Педагогический проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»

Класс: д/с

Паспорт проекта

Предмет и объект проекта

Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.
Предмет проекта – финансовая грамотность.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – разработка и апробация в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белово.
Задачи:
Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе;
Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий,
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
Воспитательные задачи: воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Сроки и этапы реализации проекта

  • Методическая и организационная подготовка проекта: Срок реализации этапа – сентябрь-октябрь 2019 г.
  • Формирование элементов финансовой грамотности в ходе практической работы.
  • Непосредственное осуществление мероприятий проекта.
  • Срок реализации этапа – ноябрь 2019 г. – апрель 2021 г.
  • Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
  • Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МБДОУ, среди широкой публики
  • Срок реализации этапа – май 2020 г.

Перечень основных мероприятий

— Деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов»
— Занятие с детьми «Путешествие в страну Экономград»
— Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи»
— Игровое занятие для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста»
— Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну»
— Квест-игра для детей «Финансовая школа»
— Методический семинар «Азы финансовой грамотности в семье»
— Стендовые консультации для родителей
— Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей
— Выступление на методических семинарах
— Проведение открытого мероприятия
— Взаимопосещение занятий и мероприятий

Исполнители проекта и основных мероприятий

Вискова Л.А. – основной исполнитель проекта.
Родители детей. Педагоги и администрация МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белово

Ожидаемые и конечные результаты реализации проекта

Для детей:
— приобретение новые знаний социально-экономического характера,
— приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
— усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
— получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
— развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
— применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
— развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
— повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:
Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Целевая группа проекта

Дошкольники старшей группы, их родители, педагоги МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белово

Актуальность проекта

Для России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости:

  • именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;
  • стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.);
  • это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.

Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы финансовой грамотности с раннего возраста. В США с шести лет дети получают банковские карты и производят покупки, так реализация образовательных программ, связанных с экономической грамотностью в этой стране, начинается с дошкольного возраста. Самой передовой страной в области повышения экономической грамотности для детей дошкольного возраста признается Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми пятилетнего возраста и в дальнейшем сопровождают их на всем жизненном пути. Банки предлагают счета для детей, при этом их можно открыть при частном визите ребенка в отделение банка, либо в режиме онлайн. Данная услуга дает возможность ребенку быть активным потребителем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым способствуя формированию экономической грамотности и самостоятельности.

В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.

В практике МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белово вопросы формирования финансовой грамотности использовались эпизодически. В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности.

Цели и задачи проекта

Образовательная область, интеграция ОО: Познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта – разработка в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белово.

Задачи проекта:

  • Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе.
  • Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий.
  • Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
  • Воспитательные задачи: — воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.

Предмет проекта – финансовая грамотность.

Краткое описание этапов проекта

I этап — подготовительный

Методическая и организационная подготовка проекта:

  • изучение теоретического материала, подбор методик, изучение практики финансового воспитания в ДОУ:
    • составление плана работы;
    • организация совместной работы с родителями.

Срок реализации этапа – сентябрь-октябрь 2019 г.

II этап — практический

Непосредственная апробация методических приемов формирования финансовой грамотности в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Осуществление мероприятий проекта, в ходе которого происходит:

1) расширение знаний детей о содержании и истории основных экономических категорий, обогащение лексического запаса;

2) решение проблемных ситуаций, развитие умений аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

3) подведение дошкольников к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;

4) развитие внимания, логического мышления, связной речи;

5) формирование коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.

Оформление полученных результатов проекта в виде методических материалов.

Информирование о ходе проведения проекта.

Срок реализации этапа – ноябрь 2019 г. – апрель 2020 г.

III этап — заключительный

Подведение итогов, диагностика уровня знаний, умений и навыков детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.

Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белово.

Срок реализации этапа – май 2020 г.

Ожидаемые результаты

В результате выполнения проекта предполагается:

Для детей:

  • приобретение новые знаний социально-экономического характера,
  • приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
  • усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
  • получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
  • развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
  • применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
  • развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:

  • Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
  • Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

  • Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
  • Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Аудитория проекта

  • Воспитанники старшей группы МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белово.
  • Родители дошкольников.
  • Педагоги МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белово.

Объем и содержание работ

Направление деятельности

Содержание деятельности

Сроки реализации

Исполнители и соисполнители

Подготовительный этап

Работа с детьми
Диагностика уровня финансовых знаний и умений

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений

Работа с родителями
Оценка уровня готовности родителей к совместной деятельности по развитию речи

Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми

Вискова Л.А, родительский комитет.

Работа с педагогами МБДОУ
Информирование педагогов о содержании и значении проекта

Выступление на методическом семинаре

Вискова Л.А., методист

Практический этап

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов»

Занятие с детьми «Путешествие в страну Экономград»

Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи»

Игровое занятие для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста»

Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну»

Квест-игра для детей «Финансовая школа»

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях
Совместные мероприятия с детьми

Методический семинар «Азы финансовой грамотности в семье»

Стендовые консультации для родителей

В течение всего времени реализации проекта

Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях
Совместные мероприятия с детьми

Методический семинар «Азы финансовой грамотности в семье»

Стендовые консультации для родителей

В течение всего времени реализации проекта

Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей

Работа с педагогами МБДОУ
Транслирование опыта работы по проекту
Обмен опытом

Выступление на методических семинарах
Проведение открытого мероприятия
Взаимопосещение занятий и мероприятий

В течение всего времени реализации проекта

Вискова Л.А, методист, руководство МБДОУ

Заключительный этап

Работа с детьми
Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений выявление динамики и полученных результатов

Работа с родителями
Подведение итогов совместной работы

Собрание с родителями

Работа с педагогами МБДОУ
Представление результатов работы

Выступление на методическом совете, подготовка и представление доклада на конференцию

Вискова Л.А, методист

Формы представления результатов

1. Выступление на заседаниях методического совета МДОУ.
2. Публикация результатов проекта.
3. Применение в практике педагогической деятельности.

Источник: urok.1sept.ru

Related posts