организация инклюзивного образования
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приказ №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
Статья 42 ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»
Постановление от 13 декабря 2013 г. N 543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»
Закон ХМАО-Югры «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов на воспитание, обучение и образование, прав инвалидов на образование и о компенсацией затрат муниципальным дошкольным образовательным организациям, реализующим образовательную программу дошкольного образования за присмотр и уход за детьми-инвалидами в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»
Приказ департамента образования администрации города от 23.04.2013 №200 «Об определении базовых учреждений для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития»
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т.д.).

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Восемь принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОРОДЕ НИЖНЕВАРТОВСКЕ
Инклюзивное образование в Нижневартовске
Базовые образовательные организации для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития:
МБОУ ДСКВ № 17 «Ладушки», МБОУ «СОШ № 12», МБОУ «СОШ № 25»: организация инклюзивного образования детей с ОВЗ с нарушением зрения.
МБОУ ДСКВ № 44 «Золотой ключик», МБОУ «СОШ № 29», МБОУ «СОШ № 42»: организация инклюзивного образования детей с ОВЗ с нарушением опорно-двигательного аппарата.
МБОУ «СОШ № 1», МБОУ «СОШ № 8», МБОУ «СОШ № 14»: организация обучения детей с ОВЗ с задержкой психического развития.
МБОУ «СОШ № 3», МБОУ «СОШ № 6», МБОУ «СОШ № 15»: организация обучения детей с ОВЗ в классах компенсирующего обучения.
(На основании приказа департамента образования администрации города от 23.04.2013 №200 «Об определении базовых учреждений для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития»)
Для реализации инклюзивного образования открыты:
90 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи;
12 групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения;
27 групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития;
1 группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью;
15 групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
10 групп для детей с бронхолёгочной патологией и аллергическими реакциями;
12 групп для детей с невротическими реакциями;
12 групп для детей гастропатологией и эндокринными заболеваниями;
3 класса компенсирующего обучения в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15»;
2 коррекционных класса VII вида для детей с задержкой психического развития на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14» и 1 класс в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 8»;
на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» продолжается реализация проекта «Школа дистанционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья».
Образование и воспитание
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов осуществляется в соответствии с основными общеобразовательными программами и программами коррекционной направленности, разработанными дошкольными образовательными учреждениями, с учётом особенностей обучения и развития детей-инвалидов, посещающих данное учреждение. Образовательные области этих программ адаптированы к потребностям и интересам детей-инвалидов. В системе общего образования созданы необходимые условия не только для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, но и социальной адаптации и сохранения здоровья. Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, организуется обучение на дому. На базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» («Школа дистанционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья») продолжает работу кабинет дистанционного обучения. Обучающиеся не только получают образование, но и участвуют во всех внеклассных мероприятиях, проводимых в общеобразовательных учреждениях. Для создания максимально возможных условий для улучшения жизни детей-инвалидов и формирования в общественном сознании отношения к ним как к равным членам общества в городе проводятся мероприятия, направленные на выявление и развитие одаренности детей данной категории.
Ежегодно дети данной категории принимают участие в следующих конкурсах:
конкурс детских плакатов, рисунков, компьютерных презентаций «Народы нашего города»;
конкурс творческих работ обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города «Экологические зарисовки», посвящённый Году охраны окружающей среды;
конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.
В каникулярный период дети-инвалиды посещают лагеря с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений, в том числе в заочном отряде для детей с ограниченными возможностями здоровья (МБОУ «СОШ № 29»), который работает по индивидуальному плану. В программе лагеря используются интернет-ресурсы. Дети приглашаются и на массовые мероприятия.
Образовательные учреждения обеспечивают равный доступ ко всем видам услуг для обучающихся детей-инвалидов:
консультирование педагогами-психологами по различным вопросам: «Психологическая подготовка к сдаче экзаменов», «Щадящий режим Вашего ребенка», «Эмоциональное здоровье Вашего ребенка» и др.;
консультирование социальными педагогами по вопросам льгот и социальных гарантий;
консультирование с приглашением специалистов Центра «Кардея» по вопросам получения льгот лицами с ограниченными возможностями;
информация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) размещается на сайтах образовательных учреждений.
Таким образом, в системе образования города началось поэтапное внедрение инклюзивного образования.
Универсальная безбарьерная среда в образовательных организациях
В рамках осуществления оздоровительной деятельности в детских садах и школах функционируют:
кабинеты водолечения (жемчужные ванны, душ Шарко, циркулярный);
«БОС-здоровье» (ортопедический, опорно-двигательный, логотерапевтический);
Источник: 86sch10-nv.edusite.ru