Корпоративная культура является иерархической социально-экономической системой. Для ее анализа может быть использован системный подход, позволивший выявить и изучить подсистемы и элементы корпоративной культуры с учетом их взаимозависимости.
В соответствии с системным подходом корпоративную культуру предприятия рассматривается как упорядоченная совокупность элементов, обладающих сходными признаками и находящихся в определенном взаимодействии между собой и всей системой в целом. [22]
Данный подход к исследованию объекта позволяет формализовать на определенных принципах процесс анализа, подготовки и обоснования путей решения выявленных проблем. Одним из достоинств системного анализа является то, что он позволяет более полно понять происходящие процессы развития и функционирования корпоративной культуры в рамках коммерческого предприятия. [20; 121]
Существуют три основные стратегии изучения оргкультуры, для каждой их которых характерны свои методы исследования и анализа. [18; 25]
Холистическая стратегия — глубокое погружения исследователя в культуру и действие его в этой культуре по меньшей мере как глубоко причастного наблюдателя, а в лучшем варианте — как члена коллектива. Это так называемые полевые методы изучения ситуации путем реального погружения в нее. При такой стратегии исследователю для получения наилучшего результата необходимо стать «своим человеком» и затем исследовать весь арсенал средств наблюдения и получения информации.
Метафорическая, или языковая, стратегия — изучение образцов документов, отчетности, а также легенд, рассказов, мифов, анекдотов, шуток, стереотипов общения, языка общения, гимнов и девизов компании, т. е. всего документально-языкового арсенала общения и коммуникаций сотрудников, их героев и антигероев. На основе этой информации складывается общее представление о культуре компании.
Количественная стратегия — использование опросов, анкетирования, интервьюирования и других методов, дающих количественную оценку конкретным проявлениям культуры. Для того чтобы эти методы были действительно эффективными, необходимо сформулировать вопросы таким образом, чтобы они действительно отражали базисные ценности и установки (т.е. культуру), а не вторичное отношение к существу явлений.
К. Камерон и Р. Куинн предлагают для оценки организационной культуры использовать процедуру анализа таких сценариев, в которых реакция респондентов отражает степень, в какой написанные сценарии оказываются знаковыми для культуры их собственной организации. Респонденты могут не осознавать критически важные атрибуты культуры, пока им не бросится в глаза намек, включенный в сценарий вопросника. [9; 206]
Методика исследования корпоративной культуры
Методика диагностики уровня корпоративной культуры позволяет максимально объективно оценить ее уровень, выявить проблемную область личных и функциональных взаимосвязей, детализировать проблему и разработать предложения по формированию эффективной системы управления корпоративной культурой. Оценка эффективности развития корпоративной культуры возможна по положительной динамике ее изменения. [13]
Для изучения проблем эффективности культуры в компании ООО «Мир Сервиса» было проведено исследование. Респондентами выступили сотрудники компании.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по повышению эффективности корпоративной культуры компании.
Задачи исследования корпоративной культуры предприятия состоят в следующем:
— тестирование сотрудников предприятия;
— оценка уровня элементов корпоративной культуры предприятия;
— выявление слабых элементов корпоративной культуры, причин и факторов, определяющих состояние элемента;
— определение возможных направлений для повышения уровня элементов корпоративной культуры, определение ключевых показателей развития.
Предметом исследования являются особенности и эффективность корпоративной культуры компании ООО «Мир Сервиса».
Объектом изучения является компания ООО «Мир Сервиса».
При проведении исследования была использована количественная стратегия изучения культур организаций. Основным методом проведения исследования выступал анкетный опрос. Опрос привлекает исследователей, потому что он кажется почти универсальным методом. Будучи, несомненно, лучшим источником знания о внутренних побуждениях людей, этот метод при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или по документам, информацию о событиях прошлого или настоящего, о продуктах деятельности. [21; 127]
Анкета (приложение А) начинается с введения, непосредственного обращения к респонденту. Здесь разъясняются правила заполнения анкеты и просьба принять участие в исследовании.
Основная часть анкеты содержит 16 вопросов, направленных на:
– изучение особенностей организационной культуры в компании ООО «Мир Сервиса»;
– оценку эффективности корпоративной культуры ООО «Мир Сервиса».
В заключительной части содержатся выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, образование, должность и стаж работы в данной организации.
Анализ и интерпретация полученных результатов нашли отражение во втором разделе работы.
Источник: studbooks.net