«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2010, N 6
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Современный менеджмент переходит от концепции тотального управления качеством (Total Quality Management, TQM) к социально ориентированной концепции управления (Total Responsibility Management, TRM). Важнейшим элементом данной концепции является менеджмент в области безопасности труда и здоровья персонала.
Бизнесу — социальную ориентированность!
Безопасные условия труда — одно из основных прав человека и неотъемлемая часть понятия «достойный труд». Тем не менее, по оценкам МОТ, ежегодно в мире более 2,2 млн мужчин и женщин гибнут в результате несчастных случаев на рабочем месте или профессиональных заболеваний, 4% мирового валового внутреннего продукта теряются в результате плохих условий труда и несчастных случаев. «Популярная ранее практика компенсаций за работу во вредных и опасных условиях (так называемая «надбавка за вредность») уже устарела и является непродуктивной, в то время как превентивные инвестиции в безопасность увеличивают производительность. Стабильное улучшение условий труда должно основываться на сотрудничестве между работодателями и работниками на предприятии. Иными словами, на социальном партнерстве в охране труда, что является неотъемлемой частью комплексной и устойчивой системы управления охраной труда в организации» [1].
Основная цель улучшения условий труда — достижение социального эффекта, т. е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве. Улучшение условий труда дает и экономические результаты: рост прибыли (в связи с повышением производительности труда); сокращение затрат, связанных с компенсациями за работу с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение потерь, связанных с травматизмом, профессиональной заболеваемостью; уменьшением текучести кадров и т. д.
Авторитетные исследования подтверждают компании, стремящиеся не только к достижению фискальных бизнес-результатов, но и обращающие внимание на другие смежные направления своего бизнеса, — более успешны тех, кто стремится только к повышению прибыли.
Так, например, в исследовании, проведенном известной PR-фирмой Barsen (были опрошены 1400 топ-менеджеров по всему миру), был поставлен вопрос «Какими характеристиками должен обладать топ-менеджер для эффективной работы?». По результатам исследования на первых местах оказались такие качества, как способность вызывать доверие и соблюдение высших этических норм. Еще пять лет тому назад имели приоритет забота о клиентах и прирост дивидендов акционеров. Теперь во главу угла ставятся формирование картины будущего (vision), предвидение, формирование менеджерской команды и решение социальных проблем.
По результатам другого исследования, в котором приняли участие 100 германских компаний, выявлена положительная корреляция между инвестициями в развитие персонала и курсом акций компании. 87% сотрудников европейских компаний чувствуют большую преданность социально вовлеченным предприятиям. 32% европейских менеджеров «в очень большой степени согласны» и 55% просто «согласны» скорее работать на компанию, которая поддерживает общественно полезные программы.
И еще один пример. Результаты исследований, проведенных Walker Information, выявили прямую связь между социальной ценностью компании (суммарным эффектом ее позитивного влияния на общество), ее репутацией и преданностью бренду (brand loyalty) ее клиентов. Так, например, для компаний розничной торговли увеличение социальной ценности на один пункт ведет к улучшению репутации на 0,55 пункта, в то время как увеличение экономической ценности на один пункт повышает репутацию лишь на 0,32 пункта. То есть социальные показатели оказывают вдвое большее воздействие на репутацию организации.
Подобные примеры можно увидеть и в российском опыте. Компания «Лукойл» объявила о введении международных стандартов экологической сертификации ISO и OHSAS, а вскоре после этого приобрела в США компанию Getty Petrolium с сетью ее заправок. «Вимм Билль Данн» получила международный сертификат соответствия British Retailer Consortium, после чего стала активно продвигать свой бренд за рубежом [2].
В итоге можно констатировать, что в последнее время современный менеджмент переходит от концепции тотального управления качеством (Total Quality Management, TQM) к социально ориентированной концепции управления (Total Responsibility Management, TRM).
В соответствии с сегодняшними взглядами, существует три основные трактовки социально ответственного бизнеса. Первая, озвученная Милтоном Фридманом в 1971 г., — так называемая теория корпоративного эгоизма, в рамках которой социальная ответственность бизнеса заключается в том, чтобы использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры.
Противоположная теория заключается в том, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни (из Рекомендаций Комитета по экономическому развитию США).
Пожалуй, как обычно, истина находится посередине. В соответствии с теорией разумного эгоизма (enlightened self-interest) социальная ответственность бизнеса — это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение — это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.
Действительно, инвестиции в здоровье и развитие работников приводят к доверию к компании со стороны работников, снижают текучесть кадров, повышают квалификационный уровень работников, а следовательно, приводят к повышению конкурентоспособности компании.
Все больше компаний ориентируется в своей деятельности на индикаторы социально ответственного бизнеса, индикаторы устойчивого развития. Методическую основу данного подхода составляют стандарты в области экологического менеджмента (ISO 14001) и охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (OHSAS 18001). Действительно, когда предприятие сертифицировано по ISO 14001 и OHSAS 18001 (а обе эти системы сертификации как в России, так и во всем мире носят необязательный характер, то есть опираются именно на социально ответственные компании), это позволяет говорить, что компания добровольно (!) идет по пути учета интересов не только своих акционеров, но учитывает интересы своих сотрудников и общества в целом.
В сочетании применения трех стандартов ISO 9001 (системы менеджмента качества), ISO 14001, OHSAS 18001 и заключается уже упомянутая система социально ориентированного управления (TRM).
В соответствии со стандартом OHSAS 18001
Остановимся более подробно на стандарте OHSAS 18001.
Стандарт OHSAS (Occupational Health and Safety Assessment Series) 18001:2007 (в настоящее время действует вторая редакция, первое издание стандарта появилось в 1999 г.) разработан в ответ на настоятельные запросы потребителей о признаваемом стандарте на системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (далее — ОЗиОБТ), по которому можно оценивать и сертифицировать их системы менеджмента. Документ разработан так называемой проектной группой OHSAS (OHSAS Project Group) при поддержке широкого круга организаций, специализирующихся как в области охраны здоровья и промышленной безопасности (Great Britain Health and Safety Executive, Korea Gas Safety Corporation, Japan Industrial and Health Association), так и в области сертификации систем менеджмента (Bureau Veritas, Det Norske Veritas, Llods Register Quality Assurance, TUV Cert), и включил в себя все накопленные взгляды и подходы в области систем менеджмента на основе опыта более чем 80 стран мира и 16000 сертифицированных организаций.
Идеология, применяемая стандартом, основывается на следующих принципах:
— корпоративные приоритеты (признать менеджмент охраны здоровья и безопасности труда одним из главных корпоративных приоритетов);
— интегрированное управление (ввести политику, программы и методы менеджмента ОЗиОБТ в качестве существенного элемента управления во всех его функциях);
— процесс совершенствования (обеспечить постоянное улучшение средств и механизмов ОЗиОБТ);
— обучение персонала (обучать и мотивировать персонал, осуществлять свою деятельность с пониманием ответственности за охрану здоровья и безопасность труда);
— предварительная оценка (оценивать опасности и риски воздействия на сотрудников и на население до начала новой деятельности при реализации нового проекта, до перевода в новый режим или вывода оборудования из эксплуатации);
— продукция и услуги (разрабатывать и поставлять продукцию или услуги, которые не оказывают чрезмерного воздействия на персонал и потребителей и являются безопасными при их использовании по назначению);
— консультации для потребителей (консультировать и, где это необходимо, обучать потребителей, дистрибьюторов, население безопасному использованию и транспортировке, хранению и утилизации поставляемой продукции, применять аналогичные соображения при предоставлении услуг);
— оборудование и операции (разрабатывать, проектировать и эксплуатировать оборудование и осуществлять деятельность, принимая во внимание минимизацию отрицательного воздействия на сотрудников и население);
— изучение (обеспечивать изучение воздействия на человека сырья, продукции, оборудования и процессов, а также способов минимизации их отрицательных воздействий);
— предупредительный подход (модифицировать производство, использование продукции или услуг, с тем чтобы предотвратить их недопустимое отрицательное воздействие на человека и население);
— подрядчики и поставщики (содействовать принятию принципов менеджмента ОЗиОБТ подрядчиками, действующими от имени предприятия, поощряя и, где это уместно, требуя улучшения их методов, с тем чтобы последние соответствовали методам, принятым на предприятии, а также поощрять более активное принятие этих принципов поставщиками);
— подготовленность к чрезвычайным ситуациям (разработать и поддерживать в рабочем состоянии планы подготовленности к аварийным ситуациям совместно с аварийными службами, соответствующими органами власти и местной общиной);
— передача технологий (вносить вклад в передачу и распространение безопасных технологий и методов управления производственной деятельностью);
— вклад в общий эффект (вносить вклад в развитие государственной политики, а также в предпринимательство, правительственные и межправительственные программы и учебные начинания, которые должны расширить осведомленность о проблемах, связанных с охраной здоровья и безопасностью труда);
— открытость для диалога (поощрять открытость и диалог с сотрудниками и общественностью, предвидя их озабоченность потенциальной опасностью и воздействиями операций, продукции, отходов или услуг на человека и реагируя на эту озабоченность);
— соответствие и отчетность (оценивать результативность деятельности по ОЗиОБТ, регулярно проводить аудиты и подтверждение соответствия этой деятельности требованиям компании, требованиям законодательных актов и настоящим принципам; периодически предоставлять необходимую информацию совету директоров, акционерам, сотрудникам, органам власти и общественности) [3].
Итак, система охраны здоровья и обеспечения безопасности труда по OHSAS 18001 направлена на предотвращение аварий, снижение производственного травматизма, повышение лояльности сотрудников. При всех, казалось бы, идеологических основах — это еще и очень прагматичный стандарт — тому есть масса примеров.
Так, на Новокузнецком металлургическом комбинате, который получил сертификат OHSAS 18001, в результате внедрения системы управления безопасностью труда в 2005 г. удалось снизить уровень травматизма на 15% по сравнению с предыдущим годом. На заводах компании «Русал» корпоративная политика в области охраны труда была внедрена в 2000 г. За четыре последующих года число пострадавших на производстве сократилось на 51%, количество рабочих дней, пропущенных в связи с производственными травмами, снизилось на 40%. Соответственно, снижаются и ежегодные расходы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Сейчас они составляют около 4,3 млн долл. США в год. После внедрения в 2002 г. корпоративной программы охраны труда в «Норильском никеле», где работают около 60 тыс. человек, производственный травматизм снизился на 40% [4].
Действительно, впечатляющая статистика. По словам Хуана Сомавия, генерального директора Международной организации труда: «Достойный труд — это безопасный труд. А безопасный труд является также положительным фактором производительности и экономического роста».
Кто и что выигрывает?
Рассмотрим, какие же плюсы получает бизнес, внедряя системы безопасности труда:
— руководящее звено нацеливается на выявление и снижение основных видов рисков отрицательного воздействия производственной деятельности и выпускаемой продукции на здоровье сотрудников, населения и потребителей;
— системный подход облегчает решение проблем, достигается большая ответственность, четко распределены обязанности;
— повышается производительность труда за счет улучшения условий труда и снижения непроизводительных затрат времени и труда (так, по оценкам экспертов, рациональный комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда, может обеспечить прирост производительности труда до 25%);
— уменьшаются затраты за счет более эффективного использования трудовых ресурсов, снижения расходов, связанных с травматизмом и заболеваемостью, снижением ротации кадров;
— повышается правовая безопасность, в т. ч. в плане гарантий соответствия меняющимся требованиям законодательства по охране труда;
— минимизируется риск привлечения к судебной ответственности;
— на взаимовыгодной основе учитываются интересы всех сторон, затрагиваемых производственной деятельностью;
— улучшается имидж предприятия на рынке продукции и рынке труда, а также в глазах органов власти как социально ответственной организации [5].
То есть очевидно, что от своей социальной ориентированности выигрывает сама компания.
На наш взгляд, не последнюю роль в поддержке социально ответственных компаний должно играть государство. И, несмотря на определенные действия в этом направлении (возможность компенсации затрат на проведение аттестации рабочих мест за счет фондов страхования сотрудников, упрощенная система лицензирования в некоторых отраслях при наличии сертифицированных систем менеджмента качества, экологии, безопасности труда), потенциал улучшения в этом направлении, по нашему мнению, достаточно велик. Это отмечают и многие специалисты: «Все больше представителей власти акцентируют внимание на необходимости развития рынка социальных услуг и активном участии бизнеса в этом процессе. Однако реальных действий, способствующих развитию корпоративной социальной ответственности, например введения налоговых льгот, как на Западе, власти пока не предпринимают. Общественность в целом настроена достаточно скептически к способности компаний быть социально ответственными, что во многом связано с недостатком информации о социальной деятельности бизнеса. Но в будущем эта ситуация будет меняться: за счет увеличения количества общедоступных социальных отчетов, информации в СМИ» [6].
Этой оценке вторят и статистические опросы. Так, по опросу Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) на вопрос «Как вы считаете, является ли в настоящее время российский бизнес социально ответственным?» большая часть опрошенных ответила отрицательно (54%) и лишь 30% склоняется к положительной роли бизнеса (табл. 1) [7].
Оценка социальной ответственности
российского бизнеса населением РФ
Как вы считаете, является ли в настоящее время российский
бизнес социально ответственным, играет ли он позитивную
роль в развитии экономики России
Источник: hr-portal.ru