Региональный центр финансовой грамотности курской области

АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 29 декабря 2018 года N 1120-па

Об утверждении региональной программы Курской области «Повышение уровня финансовой грамотности населения Курской области» на 2018 — 2023 годы

(с изменениями на 13 ноября 2019 года)

1. Утвердить прилагаемую региональную программу Курской области «Повышение уровня финансовой грамотности населения Курской области» на 2018 — 2023 годы.

2. Комитету образования и науки Курской области (Е.В. Харченко) разместить утвержденную региональную программу Курской области «Повышение уровня финансовой грамотности населения Курской области» на 2018 — 2023 годы на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

Временно исполняющий
обязанности Губернатора
Курской области
Р.В.СТАРОВОЙТ

Региональная программа Курской области «Повышение уровня финансовой грамотности населения Курской области» на 2018 — 2023 годы

Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 29 декабря 2018 г. N 1120-па

Паспорт региональной программы Курской области «Повышение уровня финансовой грамотности населения Курской области» на 2018 — 2023 годы

Ответственный исполнитель программы

комитет образования и науки Курской области

комитет финансов Курской области

Соисполнители мероприятий программы

Администрация Курской области;

комитет финансов Курской области;

комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области;

комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области;

комитет информации и печати Курской области;

комитет цифрового развития и связи Курской области;

комитет молодежной политики и туризма Курской области

Участники мероприятий программы

органы местного самоуправления муниципальных образований Курской области (по согласованию);

Отделение по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее — Отделение Курск) (по согласованию);

Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Курской области (далее — УФНС России по Курской области) (по согласованию);

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области (по согласованию);

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области (далее — Управление Роспотребнадзора по Курской области) (по согласованию);

образовательные организации высшего образования (по согласованию);

ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» (по согласованию);

ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (далее — ОБУ «МФЦ») (по согласованию);

ГОАУ ВО Курской области «Курская академия государственной и муниципальной службы» (по согласованию)

содействие формированию у жителей Курской области рационального финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, а также повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг

— проведение мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения Курской области;

— развитие кадрового и институционального потенциала в области повышения финансовой грамотности населения;

— внедрение образовательных программ и проведение информационных кампаний по повышению финансовой грамотности;

— совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг

Целевые группы программы

— целевая группа населения, составляющая потенциал будущего развития России: обучающиеся дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, образовательных организаций высшего образования;

— целевая группа населения, формирующая основы финансовой грамотности обучающихся: педагогические работники дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей;

— целевая группа населения, склонная к рискованному типу финансового поведения в сложных жизненных обстоятельствах: граждане с низким и средним уровнем доходов;

— целевая группа населения, испытывающая трудности при реализации своих прав на финансовое образование и их защиту: граждане пенсионного и предпенсионного возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

— субъекты малого и среднего предпринимательства

Целевые индикаторы и показатели программы

— численность педагогических работников, освоивших дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по тематике финансовой грамотности обучающихся (нарастающим итогом);

— доля обучающихся образовательных организаций, охваченных мероприятиями программы по повышению финансовой грамотности (нарастающим итогом), в том числе на уровне: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего общего образования; среднего профессионального образования; высшего образования;

— количество подготовленных тьюторов и консультантов в сфере финансовой грамотности населения (нарастающим итогом);

— количество граждан пенсионного и предпенсионного возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, охваченных консультационной поддержкой по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг;

— количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, охваченных мероприятиями по повышению финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;

— численность субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных информационно-консультационной поддержкой и участвующих в мероприятиях по повышению финансовой грамотности

Этапы и сроки реализации программы

Программа реализуется в 2018 — 2023 годах в два этапа:

I этап: создание постоянно действующей системы повышения уровня финансовой грамотности населения: подготовка и принятие основной документации по реализации Программы, подготовка педагогов, тьюторов и консультантов, содействие включению в образовательный процесс разработанных программ, методик, подходов, организация последующего регулярного обучения и консультирования (второе полугодие 2018 года — 2019 год);

II этап: распространение мероприятий программы на все целевые группы (2020 — 2023 годы).

По итогам реализации программы, оценки эффективности проводимых мероприятий будет рассмотрен вопрос о формах и объемах продолжения реализации мероприятий в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения Курской области на основе созданной институциональной и методической базы

Объемы бюджетных ассигнований

Общий объем бюджетных ассигнований Программы на 2018 — 2023 годы составит 46233,553 тыс. руб., из них:

в 2019 году — 12010,695 тыс. руб.;

в 2020 году — 8719,789 тыс. руб.;

в 2021 году — 8517,705 тыс. руб.;

в 2022 году — 8617,890 тыс. руб.;

в 2023 году — 8367,474 тыс. руб.

Объем финансирования программы подлежит ежегодному уточнению при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период

Ожидаемые результаты реализации программы

— развитие институционального и кадрового потенциала, включая создание Регионального центра финансовой грамотности (далее — РЦФГ) и консультационных пунктов, подготовку компетентных специалистов и преподавательского состава для образовательных организаций в сфере финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг;

— разработка учебных, методических и образовательных материалов и доведение их до конечных потребителей;

— создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов по повышению финансовой грамотности;

— организация постоянно функционирующей PR-кампании во всех государственных СМИ региона;

— развитие механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг в Курской области;

— создание системы мониторинга и оценки уровня финансовой грамотности различных возрастных и социальных групп населения

Система организации управления, координации и контроля за исполнением программы

Экспертный совет по реализации мероприятий в области повышения финансовой грамотности населения Курской области;

Сводная рабочая группа для проведения мероприятий в области финансовой грамотности населения Курской области (далее — Сводная рабочая группа)

Понятия и термины, используемые в программе

«финансовое образование/просвещение» — процесс, посредством которого потребители финансовых услуг (инвесторы) улучшают свое понимание финансовых продуктов, концепций и рисков и с помощью информации, обучения развивают свои навыки и повышают осведомленность о финансовых рисках и возможностях, делают осознанный выбор в отношении финансовых продуктов и услуг, знают, куда обратиться за помощью, а также принимают другие эффективные меры для улучшения своего финансового положения;

«финансовая грамотность» — результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния;

«основы финансово грамотного поведения» — сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности;

«домохозяйство» — один их трех основных субъектов экономической деятельности; экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала; самостоятельно принимает решения; является собственником какого-либо фактора производства и может сдать в аренду или продать свое имущество, капитал, рабочую силу; стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей;

«целевые группы программы»:

целевая группа населения, составляющая потенциал будущего развития России, — обучающиеся дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, образовательных организаций высшего образования;

целевая группа населения, формирующая основы финансовой грамотности обучающихся, — педагогические работники дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей;

целевая группа населения, склонная к рискованному типу финансового поведения в сложных жизненных обстоятельствах, — граждане с низким и средним уровнем доходов;

целевая группа населения, испытывающая трудности при реализации своих прав на финансовое образование и их защиту, — граждане пенсионного и предпенсионного возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

субъекты малого и среднего предпринимательства;

«программа» — региональная программа Курской области «Повышение уровня финансовой грамотности населения Курской области» на 2018 — 2023 годы (далее — Программа);

«региональный центр финансовой грамотности» — элемент инфраструктуры, деятельность которого направлена на оказание образовательных услуг по повышению квалификации педагогических работников образовательных организаций, подведомственных комитету образования и науки Курской области, и муниципальных образовательных организаций в области финансовой грамотности обучающихся, а также на информирование населения и содействие организации мероприятий просветительского характера по вопросам финансовой грамотности;

«консультационные центры и пункты финансовой грамотности» — элементы инфраструктуры, созданные с целью организации консультационной поддержки гражданам в области финансовой грамотности на базе образовательных организаций высшего образования, а также функционирующие в муниципальных образованиях Курской области на базе филиалов ОБУ «МФЦ» и территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Курской области.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

В течение последних лет развитие российского финансового сектора происходило одновременно с экономическим ростом и увеличением доходов граждан. Это привело к широкому распространению основных финансовых услуг, таких как денежные переводы и банковские депозиты в режиме «онлайн», банковские и кредитные карты.

По данным опросов, проведенных Аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) совместно с Российским Микрофинансовым Центром и Фондом Citi в январе — феврале 2018 года, 44% россиян отметили, что испытывают потребность в повышении уровня знаний и навыков в финансовой сфере.

В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 годы отмечается, что уровень финансовой грамотности в Российской Федерации остается пока еще достаточно низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон. На финансовом рынке отсутствует постоянная практика информирования населения и финансового консультирования клиентов в целях разъяснения рисков, сопутствующих конкретному финансовому продукту, что повышает актуальность вопросов, связанных с информированностью граждан о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты.

Навыки личного финансового планирования и формирования финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств по-прежнему отсутствуют у большинства российских домохозяйств. Только в каждом 4 домохозяйстве ведется письменный учет доходов и расходов. Лишь треть россиян стараются финансово обеспечить свою пенсию и обращают внимание на доходность и гарантию сохранности сбережений при выборе инструментов накоплений.

Особенностью финансовой культуры россиян является недостаточный уровень финансовой дисциплины и ответственности за риски, связанные с самостоятельным выбором и пользованием различными финансовыми услугами и финансовыми инструментами. Более 20% трудоспособного населения Российской Федерации полагают, что небольшая задержка во внесении платежей по кредиту не страшна. При этом, по мнению 37% потребителей, возвращать взятый в банке кредит не обязательно, если этому препятствуют непредвиденные обстоятельства (потеря работы, болезнь, развод, переезд). Высокую озабоченность вызывает и тот факт, что, по результатам социологических исследований, каждый 5-й респондент, имеющий кредит (22%), указал, что выплаты по кредиту занимают более 30% доходов, а 68% из них отметили, что отдают более 50% своих доходов. Только 12% россиян могут правильно назвать организации, которые занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке, и 38% граждан отмечают, что существует много финансовых услуг, в которых трудно разобраться.

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.

Проведенные исследования и анализ мнений экспертного сообщества показывают, что российскому потребителю финансовых услуг присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм), а также пассивное отношение к контролю за личными финансами.

Уровень доверия российских потребителей к финансовому сектору, как правило, низок. Не все россияне в той или иной степени уверены в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями в случае их возникновения.

В то же время в России высок спрос на финансовое образование. Население стремится узнать, как можно защитить свои интересы при взаимодействии с финансовыми организациями, как распознавать мошеннические финансовые схемы и избегать их. Многие семьи хотели бы получить финансовое образование как для защиты своих финансовых интересов, так и для планирования будущих финансов.

Финансовое образование необходимо всем категориям населения Российской Федерации. При этом в Курской области особую актуальность приобретают вопросы повышения финансовой грамотности сельского населения, поскольку по состоянию на 1 января 2018 года удельный вес его в общей численности населения составляет около 32,1%.

Исходя из вышеизложенных проблем, возникает острая необходимость скорейшего изменения существующего положения дел в вопросах финансовой грамотности и финансового образования населения субъектов Российской Федерации.

В последние 10 лет в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отмечается, что стимулирование населения к сбережению денежных средств, в том числе посредством развития финансовой грамотности, должно быть одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса.

Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р, предусматривала повышение финансовой грамотности в качестве одного из стратегических факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка.

В 2011 году Правительством Российской Федерации было принято решение о реализации совместно с Международным банком реконструкции и развития проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», исполнителем которого является Министерство финансов Российской Федерации.

С 2012 года Центральный банк Российской Федерации ведет системную работу (в том числе в рамках реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 — 2018 годов) по выработке и реализации образовательных моделей повышения уровня финансовой грамотности населения, обобщению лучших частных и общественных инициатив в сфере финансового образования, доработке учебников для образовательных организаций и созданию учебных пособий по основам финансовой грамотности. Совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации проводится доработка образовательных программ, запущены программы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций и подготовки тьюторов по финансовому образованию. Значительное внимание уделяется повышению уровня финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства с акцентом на выявлении рисков при использовании различных финансовых услуг и инструментов, реализуются соответствующие обучающие программы.

8 сентября 2016 года заключено Соглашение о сотрудничестве Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации.

13 апреля 2017 года утвержден Перечень мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017 — 2021 годы, предусматривающий реализацию комплекса мероприятий на всех уровнях образования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 годы. Стратегия определяет приоритеты, цели и задачи, способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения, создания системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.

В регионе имеется опыт реализации программ и проектов по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования.

С 2016 года ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» реализует дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, направленные на формирование предметной и методической компетентности педагогических работников системы общего и профессионального образования в области финансовой грамотности обучающихся.

С 2016 — 2017 учебного года старшеклассники общеобразовательных организаций, имеющих статус опорных и пилотных школ Банка России, изучают элективные курсы по основам финансовой грамотности.

По итогам 2017 — 2018 учебного года Курская область заняла первое место среди регионов Российской Федерации в проекте Банка России «Онлайн-уроки финансовой грамотности».

Работу по финансовому просвещению населения Курской области ведут отдельные представители финансовых институтов и их профессиональные объединения, образовательные организации высшего образования, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Мероприятия в сфере финансовой грамотности проводят территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, в том числе Отделение Курск Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, УФНС по Курской области, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области, Управление Роспотребнадзора по Курской области.

Профессиональные объединения участников финансового рынка и отдельные его участники осуществляют мероприятия, включающие:

распространение передового опыта управления домашними сбережениями и инвестициями, предупреждение массовых ошибок;

реализацию обучающих программ по управлению финансами, в том числе для населения пенсионного возраста, с демонстрацией возможностей современных финансовых инструментов и правил обращения с ними;

подготовку тематических выпусков газет и специальных колонок в деловых изданиях по вопросам финансового образования и проблемам домохозяйств.

Органами социального обеспечения в рамках реализации проекта «Университет пожилого человека» проводится работа в отношении пожилых граждан и инвалидов.

В городах и районах Курской области проводятся зональные семинары по повышению уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следует признать, что мероприятия в сфере повышения финансовой грамотности имеют разрозненный характер и не решают проблему финансовой безопасности населения в целом. Необходимо проводить системную работу с участием большого числа заинтересованных лиц: федеральных и региональных органов власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных организаций, финансовых институтов.

Исключительно важным условием эффективности этой работы является координация усилий на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения. Объединенные усилия необходимо направить на формирование у жителей Курской области на систематической основе знаний, практических навыков по распоряжению личными и семейными финансами.

Повышение уровня финансовой грамотности населения Курской области позволит расширить возможности для более эффективного пользования финансовыми услугами в целях улучшения собственного благосостояния и роста сбережений и, как следствие, окажет влияние на ускорение темпов роста региональной экономики.

В связи со всем вышеперечисленным целесообразно повышать уровень финансовой грамотности населения Курской области, используя программно-целевой метод.

Основными преимуществами использования программно-целевого метода в решении обозначенных в Программе проблем можно считать:

комплексный подход к решению проблем повышения уровня финансовой грамотности населения Курской области, так как цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть значительное число факторов, влияющих на ее эффективность;

распределение полномочий и ответственности между исполнителями Программы;

обеспечение полного и своевременного финансирования;

определение критериев оценки эффективности реализации мероприятий Программы.

II. Цели, задачи, основные ожидаемые результаты Программы, сроки ее реализации

Целью Программы является формирование у граждан рационального финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг.

Для реализации поставленной цели в рамках Программы необходимо решение следующих задач:

проведение мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения Курской области;

развитие кадрового и институционального потенциала в области повышения финансовой грамотности населения;

внедрение образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности;

совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг.

Проведение научных и социологических исследований позволит получить подробную информацию об особенностях финансового поведения различных возрастных и социальных групп населения Курской области, а также скорректировать направления и мероприятия Программы, направленные на защиту прав потребителей финансовых услуг.

На базе ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» будут разработаны и реализованы новые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по вопросам финансовой грамотности обучающихся, целевой аудиторией которых станут воспитатели дошкольных образовательных организаций, учителя начальных классов, педагоги профессиональных образовательных организаций, педагогические работники образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Повышение квалификации педагогических работников Курской области по дополнительным профессиональным программам позволит сформировать основы финансово грамотного поведения у обучающихся всех уровней образования.

Подготовленные в рамках реализации Программы волонтеры финансового просвещения и консультанты в сфере финансовой грамотности будут осуществлять консультационную поддержку взрослого населения на систематической основе.

Важной задачей реализации Программы является содействие внедрению образовательных, информационных и иных продуктов, созданных в рамках проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации» в пилотных регионах.

Особое внимание в Программе будет уделено учащимся общеобразовательных организаций как наиболее восприимчивым к применению современных технологий потенциальным потребителям финансовых услуг. Главным направлением работы с данной целевой группой является формирование практических навыков планирования расходов, грамотного распоряжения личными и семейными финансами.

В рамках реализации Программы будут разработаны и внедрены в учебный процесс образовательные программы повышения финансовой грамотности для различных целевых групп населения, в том числе для учащихся, студентов, взрослого населения.

Региональная информационно-просветительская кампания будет нацелена на развитие финансовой грамотности и усиление защиты прав потребителей финансовых услуг. Будет организована поддержка в продвижении информационной кампании, разработанной на федеральном уровне. Предлагается распространение информации о реализации Программы с использованием каналов коммуникации, в том числе через филиалы ОБУ «МФЦ», территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Курской области, центры занятости населения в муниципальных образованиях Курской области.

Программой предусмотрены подготовка и размещение материалов по вопросам финансовой грамотности в государственных средствах массовой информации Курской области, а также организация и проведение для представителей средств массовой информации пресс-конференций по актуальным вопросам финансовой грамотности.

Проведение публичных мероприятий позволит участникам Программы обменяться опытом, организовать обсуждение наиболее актуальных тем с привлечением общественности.

В работе со всеми целевыми группами Программы особое внимание будет уделено вопросам:

обеспечения финансового дохода после выхода на пенсию;

важности оценки своих финансовых возможностей при получении кредита;

недопущения избыточного долга по кредитам и займам;

снижения просроченной задолженности по финансовым обязательствам;

создания запаса средств на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

оперативного и справедливого разрешения финансовых споров и возможности отстоять свои права на финансовых рынках;

использования государственных инструментов защиты имущественных интересов граждан посредством страхования.

Выполнение мероприятий Программы будет способствовать повышению благосостояния и качества жизни населения, а также развитию финансового рынка.

Конечными индикаторами реализации Программы станет увеличение по сравнению с предыдущим годом:

численности педагогических работников, освоивших дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по тематике финансовой грамотности обучающихся (нарастающим итогом);

доли обучающихся образовательных организаций, охваченных мероприятиями программы по повышению финансовой грамотности (нарастающим итогом), в том числе на уровне: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего общего образования; среднего профессионального образования; высшего образования;

количества подготовленных тьюторов и консультантов в сфере финансовой грамотности (нарастающим итогом);

количества граждан пенсионного и предпенсионного возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, охваченных консультационной поддержкой по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг;

количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных мероприятиями по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;

численности субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных информационно-консультационной поддержкой и участвующих в мероприятиях по повышению финансовой грамотности.

Мероприятия Программы будут реализованы в период 2018 — 2023 годов. В течение первого этапа (второе полугодие 2018 года — 2019 год) планируется создание постоянно действующей системы повышения уровня финансовой грамотности населения, в том числе подготовка и принятие основной документации по реализации Программы, подготовка тьюторов и консультантов, повышение квалификации педагогических работников, содействие включению в образовательный процесс разработанных программ, методик и подходов, организация регулярной консультационной поддержки.

В течение второго этапа (2020 — 2023 годы) мероприятия Программы будут распространены на все целевые группы.

Сведения об индикаторах Программы приведены в приложении N 1.

III. Обобщенная характеристика мероприятий Программы

Для решения поставленных задач Программой предусмотрен перечень мероприятий (приложение N 2).

Задача 1 «Проведение мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения Курской области» будет решена посредством:

обеспечения деятельности Экспертного совета Курской области по координации работы, направленной на повышение финансовой грамотности населения;

проведения мероприятий по организации социологических исследований уровня финансовой грамотности и специфики финансового поведения различных целевых групп Программы;

проведения на территории Курской области среди различных целевых аудиторий, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса, социологических исследований уровня финансовой грамотности и специфики финансового поведения;

проведения на регулярной основе мониторинга и оценки результативности мероприятий по достижению целей Программы.

Мониторинговые социологические исследования уровня финансовой грамотности и оценка специфики финансового поведения населения Курской области будут проводиться с использованием механизма конкурсного отбора среди образовательных организаций высшего образования Курской области.

Проведение мониторинговых исследований позволит получить полную информацию о поведении населения региона в области личных финансов, структуре сбережений семей с различными демографическими характеристиками, распределении активов и пассивов, видах накоплений, использовании различных видов финансовых услуг.

С целью решения задачи 2 «Развитие кадрового и институционального потенциала в области повышения уровня финансовой грамотности населения» Программой предусмотрены такие мероприятия, как:

организация и функционирование РЦФГ;

взаимодействие с сетью федеральных и региональных методических центров финансовой грамотности на базе ведущих российских университетов;

организация и проведение научно-практических и (или) научно-методических конференций по проблемам повышения финансовой грамотности;

организация консультаций по повышению финансовой грамотности населения на базе филиалов ОБУ «МФЦ»;

организация работы сообществ волонтеров финансового просвещения, проведение разовых и систематических мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения;

организация и проведение Форума волонтеров финансового просвещения Курской области.

Деятельность РЦФГ будет направлена на оказание образовательных услуг по повышению квалификации педагогических работников образовательных организаций, подведомственных комитету образования и науки Курской области, и муниципальных образовательных организаций, а также на информирование населения и содействие организации мероприятий просветительского характера по вопросам финансовой грамотности.

Специалистами РЦФГ будет осуществляться системное сотрудничество с участниками и соисполнителями Программы, органами местного самоуправления, деловыми кругами, негосударственными ассоциациями, профессиональными финансовыми организациями, ассоциациями и физическими лицами, содействующими защите прав потребителей и работающими в сфере финансового консультирования.

Основные функции РЦФГ:

разработка и реализация дополнительных профессиональных образовательных программ в области повышения финансовой грамотности для педагогических работников образовательных организаций, подведомственных комитету образования и науки Курской области, муниципальных образовательных организаций;

информирование и организация участия целевых групп Программы в региональных и Всероссийских акциях по финансовой грамотности;

ведение официального сайта РЦФГ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» — fingramota46.ru;

участие в организации и проведении научно-практических и (или) научно-методических конференций по проблемам повышения финансовой грамотности;

взаимодействие с федеральными и региональными методическими центрами по финансовой грамотности на базе ведущих российских университетов;

сбор информации для составления сводных отчетов о выполнении плана мероприятий Администрации Курской области и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности населения Курской области на 2018 — 2022 годы.

В результате реализации мероприятий Программы в Курской области будут созданы консультационные центры и пункты финансовой грамотности как элементы инфраструктуры, созданные с целью организации консультационной поддержки гражданам в области финансовой грамотности на базе образовательных организаций высшего образования, а также функционирующие в муниципальных образованиях на базе филиалов ОБУ «МФЦ» и территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Курской области.

Особое место в Программе занимают мероприятия, направленные на формирование сообщества волонтеров финансового просвещения, силами которых будут проводиться разовые и систематические мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения.

С целью повышения финансовой грамотности и воспитания финансовой культуры грамотности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в районах, удаленных от регионального центра, на базе организаций высшего образования планируются разработка и реализация социально значимого проекта «Финансовый компас».

С целью привлечения добровольцев для оказания помощи по повышению финансовой грамотности населения комитетом по делам молодежи и туризму Курской области начиная с 2019 года запланировано проведение Форума волонтеров финансового просвещения Курской области с количеством участников не менее 120 человек. В рамках Форума будет организована работа школы добровольцев, а также будут проводиться квесты, деловые игры, семинары, тренинги и мастер-классы.

Наибольшее количество мероприятий программы предусмотрено в рамках решения задачи 3 «Внедрение образовательных программ и информационных кампаний по повышению уровня финансовой грамотности».

14 октября 2017 года подписано соглашение N ДТ-138-2/1476-17 о сотрудничестве комитета образования и науки Курской области и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности населения Курской области, предусматривающее формы взаимодействия по следующим направлениям:

популяризация образовательных программ в области финансовой грамотности в педагогическом сообществе Курской области;

содействие проведению в Курской области мероприятий по выявлению одаренных и талантливых детей и молодежи в области финансовой грамотности, в том числе проведение и поддержка олимпиад и иных видов тематических соревнований;

поддержка общественных и (или) частных инициатив, направленных на создание и развитие образовательных проектов в области повышения финансовой грамотности.

3 ноября 2017 года утвержден Перечень мероприятий комитета образования и науки Курской области и Отделения Курск в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций Курской области на 2017 — 2021 годы. Программой предусмотрена ежегодная актуализация детального плана реализации вышеназванного Перечня.

Обучающиеся школьного возраста, а также студенты системы среднего профессионального и высшего образования Курской области рассматриваются как наиболее перспективная целевая группа Программы ввиду того, что в среднесрочной перспективе они станут экономически активными, столкнутся с проблемой принятия решений в области личных финансов и с личной ответственностью за результаты принятых решений. Данная целевая группа должна быть наиболее подготовлена к грамотному и эффективному финансовому поведению на рынке, управлению личными финансами, свободно ориентироваться в широком спектре финансовых услуг с минимальными рисками финансовых потерь.

В целях включения в образовательный процесс программ по финансовой грамотности в период реализации Программы ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» будет осуществлена разработка и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций региона по тематике финансовой грамотности обучающихся.

Спектр планируемых к реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации позволит совершенствовать предметную, психолого-педагогическую и методическую компетенции педагогических работников, реализующих образовательные курсы и программы внеурочной деятельности по финансовой грамотности.

Адресные дополнительные профессиональные программы будут рассчитаны на различные целевые аудитории педагогических работников: воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов общеобразовательных организаций, педагогических работников основного общего и среднего общего образования (учителя истории, обществознания, экономики, математики, информатики, географии, технологии, основ безопасности жизнедеятельности), педагогических работников организаций дополнительного образования, преподавателей профессиональных образовательных организаций, а также педагогических работников и воспитателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для названных категорий педагогических работников будут разработаны как специализированные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (далее — ДПП ПК), так и модули по финансовой грамотности в рамках освоения ДПП ПК по профилю деятельности.

Реализация ДПП ПК педагогических работников позволит обеспечить расширение целевой аудитории обучающихся, осваивающих программы повышения финансовой грамотности, в том числе через апробацию и внедрение образовательных программ по финансовой грамотности, разработанных в рамках реализации проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации».

С целью формирования условий для внедрения образовательных курсов по финансовой грамотности Программой предусматривается обеспечение образовательных организаций учебно-методическими и информационными материалами, разработанными на федеральном уровне, а также оказание постоянной методической поддержки специалистам в сфере образования по вопросам формирования и повышения финансовой грамотности различных категорий обучающихся.

Особое внимание в Программе уделяется работе по вовлечению талантливых обучающихся всех уровней образования в олимпиадное и конкурсное движение, в том числе планируется более активное участие обучающихся Курской области во Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг.

В целях формирования навыков рационального распоряжения личными финансами, планирования семейного бюджета Программой предусмотрена организация конкурсов видеороликов/социальной рекламы/постеров по финансовой грамотности среди обучающихся профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, а также проведение региональных конкурсов, олимпиад, игр, турниров по финансовой грамотности среди целевых групп программы.

С целью обмена опытом воспитания приемных детей, а также организации квестов, деловых игр, семинаров и мастер-классов по финансовой грамотности Программой предусмотрено проведение слета замещающих семей Курской области с количеством участников не менее 300 человек.

Для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей запланированы организация и проведение межотраслевых мероприятий, в том числе семейных эстафет, профильных мастер-классов, маршрутных игр, интерактивных финансовых практикумов.

Программой предусмотрена разработка учебно-методического обеспечения нового поколения для обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с интеллектуальными нарушениями с целью создания условий формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у обучающихся для обеспечения защиты их прав как потребителей финансовых услуг и адаптации в современном цифровом обществе. Реализация данного мероприятия предполагает использование научного потенциала образовательных организаций высшего образования Курской области.

Программа предусматривает охват субъектов малого и среднего предпринимательства мероприятиями по повышению финансовой грамотности, в том числе через информационно-консультационную поддержку, семинары, вебинары, тренинги, конференции.

В рамках Программы предусмотрено проведение единой информационной кампании.

В области будет реализован региональный компонент: обеспечено наполнение официального сайта Администрации Курской области подраздела «Финансовая грамотность» раздела «Финансы», организовано изготовление и размещение тематических статей, аудиовизуальных материалов в государственных региональных средствах массовой информации. Созданные в рамках реализации Программы материалы будут размещаться на официальном сайте РЦФГ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» — fingramota46.ru.

Также будут организованы различные мероприятия по информированию населения об услугах финансового рынка и защите прав потребителей (семинары, курсы финансовой грамотности, специализированные выставки финансовых услуг и другие мероприятия).

В целях изучения опыта и лучших практик пилотных регионов проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» планируется проведение «круглых столов» с участием экспертов, представителей финансовых институтов, органов государственной власти и местного самоуправления, образовательных организаций.

Реализация задачи 4 «Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг» направлена на укрепление основ института защиты прав потребителей финансовых услуг для различных целевых групп Программы на территории Курской области.

Основные мероприятия по данному направлению реализуются с участием Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области. Программой предусмотрено проведение конкурса на определение лучших инициатив в сфере повышения финансовой грамотности населения Курской области и защиты прав потребителей финансовых услуг.

В целях формирования сообщества финансовых консультантов, оказывающих на безвозмездной основе консультационные услуги различным категориям граждан в отношении предлагаемых на рынке финансовых продуктов и инструментов, защиты прав потребителей финансовых услуг, Программой запланировано обучение лиц, имеющих высшее образование по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Финансовое консультирование» на базе образовательных организаций высшего образования Курской области.

Подготовленные тьюторы и консультанты для работы со взрослым населением могут выполнять функции организаторов и координаторов проведения мероприятий по финансовой грамотности. После завершения обучения работа данных специалистов будет организована на различных площадках, в том числе в РЦФГ, в центрах финансовой грамотности образовательных организаций высшего образования, в филиалах ОБУ «МФЦ», организациях социального обслуживания населения.

Кроме того, в указанных организациях будет осуществляться пропаганда ответственного финансового поведения посредством оформления информационных стендов и баннеров для потребителей финансовых услуг, распространения разработанных Банком России и Роспотребнадзором памяток, пособий, иных материалов по вопросам финансовой грамотности. Особое значение имеет увеличение количества граждан с низким и средним уровнем дохода, охваченного консультационной поддержкой по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе на базе центров занятости населения Курской области.

Значительная часть мероприятий Программы будет направлена на повышение финансовой безопасности целевой группы населения, испытывающей трудности при реализации своих прав на финансовое образование и их защиту: граждан пенсионного и предпенсионного возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), находящихся в трудной жизненной ситуации и проходящих реабилитацию в учреждениях социального обслуживания семей и детей.

Особое внимание в Программе уделено формированию компетенций в сфере финансовой грамотности у приемных родителей и опекунов. Для данной целевой аудитории предусмотрены организация и проведение занятий по финансовой грамотности в «Школе замещающих родителей». В клубе «Выпускник» предусмотрено проведение аналогичных занятий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Запланирована организация и проведение региональных мероприятий («круглых столов», семинаров) по вопросам повышения финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства.

В рамках реализации Программы специалисты Управления Роспотребнадзора по Курской области окажут экспертную поддержку следующим мероприятиям:

проведение социологических исследований на территории Курской области по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг;

проведение региональных и межрегиональных мероприятий «(круглых столов», семинаров, конференций и пр.);

организация работы с обращениями граждан и консультирование;

проведение конкурсов и олимпиад по финансовой грамотности среди обучающихся;

подготовка и проведение информационной кампании по повышению уровня финансовой грамотности населения.

Консультирование граждан будет осуществляться также по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Курской области и путем онлайн-консультирования на сайте федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» (http://46cge.rospotrebnadzor.ru/consulting/) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Эффективная реализация мероприятий в рамках задачи 4 возможна при активном информировании населения Курской области о возможностях получения консультационной поддержки и содействия в защите прав потребителей финансовых услуг.

Отдельные усилия будут направлены на организацию обмена лучшими наработками и практикой с регионами Российской Федерации в рамках мероприятий, проводимых Банком России, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации.

Ожидаемые социально-экономические эффекты и последствия реализации мероприятий Программы включают:

повышение общего объема сбережений домохозяйств;

снижение рисков «персонального банкротства», связанных с отсутствием финансового планирования и/или неэффективным использованием финансовых инструментов;

улучшение доступа населения Курской области к финансовым услугам;

повышение доли населения Курской области, участвующего в управлении накопительной частью будущей пенсии;

готовность домохозяйств преодолевать неблагоприятные экономические колебания;

снижение уровня просроченной задолженности по потребительским кредитам;

защищенность населения Курской области от финансового мошенничества за счет знания нормативных правовых актов и специфики рынка финансовых услуг;

повышение прозрачности предоставляемой населению информации со стороны продавцов рынка финансовых услуг;

дальнейшее развитие системы защиты прав потребителя финансовых услуг.

Реализация Программы будет способствовать повышению качества имеющихся финансовых услуг, позволит расширить возможности граждан по более эффективному использованию финансовых услуг в целях повышения собственного благосостояния и роста сбережений. Рост финансовой грамотности населения приведет к постепенному снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка финансовых услуг.

IV. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы

Общий объем бюджетных ассигнований Программы на 2018 — 2023 годы составит 46233,553 тыс. руб., из них:

в 2019 году — 12010,695 тыс. руб.;

в 2020 году — 8719,789 тыс. руб.;

в 2021 году — 8517,705 тыс. руб.;

в 2022 году — 8617,890 тыс. руб.;

в 2023 году — 8367,474 тыс. руб.

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, отражен в приложении N 3.

Содержание и объемы финансирования мероприятий уточняются и корректируются ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

V. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы

На реализацию Программы могут повлиять как внешние, так и внутренние риски, при наступлении которых могут быть не достигнуты запланированные показатели роста уровня финансовой грамотности населения Курской области.

К внешним рискам относятся риски, воздействующие на конечные результаты Программы:

неблагоприятные экономические условия, рост социальной напряженности;

системные сбои на рынке кредитно-финансовых услуг;

транспортная удаленность административных центров муниципальных образований Курской области, низкая степень доступности услуг финансовых консультантов в сельских поселениях;

дискредитация Программы со стороны профессиональных участников финансового рынка, заинтересованных в продвижении своих услуг.

Особое место в системе внешних рисков занимают социальные риски, связанные с бездействием человека, сопротивлением общественности нововведениям и целям, реализуемым в рамках Программы, в том числе:

непонимание и невосприимчивость тематики Программы целевыми группами;

низкая заинтересованность населения в повышении уровня финансовой грамотности.

Минимизация названных рисков возможна за счет:

учета возрастных и психолого-педагогических особенностей целевых групп при проведении мероприятий Программы;

презентации Программы на региональных и муниципальных мероприятиях (конференции, семинары, выставки);

широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности, а также публичного освещения хода и результатов реализации Программы.

К внутренним рискам относятся организационные и управленческие риски, воздействующие на реализацию Программы:

недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Программы;

слабая координация между исполнителями Программы, в том числе в части получения методической поддержки;

отставание от сроков реализации мероприятий.

Риски данной группы поддаются управлению и могут быть существенно снижены за счет принятия соответствующих мер.

Минимизация организационных и управленческих рисков возможна за счет:

организации единого координационного органа — Экспертного совета по реализации мероприятий в области повышения финансовой грамотности населения Курской области;

отбора участников Сводной рабочей группы, обладающих опытом и соответствующими компетенциями, в том числе межведомственного взаимодействия;

привлечения компетентных консультантов и координаторов мероприятий Программы;

обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации Программы, а также корректировки Программы на основе анализа данных мониторинга.

VI. Методика оценки эффективности Программы

Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться в два этапа.

Первый этап включает проведение оценки эффективности реализации Программы по каждому целевому индикатору и показателю. Степень достижения плановых значений целевых индикаторов и показателей Программы предполагается измерять на основании сопоставления их фактически достигнутых значений с плановыми.

Результативность достижения i-го целевого индикатора и показателя Программы определяется по следующей формуле:

Ri — результативность достижения i-го целевого индикатора и показателя Программы (в процентах);

Tfi — фактическое значение i-го целевого индикатора и показателя Программы, достигнутое в ходе реализации Программы;

Tpi — плановое значение i-го целевого индикатора и показателя Программы, предусмотренное Программой.

Второй этап — оценка эффективности реализации Программы в целом по степени достижения плановых значений целевых индикаторов и показателей Программы. Критерием оценки эффективности реализации Программы по целевым индикаторам и показателям Программы является степень достижения плановых значений целевых индикаторов и показателей Программы.

Эффективность реализации Программы определяется по следующей формуле:

E — эффективность реализации Программы (в процентах);

Ri — результативность достижения i-го целевого индикатора и показателя Программы (в процентах);

N — количество целевых индикаторов и показателей Программы.

Эффективность реализации Программы по целевым индикаторам и показателям Программы определяется на основе следующих критериев:

при Е >= 80 делается вывод о положительных результатах реализации Программы;

при 70 при 50 при E при E Программа разработана в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 годы.

Мероприятия, разработанные для реализации в рамках Программы, будут осуществляться на территории Курской области.

26 декабря 2017 года заключено Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Курской области и Центральным банком Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности населения Курской области.

В целях обеспечения согласованных действий по реализации Программы органов исполнительной власти Курской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, образовательных организаций, финансово-кредитных, страховых организаций и иных организаций, средств массовой информации создан Экспертный совет, принято распоряжение Администрации Курской области от 24.04.2018 N 170-ра «О мерах по реализации Плана мероприятий Администрации Курской области и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности населения Курской области на 2018 — 2022 годы».

Постановлением Администрации Курской области от 06.03.2018 N 185-па утверждено Положение об Экспертном совете по реализации мероприятий в области повышения финансовой грамотности населения Курской области.

Распоряжением Администрации Курской области от 16.03.2018 N 107-ра утвержден состав Экспертного совета по реализации мероприятий в области повышения финансовой грамотности населения Курской области из числа представителей органов государственной власти и местного самоуправления, профессиональных объединений участников финансового рынка, образовательных организаций, научной общественности.

Экспертный совет определяет стратегические направления работы, осуществляет общий контроль за реализацией Программы, технический контроль за реализацией конкретных мероприятий в рамках Программы, а также оказывает содействие в реализации Программы на территории Курской области.

Экспертный совет вносит предложения об уточнении и изменении в случае необходимости перечня программных мероприятий.

Основными задачами Экспертного совета являются:

координация деятельности и обеспечение согласованных действий органов государственной власти Курской области, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных заинтересованных органов и организаций, осуществляющих проведение мероприятий в сфере финансовой грамотности;

осуществление мониторинга реализации мероприятий в сфере финансовой грамотности;

уточнение и изменение в случае необходимости перечня мероприятий в сфере финансовой грамотности.

Приказом комитета финансов от 17.05.2018 N 94 создана Сводная рабочая группа для проведения мероприятий в области повышения финансовой грамотности населения Курской области с участием представителей областных и федеральных органов власти, общественных организаций.

Комитет образования и науки Курской области как ответственный исполнитель Программы содействует внедрению образовательных программ, апробируемых/созданных в рамках реализации региональной Программы; повышению квалификации и методической поддержке педагогических работников, реализующих программы повышения финансовой грамотности обучающихся.

С учетом высокой доли сельского населения в Курской области деятельность по повышению уровня финансовой грамотности распространяется на все муниципальные районы и городские округа. Органы местного самоуправления муниципальных образований Курской области обеспечивают информирование населения о проводимых мероприятиях путем размещения статей в районных и городских газетах, организуют предоставление помещений для проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности, реализуют другие организационные вопросы.

В целях достижения показателей результатов и реализации мероприятий Программы исполнители и участники Программы:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов Курской области, планов, необходимых для реализации мероприятий Программы;

обеспечивают взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также с организациями, осуществляющими реализацию мероприятий Программы;

организуют работу по реализации Программы в структурных подразделениях и уполномоченных подведомственных учреждениях;

обеспечивают взаимодействие с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Курской области по вопросам реализации Программы;

проводят (при необходимости) рабочие совещания по решению тактических задач и текущему выполнению мероприятий Программы.

Оценка воздействия Программы будет проводиться на основе мониторинга и независимой оценки эффективности реализации Программы.

Отчеты о результатах реализации Программы, в том числе реализации мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, готовятся участниками Программы, обобщаются ответственным исполнителем Программы и представляются в Экспертный совет по реализации мероприятий в области повышения финансовой грамотности населения Курской области.

Сводная рабочая группа контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет несоответствие результатов их реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов.

Комитет финансов Курской области в период действия Программы ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует отчет о реализации Программы.

Отчеты направляются по запросам Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации.

Формы работы, объемы финансирования будут уточняться по итогам реализации мероприятий Программы в 2018 — 2023 годах.

Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению ответственного исполнителя Программы.

Процедура обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Программы, а также мероприятиях Программы осуществляется путем ее размещения на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в государственных средствах массовой информации Курской области.

Приложение N 1. Сведения об индикаторах региональной программы Курской области «Повышение уровня финансовой грамотности населения Курской области» на 2018 — 2023 годы и их значениях

Приложение N 1
к региональной программе
Курской области
«Повышение уровня финансовой
грамотности населения
Курской области»
на 2018 — 2023 годы

Источник: docs.cntd.ru

Related posts