направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с
Основа инклюзивного образования — исключение
любой дискриминации детей, которая обеспечивает
равное отношение ко всем людям, но создает особые
условия для детей, имеющих особые образовательные
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного,
среднего, профессионального и высшего образования
Развитие инклюзивного образования – процесс сложный,
многогранный, затрагивающий, помимо научных и
методологических – социальные и административные
ресурсы и требующий кардинальной перестройки
современной системы образования.
Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ,
тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в
Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и
доказанной эффективностью и результативностью ранней
коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.
Инклюзия» в переводе с англ. языка inclusive-означает «включенность», с франц. языка
inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю , общим словом —
включенное образование, термин, используемый для описания процесса обучения детей с
ОВЗ в образовательных учреждениях
Инклюзия (включение) — процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается,
охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей,
родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность:
проведение общих мероприятий,
праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Инклюзия — формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ
Что такое «Инклюзия» ?
Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех
уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции
детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой,
этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных
достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста,
принадлежности к той или иной социальной группе социально-
экономического статуса родителей и других различий
Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс:
включается в коллектив
сверстников лишь на
кратковременно в играх
или на прогулке.
включение ребенка в режиме
половины дня или неполной недели,
например, когда ребенок находится
в группе сверстников, осваивая
непосредственно учебный материал
в ходе индивидуальной работы, но
участвует в занятиях по
физической культуре, музыке и др.
вместе с другими детьми
посещение ребенком с ОВЗ
возрастной группы в режиме
полного дня самостоятельно или с
занимается на всех занятиях
совместно со сверстниками. При
этом выбираются задания
различного уровня сложности,
дополнительные игры и
Необходимо понять, что инклюзия –
это не интеграция, это более широкое понятие!
Дети живут вместе в обычной группе детского сада
Специалисты помогают детям.
Обычные группы изменяются.
Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка
Дети учатся терпимости — воспринимают человеческие различия как обычные.
Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить
Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для
Выделение «особых» групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из
социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии
Равные возможности для каждого!
Ц ель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса
квалифицированная коррекция отклонений в
физическом или психическом развитии
интеграция детей с отклонениями в состоянии
здоровья в единое образовательное
психофизическими особенностями развития
организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной
среды, позволяющих детям с ОВЗ
получить современное дошкольное качественное
образование и воспитание,
гармоничное всестороннее развитие личности;
создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива
Цели и задачи — система задач трех уровней:
— исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ;
— предупреждение отклонений и трудностей в развитии
— оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития .
инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.
Техническое оснащение образовательных учреждений;
Разработка специальных учебных курсов для педагогов и воспитанников, направленных на
развитие их взаимодействия с инвалидами;
Необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации
детей с ОВЗ в ОУ;
Значительная корректировка мировоззренческих инвариантов (универсалий) ее научного
В некоторых случаях и изменения, самой категориальной «матрицы» системного
Разработка временных атрибутов этапов развития системы, для чего, опираясь на общую
теорию гармонии систем, необходимо введение категории меры, определяющей «… характер
«фазного», ступенчатого движения от одного состояния к другому»
Меры для решения поставленных задач :
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-
волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение
навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная
деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время
практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только
биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей:
ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со
сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок !
Немного из истории
Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой
стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. О проблеме
инклюзивного образования говорить начали давно, но начиная с 1970-х годов, она стала приобретать все
В США инклюзивные ДОУ стали серьезной альтернативой специализированным. По данным
министерства образования в США более 50 % детей дошкольного возраста с ОВЗ воспитываются в
государственных инклюзивных ДОУ. В Швеции и Португалии почти все дети с ОВЗ посещают общие
детские сады. В Венгрии, Франции и Германии действуют специализированные учреждения, и разные
формы инклюзивных ДОУ. Количество детей, посещающих инклюзивные дошкольные учреждения, в разных
регионах каждой из этих стран разное. В Германии около 80 % детей дошкольного возраста с ОВЗ.
В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том
числе: расширение доступа к образованию (widening participation); мэйнстриминг (mainstreaming) —
предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых
программах; интеграция (integration) — приведение потребностей детей с психическими и физическими
нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной
для них; предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в
ДОУ . Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей разделение
«особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего
различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека
как полноправного участника образовательного процесса; включение,
или инклюзия — реформирование детских садов и школ перепланировка
учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям
всех детей без исключения.
В России начали решать проблему социализации детей с ОВ через создание специальных
реабилитационных центров. Основная особенностью такого центра — только здоровые педагоги
общались с детьми-инвалидами.
Первые инклюзивные ОУ появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году
школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321). Основная особенность в случае инклюзивного
образования — здоровые дети общаются с детьми инвалидами
В 1992 году в России в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному
обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные
конференции В 2001 году участники конференции приняли Концепцию интегрированного образования лиц
с ОВЗ. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
коллегия Министерства образования Российской Федерации приняла решение о вводе в учебные планы
педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и
«Особенности психологии детей с ОВЗ ».
Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести
эти курсы в планы повышения квалификации педагогов ОУ.
Основные проблемы инклюзивного образования в России
Несовершенная образовательно-организационная система ДОУ, в условиях слабого
нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих
финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса
слабое методическое обеспечение
ДОУ не готово самостоятельно оказать им необходимую и организованную
инклюзивное образование требует создания психологически комфортной среды при
попадании ребенка с ОВЗ в новые группы
состояние материально-технической базы, так как развитие инклюзии в ДОУ находится в
прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с
особенностями в ДОУ.
кадровое обеспечение служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ;
не разработанность тезаурусного поля инклюзии и вопросов толерантности
недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс
культура в освещении темы о детях с ОВЗ и их инклюзии СМИ и сложившийся
менталитет общественного восприятия;
рассмотрение развития каждого ребенка как
уникального процесса (отказ от сравнивания
детей друг с другом)
активизация когнитивного развития через
коммуникацию и имитацию
Преимущества инклюзивного образования
развитие самостоятельности через предоставление помощи;
обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и
исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности
подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и
ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
Детские сады компенсирующего вида –
дети одной категории, специалисты, специально
организованная предметно-развивающая среда.
Детские сады комбинированного вида –
дети разных категорий и дети возрастной нормы,
специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи,
– дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.
Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок»
дети разных категорий и специалисты.
Массовые детские сады, в которых создается инклюзивная дошкольная группа в
режиме полного дня;
Центр игровой поддержки развития (ЦИПР)
Структурные подразделения ДОУ, осуществляющее инклюзивное
Модель дошкольного инклюзивного
научно-методический совет ДОУ;
педагогический коллектив инклюзивной
родители, Родительский комитет;
ИОМ разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и
включал следующие базовые направления:
смена ведущих мотивов деятельности,
развитие эмоционально-делового и предметного общения,
развитие и активизация общих движений,
развитие предметных действий и предметной деятельности,
развитие наглядно-действенного мышления,
интенсивное накопление пассивного словаря,
стимуляция активной речи,
овладение различными навыками в процессе подражания,
становление представлений о себе,
формирование предпосылок к конструктивной
и изобразительной деятельности
закрепление навыков самообслуживания
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ОВЗ
Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ
программами реализуемыми в ДОУ.
компетентностей в различных видах детской деятельности
Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;
Индивидуальная программа обучения (ИПО);
Компетентный подход и инклюзивное образование.
Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их
способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше
внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме
Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ
Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут
интересны и доступны каждому из участников группы.
Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во
взаимодействии с другими детьми. .
Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка
индивидуальные занятия со специалистами
активные действия в специально организованной среде
— свободная игра в групповом
помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка
совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми
праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Формы инклюзивного образования
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных
Беседы и чтение художественной литературы,
моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры ,
индивидуальные занятия со специалистами,
активные действия в специально организованной среде (свободная игра в
групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка),
совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми,
проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса
формирование навыков саморегуляции и самообслуживания
тематические родительские собрания и консультации
доступная информация о работе по инклюзии
педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений
посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы
комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие
занятия, музыкальные занятия,
консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам,
обсуждение волнующих родителей проблемы,
информационную и психологическую поддержка.
являются составляющей всего инклюзивного процесса, важным ритуалом группы и
Источник: portalobrazovaniya.ru