Обучение дошкольников Финансовой грамотности
проект по математике (старшая группа)

Процесс познания экономики не прост для дошкольника.

Для того, чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности мы решили проводить обучение через театрализованную деятельность.

Ведь театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества.

Скачать:

Вложение Размер
obuchenie_doshkolnikov_finansovoy_gramotnosti_cherez_teatralizovannuyu_deyatelnost.doc 439 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Золотая рыбка»

«ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

(для детей 5-7 лет)

План мероприятий по внедрению финансовой грамотности дошкольников…………………………………

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Для того, чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности мы решили проводить обучение через театрализованную деятельность. Ведь театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления.

Данная форма работы позволяет сказочным героям ввести ребят в сложный мир финансов, объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой.

Сформировать познавательные навыки у воспитанников по финансовой грамотности через организацию совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

  • формировать умение понимать, что такое «семейный бюджет», «деньги», «товар»;
  • развивать логическое мышление через решение проблемных ситуаций сказочных героев;
  • создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на ознакомление с финансовой грамотностью.
  • театрализованные, деловые, сюжетно-ролевые игры;
  • театрализованные тематические занятия;
  • экскурсия в банк;
  • использование электронных образовательных ресурсов и информационно – коммуникационных технологий;
  • квест – игры;
  • лэпбук.

Срок реализации проекта

сентябрь – декабрь 2018 года

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители (законные представители).

План мероприятий по внедрению

финансовой грамотности дошкольников

в МБДОУ детский сад № 11 «Золотая рыбка»

(для детей 5 – 6 лет)

Создание творческой группы по внедрению проекта

Создание творческой группы

Подготовка материально – технической базы для формирования и развития финансовой грамотности дошкольников

Старший воспитатель творческая

Материально – техническое обеспечение

Разработка методических рекомендаций для педагогов по изучению литературы о финансовой грамотности дошкольников

Старший воспитатель творческая

Методические рекомендации, консультации, памятки

Организация и проведение опроса родителей «Значимость финансовой грамотности дошкольников»

Старший воспитатель, воспитатели

Анализ результатов анкетирования (аналитическая справка)

Создание развивающей среды, в соответствии с ФГОС, способствующей формированию и развитию финансовой грамотности дошкольников

Старший воспитатель, воспитатели

Создание условий для формирования и развития финансовой грамотности дошкольников

Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по финансовой грамотности дошкольников

Консультации, рекомендации, памятки

Старший воспитатель творческая группа

МЕРОПРИЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для родителей « Как обучить детей финансовой грамотности»

Разработка буклетов для родителей

Практикум «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»

Знакомство с программой

Мастер-класс «Воспитываем в детях финансовую грамотность»

Информирование о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье

МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ

сформировать первичные экономические знания

Беседа «Откуда пришли деньги?»

сформировать первичные экономические знания

Экскурсия в банк

«Дом, где живут деньги»

знать элементарные правила хранения денег

Беседа «Моя копилка»

Контролировать свои потребности в соответствии с возрастом.

НОД по ОО «Познание (ФЭМП)» лэпбук «Юный финансист»

сформировать у дошкольников основы финансовой грамотности

Сюжетно-ролевая игра «Научим Незнайку делать покупки»

сформировать умение самостоятельно делать покупки в магазине

Беседа «Чем пахнут ремесла?»

(о важности труда, разнообразии профессий)

уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги

Занятия с элементами театрализованной деятельности «По страницам сказки «Мужик и медведь»»

осознавать на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»

Инсценировка сказки по финансовой грамотности «Муха-Цокотуха»

осознавать на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»

Викторина «Путешествие в денежную страну»

знать элементарные правила финансовой безопасности

Квест-игра по финансовой грамотности

вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях

обобщение знаний по финансовой грамотности

В конце реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  4. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  5. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  6. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  7. Финансы – это интересно и увлекательно.
  1. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в

Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы – 2010-№ 9 — С.3-6.

  1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников.

Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам –

  1. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова, Е.А.

Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012г.-106 с.

  1. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников) – Калининград, 2013г. -26 с.

Консультация для педагогов

Финансовая грамотность. Влияние театрализованных игр на экономическое развитие дошкольников

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще один важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.

У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет. Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.

Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри, занимающихся в США финансовым воспитанием детей, систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Учение в театрализованной игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим. Необходимость использования театрализованной игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»).
3.Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Театрализованная игра во многом способствует преодолению трудностей.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали театрализованные игры. Главной особенностью театрализованных игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме сказочными героями. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все театрализованные игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.

В театрализованных играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В театрализованных играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе театрализованной игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей со сказочными героями и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В процессе работы театрализованные игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий реквизит и костюмы. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам театрализованные игры: игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

Театрализованные игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Источник: nsportal.ru

Related posts