Процесс познания экономики не прост для дошкольника.
Для того, чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности мы решили проводить обучение через театрализованную деятельность.
Ведь театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества.
Скачать:
obuchenie_doshkolnikov_finansovoy_gramotnosti_cherez_teatralizovannuyu_deyatelnost.doc | 439 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Золотая рыбка»
«ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
(для детей 5-7 лет)
План мероприятий по внедрению финансовой грамотности дошкольников…………………………………
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.
Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
Для того, чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности мы решили проводить обучение через театрализованную деятельность. Ведь театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления.
Данная форма работы позволяет сказочным героям ввести ребят в сложный мир финансов, объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой.
Сформировать познавательные навыки у воспитанников по финансовой грамотности через организацию совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
- формировать умение понимать, что такое «семейный бюджет», «деньги», «товар»;
- развивать логическое мышление через решение проблемных ситуаций сказочных героев;
- создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на ознакомление с финансовой грамотностью.
- театрализованные, деловые, сюжетно-ролевые игры;
- театрализованные тематические занятия;
- экскурсия в банк;
- использование электронных образовательных ресурсов и информационно – коммуникационных технологий;
- квест – игры;
- лэпбук.
Срок реализации проекта
сентябрь – декабрь 2018 года
Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители (законные представители).
План мероприятий по внедрению
финансовой грамотности дошкольников
в МБДОУ детский сад № 11 «Золотая рыбка»
(для детей 5 – 6 лет)
Создание творческой группы по внедрению проекта
Создание творческой группы
Подготовка материально – технической базы для формирования и развития финансовой грамотности дошкольников
Старший воспитатель творческая
Материально – техническое обеспечение
Разработка методических рекомендаций для педагогов по изучению литературы о финансовой грамотности дошкольников
Старший воспитатель творческая
Методические рекомендации, консультации, памятки
Организация и проведение опроса родителей «Значимость финансовой грамотности дошкольников»
Старший воспитатель, воспитатели
Анализ результатов анкетирования (аналитическая справка)
Создание развивающей среды, в соответствии с ФГОС, способствующей формированию и развитию финансовой грамотности дошкольников
Старший воспитатель, воспитатели
Создание условий для формирования и развития финансовой грамотности дошкольников
Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по финансовой грамотности дошкольников
Консультации, рекомендации, памятки
Старший воспитатель творческая группа
МЕРОПРИЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Консультация для родителей « Как обучить детей финансовой грамотности»
Разработка буклетов для родителей
Практикум «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»
Знакомство с программой
Мастер-класс «Воспитываем в детях финансовую грамотность»
Информирование о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье
МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ
сформировать первичные экономические знания
Беседа «Откуда пришли деньги?»
сформировать первичные экономические знания
Экскурсия в банк
«Дом, где живут деньги»
знать элементарные правила хранения денег
Беседа «Моя копилка»
Контролировать свои потребности в соответствии с возрастом.
НОД по ОО «Познание (ФЭМП)» лэпбук «Юный финансист»
сформировать у дошкольников основы финансовой грамотности
Сюжетно-ролевая игра «Научим Незнайку делать покупки»
сформировать умение самостоятельно делать покупки в магазине
Беседа «Чем пахнут ремесла?»
(о важности труда, разнообразии профессий)
уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги
Занятия с элементами театрализованной деятельности «По страницам сказки «Мужик и медведь»»
осознавать на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»
Инсценировка сказки по финансовой грамотности «Муха-Цокотуха»
осознавать на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»
Викторина «Путешествие в денежную страну»
знать элементарные правила финансовой безопасности
Квест-игра по финансовой грамотности
вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях
обобщение знаний по финансовой грамотности
В конце реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в
Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы – 2010-№ 9 — С.3-6.
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников.
Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам –
- Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова, Е.А.
Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012г.-106 с.
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников) – Калининград, 2013г. -26 с.
Консультация для педагогов
Финансовая грамотность. Влияние театрализованных игр на экономическое развитие дошкольников
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще один важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.
У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет. Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри, занимающихся в США финансовым воспитанием детей, систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Учение в театрализованной игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим. Необходимость использования театрализованной игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»).
3.Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Театрализованная игра во многом способствует преодолению трудностей.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали театрализованные игры. Главной особенностью театрализованных игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме сказочными героями. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все театрализованные игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В театрализованных играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В театрализованных играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе театрализованной игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей со сказочными героями и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе работы театрализованные игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий реквизит и костюмы. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам театрализованные игры: игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
Театрализованные игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Источник: nsportal.ru