Основы трудовой мотивации

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ

Для эффективного стимулирования трудового поведения персонала, важно понимание некоторых психологических закономерностей и основных принципов, лежащих в основе трудовой мотивации человека.

ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ

Прежде всего, полезно понимать мотивы, движущие людьми. Основой мотивации являются потребности человека. С целью удовлетворения потребностей человек будет работать с большей отдачей, уверенно двигаться к поставленной цели, преодолевать препятствия. Но это только в том случае, если вознаграждение, получаемое человеком за его работу, способно удовлетворить его потребности. В этом контексте мы относим к понятию «вознаграждение» как удовлетворение материальных, так и нематериальных потребностей.

В психологии описаны десятки возможных потребностей человека. Мы остановимся на тех, которые оказывают наибольшее влияние на трудовое поведение и работу человека.

Физиологические (материальные) потребности. Это потребности, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизнедеятельности организма. Потребность в еде, сне, крыше над головой, одежде и т.д. Это те потребности, которые человек удовлетворяет в первую очередь. Помните, когда мы хотим есть – на ум приходят только мысли о том, где взять еду и удовлетворить свой голод. Голодный сотрудник вряд ли может быть долго полезен фирме. К этой же группе потребностей можно отнести потребность в отдыхе, который необходим для восстановления физической форме.

Случай из практики. Крупная торговая компания пригласила консультантов по управлению персоналом. Проблема звучала так: «Высокая текучесть персонала в транспортном отделе». Анализ данных по движению персонала показал, что уровень текучести действительно превышал все разумные максимумы. Попросту говоря, люди не задерживались в этом подразделении дольше трех месяцев, максимум – полгода. Заработная плата персонала значительно превышала среднегородской уровень. В процессе диагностики в первую очередь был сделан анализ графика работы этого подразделения (водителей – экспедиторов).

График работы водителя-экспедитора выглядел следующим образом:

Стоит ли говорить, что люди, которых, конечно же, привлекала изначально высокая оплата труда, физически не могли справиться с таким режимом. Кроме того, что подобный режим работы исключает семью из жизни этого человека (и это тоже важно учитывать), через определенное время люди (это напрямую связано с физиологическими факторами – усталостью, напряжением и пр.) начинали делать крупные ошибки, за которые несли материальную ответственность. Таким образом, высокая заработная плата «съедалась» возмещением материального ущерба.

При этом отчаявшиеся руководители, не понимая, что происходит, «на собственном опыте» уже были убеждены, что все, даже потенциальные кандидаты на эти позиции не просто «расхлябанные и невнимательные», а просто имеют цель еще до прихода в компанию «все украсть и принести материальный ущерб».
Нетрудно догадаться, что ситуация была разрешена просто – был увеличен штат данного подразделения, сотрудники получили более мягкий график работы и сдельную оплату труда. То есть за ними сохранили право работать в том ритме, который им необходим в данный момент.

• Потребность в безопасности. Важно помнить, что кроме физической безопасности существует еще и психологическая безопасность. К физической безопасности можем отнести все факторы, которые могут вредно воздействовать на здоровье сотрудника: рабочее место, безопасность труда, факторы, способные вредоносно влиять на здоровье. Психологическая безопасность – это все, что связано с уверенностью в завтрашнем дне: гарантированная занятость, надежное место работы, пенсионные выплаты (это менее актуально для молодых сотрудников и ярко проявляется для людей старше 45 лет), потенциальная оплата больничных листов.

• Социальная потребность (потребность в принадлежности к социальной группе). Это очень важная потребность, удовлетворение которой оказывает серьезное влияние на трудовую мотивацию человека. Социальные контакты, отношения в коллективе, общение – все это «про любовь».

• Потребность в уважении и признании. Стремление занять место в обществе (группе), люди, как правило, стремятся подчеркнуть какими-то символами. Для удовлетворения этой потребности важно символическое выражение отношения к статусу сотрудника: отдельный кабинет, служебная машина, секретарь, статья во внутренней газете с признанием достижений, признание коллег, руководителей и подчиненных, форма одежды, корпоративная визитная карточка и многое другое.

• Потребность в самоактуализации (самовыражении). Люди с выраженной потребностью в самоактуализации – действительно ценный ресурс для организации. Они имеют желание реализовать свой профессионализм, достигнуть высоких результатов, получают удовлетворение от сложных заданий, которые дают им личностное развитие. Они всегда ищут новые пути, готовы экспериментировать. Заинтересованы в достижении поставленных целей.
Для того чтобы эффективно влиять на мотивацию сотрудника, необходимо знать, какие потребности в данный момент времени для него актуальны. Важно помнить одно простое правило:

Удовлетворенная потребность — не мотивирует.

автор: Рачкова Светлана Борисовна,
консультант по управлению персоналом, бизнес-тренер.

опубликовано: Развитие агентской сети страховой компании.
Методическое пособие. Книга 1 — М.:Издательская группа «БДЦ-пресс», 2006 г.

Источник: www.personal-navigator.ru

Related posts