Класс: 8
«Я всегда утверждал,
что законы экономики – это законы жизни».
Филипп Уикстид
Класс: 8 класс.
Название раздела: «Экономическая сфера».
Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Экономическая сфера» изучается в курсе «Обществознание» 8 класс по программе Боголюбова Л.Н. и включает в себя изучение основ финансовой грамотности.
Цели урока:
- повторение и обобщение наиболее значимых вопросов раздела «Экономическая сфера» и основ финансовой грамотности в игровой форме;
- освоение системы знаний о финансовой деятельности для решения задачи профессиональной ориентации школьников и самоопределения личности;
- развитие у учащихся познавательной активности и творческого мышления;
- формирование навыков сотрудничества и работы в команде.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепление и осмысление изученного материала по разделу «Экономическая сфера» и основ финансовой грамотности;
- формирование у обучающихся 8 классов необходимых умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений при командной работе.
Развивающие:
- развитие познавательной активности и творческого начала личности, критического мышления и адаптивных возможностей в изменяющихся внешних условиях;
- развитие внимания, памяти, логического мышления, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.
Воспитательные:
- совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы;
- развитие у учащихся нравственной и финансовой культуры, способности к самоопределению, самореализации и профориентации.
Планируемые результаты:
Предметные:
- раскрывать смысл основных понятий раздела «Экономическая сфера»;
- получать социальную информацию об экономической жизни общества и финансах из источников различного типа;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать тенденции экономических изменений в обществе;
- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и мировой экономики.
Личностные:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
Ученик получит возможность для формирования:
- понимания личной ответственности за финансовые решения.
Метапредметные:
- умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умения получать и критически осмысливать финансовую информацию, оценивать финансовые предложения, а также делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- способности координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.
Ученик получит возможность для формирования:
- навыков различных видов публичных выступлений и следования этическим нормам и правилам их ведения;
- навыков финансового образа мышления и повышения уровня финансовой грамотности.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок (обобщение и систематизация знаний).
Оборудование урока:
- мультимедийная презентация «Финансовая культура и экономическое образование молодежи»;
- выставка книг «Ваши финансы: сохранить и приумножить»;
- фрагмент худ. фильма «Мертвые души» реж. М. Швейцер (1984 г.);
- фрагмент худ. фильма «12 стульев» реж. Л. Гайдай (1971 г.);
- аудиозапись куплетов Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно («Люди гибнут за металл…»);
- аудиозапись песни «Money, Money, Money» в исполнении группы ABBA;
- маршрутные листы;
- таблички с названиями станций;
- грамоты и сувениры для награждения команд;
- многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.
Формы и методы обучения:
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.
Основные понятия и термины: Экономика, финансы, деньги, предпринимательство, конкуренция, спрос, предложение, потребности, блага, производство, акция, инфляция, банк, депозит, кредит, рассчетно-кассовые операции, валюта, прибыль, семейный бюджет, инвестиции, пенсия, налог, страхование.
Форма проведения урока: дидактическая игра в форме познавательного квеста.
Условия игры
Игра длится 90 минут. В игре принимают участие учащиеся 8 класса, которые разделены на команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.
В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы «Экономическая сфера» и основы финансовой грамотности.
Выявляется победитель (команда).
Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.
Состав жюри игры: администрация школы, представители бизнеса, банка и налоговой службы, родители учеников, учащиеся старших классов.
Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.
Познавательный квест по финансовой грамотности «Для тех, кто не боится мечтать и действовать» состоит из нескольких станций. На каждой станции познавательного квеста учащихся встречают модераторы, которые выдают задания участникам квеста, оценивают выполнение заданий в баллах (заносят баллы в маршрутный лист). За правильно выполненные задания модераторы выдают пазлы участникам квеста. На финише из собранных пазлов учащиеся составляют картину и называют ее автора.
После прохождения каждой станции участники квеста смогут получить правильный и исчерпывающий ответ на все задания, предложенные им модераторами на станции.
Подготовка к уроку
За две недели до урока класс делится на команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.
- Прочитайте произведения русской и мировой художественной литературы о деньгах, богатстве, инвестировании и финансовых рисках. Подумайте, можно ли понять эти произведения без знания основ экономики и финансовой грамотности? Докажите вашу точку зрения конкретными примерами из текста.
- Подготовьте буктрейлер по одной из прочитанных вами книг, которая произвела на вас особое впечатление.
Далее представлены станции познавательного квеста и перечень заданий для учащихся на каждой из них.
Старт
Конкурс «Представление команд».
Станция №1. «Экономисты»
- Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)».
- Конкурс «Виды издержек».
- Конкурс «Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев» (Домашнее задание).
Станция №2. «Финансисты»
- Конкурс «Финансовая задача»
- Конкурс «Финансовые ребусы».
- Конкурс «Виды банковских операций».
Станция№3. «Предприниматели»
Физкультминутка «Здоров буду и денег добуду!».
- Конкурс «Люди и деньги».
- Конкурс «Найди слово!».
- Конкурс «Предприниматели и меценаты ХIХ – начала ХХ в.»
Станция№4. «Налоговики»
- Конкурс «Необычные налоги».
- Конкурс «Пословицы и поговорки о налогах».
- Конкурс «Виды налогов».
Финиш
Конкурс «Деньги в живописи».
Ход познавательного квеста
Звучит аудиозапись куплетов Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно («Люди гибнут за металл…»).
Старт
Конкурс «Представление команд».
(Название, эмблема, девиз).
Получение маршрутных листов с указанием станций в определенном порядке.
Станция №1. «Экономисты»
Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)».
Соберите на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном из рассыпавшихся слов высказывание Лоуренса Питера об экономике. Прочитайте и объясните его смысл.
(«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Лоуренс Питер).
Конкурс «Виды издержек».
На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном установите соответствие между видами издержек предприятия в краткосрочном периоде и соответствующими им конкретными примерами: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРИМЕРЫ
ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК
А)
Расходы на упаковочный материал и тару для расфасовки продукции
1)
Б)
Оплата услуг охранной фирмы и бухгалтерских услуг
2)
В)
Оплата заключенного ранее рекламного контракта
Г)
Оплата процентов банку по ранее взятым кредитам
Д)
Сдельная оплата труда работников
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Источник: urok.1sept.ru