научная статья по теме МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ВУЗА Общественные науки в целом

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ВУЗА»

Титова С.В., кандидат педагогических наук, доцент Набережночелнин-ского филиала Института экономики, управления и права

Хисамова Л.М., старший преподаватель, зам. директора Мензелинского филиала Института социальных и гуманитарных знаний

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ВУЗА

Стратегическим потенциалом любого вуза независимо от его размера, сферы функционирования и задач, которые он решает являются люди (преподаватели, аспиранты, студенты, обслуживающий персонал, руководители). Задачи, которые ставит перед собой вуз, реализует эффективное управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал образовательного учреждения для решения стратегических целей.

В связи с этим кадровый потенциал вуза необходимо рассматривать как обеспеченность кадрами для достижения поставленных целей, текущих и перспективных задач, а также соответствие профессионально-квалификационных характеристик персонала этим целям и задачам. А развитие кадрового потенциала вуза — как целенаправленный процесс преобразования состава, структуры и качества профессорско-преподавательского персонала, приводящий к новому состоянию вуза как системы. При этом развитие кадрового потенциала вуза должно носить детальный всесторонний комплексный характер, чтобы обеспечить достижение главных целей организации.

Поэтому в настоящее время назрела необходимость в разработке эффективной модели управления вузом, которая представляет собой систему планов, норм, организационных, административных, экономических и иных мероприятий, реализация которых начинается с выявления потенциальных возможностей в сфере управления людьми и с определения тех направлений в работе с персоналом, которые должны быть усилены для успешной реализации стратегии образовательного учреждения.

Управление персоналом вуза — это комплексное, целенаправленное воздействие на коллектив и отдельных работников по обеспечению оптимальных условий для творческого, инициативного, созидательного труда для достижения целей учреждения.

Таким образом, управление персоналом вуза представляет собой одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий.

Проблемы построения эффективной модели управления персоналом достаточно подробно изучались зарубежными и российскими учеными. Среди зарубежных исследований в области управления человеческим потенциалом можно назвать Воутелайнена Э., Девана М. А., Кемпински А., Кендрик Д., Кунца К., Мескона М., Шмидта Г. и др. В работах, определено содержание современной системы управления персоналом, функции и принципы управления человеческими ресурсами.

Следует отметить, что к настоящему времени не разработана теория управления персоналом высшей школы. В работах Болтина И., Вятышева В., Герасимова И., Приходько В., Федорова И. и других исследователей социологии образования пути совершенствования системы управления кадрами в вузах рассматриваются фрагментарно без учета полного комплекса вопросов, обусловленных современным состоянием отечественного высшего образования.

Модель управления персоналом вуза представляет собой органический синтез ряда элементов, взаимодействие которых позволяет говорить об эффективности управления: цель, задачи, персонал, функции, принципы, структура, методы, техника, критерии эффективности (рис. 1.).

Основным элементом модели управления персоналом вуза является цель, т.е. желаемый результат деятельности. Учитывая специфику деятельности образовательного учреждения, новые условия функционирования вуза можно выделить экономические, потребительские и социальные цели.

Рис. 1. Модель управления персоналом вуза

1. Экономические цели:

□ повышение рентабельности профессиональных образовательных программ;

□ увеличение чистой прибыли за счет привлечения потребителей образовательных программ.

2. Потребительские цели:

□ повышение лояльности потребителей образовательных услуг;

□ предоставление новых образовательных программ в ответ на происходящие на рынке изменения.

3. Социальные цели:

□ повышение профессиональной компетенции преподавателей в области появления новых бизнес-идей и профессиональных программ;

□ овладение преподавателями новыми методами обучения;

□ наличие современных учебных материалов (кейсов);

□ сохранение и наращивание высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, как стратегического ресурса вуза.

Реализация поставленных целей требует решения следующих задач:

□ обеспечение потребности вуза в кадрах в необходимых объемах и требуемой квалификации;

□ полное и эффективное использование потенциала работника и коллектива образовательного учреждения в целом;

□ обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у персонала привычки к взаимодействию и сотрудничеству;

□ обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения.

Персонал вуза — это основной ресурс, который реализует цели образовательного учреждения. Эффективное управление предполагает реализацию ряда функций — это специализированные, однородные и целевые виды управленческой деятельности.

В современной науке об управлении выделяют четыре основные функции:

1. планирование — процесс подготовки менеджерами решений по обеспечению усилий коллектива для достижения целей организации. Из-за периодического переориентирования целей и постоянного изменения условий внешней среды этот процесс всегда непрерывный;

2. организация — направлена на структурирование всех работ, распределите их по вертикали и горизонтали для достижения целей организации и выполнения намеченных планов и обязательств;

3. мотивация — обеспечивает активизацию труда работающих по выполнению всех видов работ с распределенными функциями, планами и требованиями;

4. контроль — отслеживание того, что запланировано, определение того, что сделано в этой области в определенный период времени; сравнение запланированного с достигнутым.

Применительно к системе управления персоналом принципы представляют собой основные правила, положения, идеи, определяющие направления их построения и функционирования. К принципам управления персоналом вуза относятся:

□ принцип целостности — исходит из положения, что управление является достаточно обособленным целым, предполагает ее деление на относительно неделимые самостоятельные элементы, которые взаимодействуют между собой,

□ принцип целенаправленности — обуславливает наличие и достижение целей,

□ принцип оперативности — своевременность принятия управленческих решений.

□ принцип комплексности — реализует взаимную увязку всех элементов системы управления,

□ принцип систематичности — определяет постоянное и непрерывное выполнение всех работ по управлению,

□ принцип научности — реализует разработку мероприятий на основе достижений науки и техники,

□ принцип экономичности — обеспечивает наиболее эффективную и экономичную организацию управления, что снижает долю затрат на управление,

□ принцип перспективности — обеспечивает перспективу развития вуза.

Методы управления персоналом вуза представляют собой административные, экономические, социально-психологические и организационные способы воздействия.

Структура управления персоналом включает в себя состав подразделений аппарата управления, формы их специализации и взаимодействия, определяющие отношения их со-подчиненности как по вертикали, так и по горизонтали.

Для стабильного функционирования вуза необходимы передовые технические средства, применяемые для сбора, обработки, представления и использования информации кадрами управления, что называется техникой управления.

Для определения эффективности управления персоналом вуза необходимо выработать ряд критериев. В настоящее время в современной науке не разработаны единые критерии эффективности управления персоналом вуза. Большинство теоретиков менеджмента называют следующие:

□ обеспеченность учреждения высококвалифицированным персоналом;

□ средняя заработная плата;

□ соответствие квалификации персонала уровню выполняемой работы;

□ перспективы должностного роста;

□ наличие планов по работе с персоналом;

□ уровень организационной культуры.

Таким образом управление персоналом вуза является сложной системой взаимосвязей между уровнями управления и функциональными областями образовательного учреждения, обеспечивающих оптимальное достижение целей.

1. Герчиков, В.И. Управление персоналом. Работник — самый эффективный ресурс компании / В И. Герчиков. — И.: ИНФРА-М, 2008. — 288 с.

2. Кибанов, А.Я. Управления персоналом / А.Я. Кибанов. — М.: КноРус, 2010. — 208 с.

3. Маслов, Д.В. Управление персоналом предприятия / Д.В. Маслов. — М.: Юрайт-Издат; 2011. — 496 с.

4. Титова, С.В., Хамитов, Ф.М. Стратегия управления персоналом вуза / С.В. Титова, Ф.М. Хамитов // Проблемы экономики. — 2011. — № 3 (43). — С. 48-51.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Общественные науки в целом»

КУРОЧКИН Б.М., ХИСАМОВ Р.С. — 2003 г.

ХИСАМОВ Р.С. — 2015 г.

ХИСАМОВ Р. — 2004 г.

НУРИЕВ И.А., ХИСАМОВ Р.С. — 2009 г.

АХМЕТОВ Н.З., КАНДАУРОВА Г.Ф., КУРОЧКИН Б.М., МАНАПОВ И.З., ХИСАМОВ Р.С. — 2003 г.

Источник: naukarus.com

Related posts