Мульт-фин-просвет

Как дети учат финансовую грамоту, просматривая мультики

В 2018 году популярный анимационный сериал «Смешарики» запустил при поддержке Минфина России серию образовательных мультфильмов для детей «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», а также начал публиковать тематические вкладки о финансах в своём журнале. Знакомые детям герои — Крош, Ёжик, Нюша и другие — вместе со зрителями разбирались, как планировать доходы и расходы, инвестировать, отстаивать свои права как потребителей финансовых услуг. Девять серий набрали более 22 млн просмотров и получили чрезвычайно положительные отзывы. Сериал решили продолжить. В чем секрет такого успеха?

Рассказывать детям о финансах — задача не самая лёгкая. Не сразу удаётся подобрать слова, чтобы объяснить маленькому ребёнку, зачем нужно экономить и почему новые игрушки нельзя покупать каждый день. Исследование НАФИ 2015 года показало, что только треть россиян регулярно обсуждает с детьми вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами. Лишь 16% родителей активно привлекают детей к планированию семейного бюджета — интересуются их мнением, советуются. Авторы исследования сделали вывод о том, что дети в России имеют низкую финансовую грамотность и слабо осведомлены о том, как работает денежная система.

В прошлом году у родителей, не знающих, как подступиться к разговорам с детьми о деньгах, появилось новое «методическое подспорье». Финансовые уроки начал давать один из самых популярных детских мультсериалов в стране — «Смешарики». Девять серий и ряд тематических вкладок в детский журнал были созданы при финансовой поддержке Минфина России после того, как выпускающая «Смешариков» ГК «Рики» прошла отбор в четвёртом конкурсном раунде «Фонда хороших идей». Это конкурс инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей, который проводится в рамках проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Мы на протяжении 15 лет развиваем сериал «Смешарики» в разных направлениях. Помимо развлекательного, создаём и образовательный, научно-популярный контент

На вопрос о том, почему компания решила участвовать в конкурсе, отвечает генеральный продюсер ГК «Рики» Илья Попов:
— Мы на протяжении 15 лет развиваем сериал «Смешарики» в разных направлениях. Помимо развлекательного, создаём и образовательный, научно-популярный контент: у нас вышло больше 80 серий с обсуждением тем по физике, ботанике, биологии, здоровому образу жизни, правам ребёнка и так далее. Чтобы получить поддержку для создания этого контента, принимаем участие в различных программах и грантах. Когда Минфин России объявил конкурс, мы решили, что можем в него органично вписаться: ведь у нас уже есть опыт работы в схожих проектах. Подали заявку, успешно прошли все этапы и в 2017 году начали сотрудничество.

Обучение и развлечение

Обучение через анимационный контент имеет множество преимуществ перед традиционными книгами и учебниками. Для детей просмотр мультиков по умолчанию считается развлечением, экран притягивает их внимание. Задача создателей мультфильма — постараться удержать это внимание как можно дольше. Герои «Смешариков» имеют высокий кредит доверия со стороны зрителей: их в России знают практически все дети и их родители, персонажам доверяют, поэтому из их уст воспринимать новую информацию гораздо проще. Тем не менее создателям мультсериала всё равно пришлось прибегнуть к особым приёмам, чтобы «Азбука финансовой грамотности со Смешариками» получилась максимально увлекательной и доходчивой. Например, в сериал ввели нового персонажа — Мышарика, который до этого появлялся только в специальном выпуске, посвящённом наступлению года Мыши. «Зрителям могло показаться странным или непривычным, если бы постоянные герои сериала начали вдруг активно использовать экономические термины», — объясняет Илья Попов. Поэтому роль проводника в мир информации о деньгах решили доверить именно Мышарику. Что вполне соответствовало его профилю: по профессии Мышарик — коммивояжёр, а значит, больше других имеет отношение к финансовой сфере.

— «Смешарики» с помощью мультфильмов и тематических вкладок в детский журнал в доступной форме помогают сформировать у детей разумное финансовое поведение, а также ответственно относиться к личным финансам в будущем, — комментирует куратор подпроекта Анна Цой, координатор по информационно-просветительской кампании «Фонда хороших идей». — В некоторых сериях родителям всё же придётся дополнительно раскрыть детям значение сложных терминов — таких как «автокредит» или «ипотека». Но сидеть рядом и комментировать всё, что происходит на экране, от них не требуется. Возможно, вопросы со стороны детей, в свою очередь, подстегнут родителей к тому, чтобы регулярно обсуждать с ними финансовые темы.

В качестве консультанта к работе над сценариями серий ГК «Рики» привлекла Леонида Азимова — эксперта, который разрабатывал вопросы обучения экономике в школе и преподавал в Экономико-математической школе при экономическом факультете МГУ. «Он органично вписывал сложную терминологию в «смешариковские» темы, а наши сценаристы добавляли в них креатив и юмор», — рассказывает Илья Попов. Такая синергия помогла рассказать о финансовом мире максимально просто и без искажения информации.

«Азбука финансовой грамотности со Смешариками» в цифрах и фактах

Творческий подход

В качестве методической основы сценаристы взяли предложенную Минфином России систему базовых компетенций в области финансовой грамотности для учащихся школьного возраста. В ней обозначены основные темы, необходимые для освещения в разных возрастных категориях. К ним относятся доходы и расходы, финансовое планирование и бюджет, личные сбережения, кредитование, инвестирование, страхование, риски и финансовая безопасность, защита прав потребителей, общие знания об экономической системе и азы финансовой арифметики. Для каждой из этих тем в документе даётся набор знаний, компетенций и личных установок, которыми должны обладать дети.

Как этот документ был творчески осмыслен в сериале? Вот пример. Для овладения темой «Инвестирование», согласно рамкам компетенций, на базовом уровне от ребёнка требуется:

  • понимать, что такое инвестирование и чем оно отличается от сбережения и кредитования;
  • знать основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск;
  • уметь сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов;
  • осознавать, что деньги должны работать.

В «Азбуке финансовой грамотности» тема инвестирования обыгрывается в двух эпизодах — «Райский остров» и «Благородное дело».

В первом из них Крош, Ёжик и Нюша приходят в себя после кораблекрушения. Они оказались на необитаемом острове, где нет почти ничего, кроме трёх кокосовых орехов. Нюша, недолго думая, вскрывает свой орех и усаживается ждать спасателей. Предусмотрительный Ёжик думает наперёд и сажает свой орех в землю: а вдруг спасатели приплывут не скоро? Крош следует его примеру. На месте орехов прорастают большие пальмы. Но Крош, понадеявшись на авось, не следит за своей пальмой — и та сгорает на палящем тропическом солнце. Зато Ёжик для своей пальмы построил тент, спасший её от жары, и на ней выросло множество кокосовых орехов. Прибывшие спасать друзей Пин и Мышарик объясняют, что в экономике это называется «инвестирование» — когда вкладываешь деньги в какое-то дело, а потом получаешь доход гораздо больше того, что вложил. «А можно и не получить, — добавляет Пин. — Это кому как повезёт. Рискованное дело!»

Возможно, вопросы со стороны детей, в свою очередь, подстегнут родителей к тому, чтобы регулярно обсуждать с ними финансовые темы

Мысль о риске получает продолжение в эпизоде «Благородное дело». Мышарик рассказывает Крошу и Ёжику, как правильно приумножить свои деньги. «Деньги растут в делах, — говорит он. — Допустим, Копатыч строит мельницу, а вы вкладываете свои деньги в строительство. Мельница начинает приносить доход, и вы получаете прибыль — вот ваши деньги и выросли». Ёжику идея нравится, и он и в самом деле предлагает Копатычу партнёрство в мукомольном «стартапе». А нетерпеливый Крош хочет быстро получить высокие барыши. В расчёте на суперприбыль он вкладывает свои монетки в спутник, который собирается запустить на орбиту Пин. Через некоторое время Копатыч приносит Ёжику его дивиденды — солидный мешочек с монетками. А Пин приходит с обломками спутника: запуск не стал успешным… «Так бывает, — комментирует Мышарик (который, кстати, всю серию увлечённо читает известный роман Теодора Драйзера «Финансист»): кто рискует, не всегда выигрывает!» Таким образом, в двух сериях удалось раскрыть как минимум три требования к пониманию темы: зрителей учат понимать смысл инвестирования, осознавать риски, с ним связанные, и подводят к мысли о том, что деньги должны работать.

Рождение мультфильма

Создание 2D-анимации — дело долгое и кропотливое: производство трёхминутного эпизода занимает несколько месяцев. А если к согласованиям подключается ещё одна сторона, процесс рискует затянуться. Однако «Смешарикам» и «Фонду хороших идей» удалось наладить весьма плодотворное сотрудничество. Илья Попов отмечает, что все нюансы творческого и производственного процесса решались очень легко.

В общих чертах механика создания серии выглядит так. Вначале отбираются и утверждаются Минфином России темы. Затем на основе согласованных тем разрабатываются синопсисы серий — два–три варианта краткого сценария, которые раскрывают каждую из тем. Из них отбирается тот, где наиболее интересно и понятно для детей закладываются практические принципы грамотного финансового поведения. «Возьмём тему инвестирования, — приводит пример Анна Цой. — Вариант первого синопсиса: Нюша не решается затеять необходимый, но затратный и хлопотный ремонт у себя дома. Она завидует Совунье — ведь та живёт в дереве, которое выросло само собой. Но Сова объясняет ей, что сама вырастила дерево из жёлудя, потратив кучу средств и сил на его возделывание. Нюша понимает, что для блага в будущем нужно отказаться от чего-то в настоящем — и берётся за ремонт. Вариант второй. Три героя попадают на необитаемый остров, находят три кокосовых ореха и по-разному ими распоряжаются. Кто-то немедленно съедает, кто-то сажает и получает «доход». В данном случае мы выберем второй сценарий. Он лучше подходит для целевой аудитории, и его легче понять ребёнку». После отбора синопсиса создается аниматик — предверсия серии, отрисованный от руки набросок, очень просто озвученный. Все правки вносятся именно на этапе аниматика, ведь править готовую серию сложно технически и дорого: нужно заново рисовать героев, фоны, делать озвучание. Эксперты должны «выловить» не только финансовые ошибки, но и любые возможные ляпы. После того, как все правки внесены, готовится финальная серия.

Чему учат «Смешарики»: 5 советов от героев мультфильма, к которым стоит прислушаться и взрослым

1. Читай мелкий шрифт в договоре кредитования, иначе рискуешь нарваться на неприятности (серия «Золушка»).

2. Совершая покупки в магазине, лучше придерживаться заранее составленного списка. А то можно импульсивно купить ненужную вещь за немалые деньги (серия «Золотые яблоки»).

3. У потребителя есть не только обязанности, но и права, которые необходимо отстаивать. Если тебе продали некачественный товар, можно обратиться в суд (серия «Кактус в мешке»).

4. Накопить на мечту реально — но для этого нужно составить финансовый план, шаг за шагом его выполнять и не забывать о своей цели (серия «Есть ли у вас план?»).

5. Финансовая стабильность строится на личных сбережениях: чтобы не оказаться в трудной ситуации, необходимо иметь денежную «подушку безопасности» (серия «Чёрный день»).

На сайте «Смешариков» и на странице сериала в YouTube, где размещены все эпизоды, детям предлагают после просмотра серии выполнить «домашнее задание». Оно размещено в тематических вкладках к детскому журналу, которые выходили с января по июль 2018 года. Вкладки (всего их вышло шесть, плюс 28-полосный спецвыпуск журнала) развивают и продолжают темы, затронутые в эпизодах. Каждая вкладка занимает четыре страницы и расположена в центре, на скрепке номера; по задумке, их можно выдернуть и получить небольшую книжицу о финансах. При разработке активно использовалась концепция edutainment (от английских слов
«обучение» и «развлечение») — применение игровых техник в образовании. В одном из заданий, например, нужно соотнести различные житейские ситуации (завели собаку, продали часть урожая яблок, сломалась машина) с категориями доходов и расходов. В другом предлагается изготовить вместе с Крошем импровизированную копилку — «банк» — и с её помощью накопить на самокат. «Нашей задачей было показать, как дети могут применить финансовую грамотность на практике, внедрить её в свою жизнь», — поясняет Илья Попов.

Мультики на миллион

Проект «Азбука финансовой грамотности» активно освещался в социальных сетях, на сайте и на YouTube-канале «Смешариков». За год существования девять серий собрали более 22 млн просмотров. Совокупный тираж журналов с тематическими вкладками составил 266 тыс. экземпляров. Помимо этого, проводились различные творческие конкурсы, в которых дети с удовольствием принимали участие. Например, для одного из них нужно было нарисовать в стилистике «Смешариков» нового персонажа, который помогает решить финансовые вопросы. «Мы получили много положительных отзывов как от детей, так и от их родителей, — рассказывает Илья Попов. — Больше того, мы знаем, что некоторые учителя показывают на своих уроках серии о финансовой грамотности со Смешариками. Это важный для нас отклик от системы образования».

Успех проекта подтолкнул ГК «Рики» и «Фонд хороших идей» к продолжению сериала. В настоящий момент выходит новый сезон «Азбуки финансовой грамотности», который состоит из 11 эпизодов. Новые серии появляются каждый месяц, а последняя выйдет в сентябре. Помимо этого, с 2019 года началась подготовка ещё двух проектов, также участвовавших в конкурсном отборе. Для подростковой аудитории будет создано семь анимационных серий «Пинкод. Азбука финансовых технологий» — о криптовалюте, облигациях федерального займа, покупках в интернете, безопасности электронных платежей и защите от финансовых махинаций. А для дошкольников и школьников младшего возраста на стадии разработки находится компьютерная игра «Смешарики в мире финансов». Играя в онлайне, ребёнок сможет создать своего персонажа и самостоятельно принимать решения относительно его доходов и расходов, вопросов страхования, кредитования, создания собственного бизнеса. Реализация игры запланирована в начале 2020 года.

— Я убеждён, что основам финансовой грамотности нужно учить с детства, — говорит Илья Попов. — Эти знания помогают понять, как устроен мир. Сегодня мы наблюдаем тенденцию очень быстрого взросления детей; доступ к информации неограничен. Как работают деньги, каковы их основные функции, как ими управлять — всё это необходимо объяснять в раннем возрасте, чтобы формировать правильное восприятие. Такие знания сделают подрастающее поколение сильнее в решении экономических вопросов.

Деньги в российских мультфильмах

«Трое из Простоквашино», «Союзмультфильм», 1978

Кот Матроскин — настоящий кладезь финансовой грамотности. Именно ему принадлежит знаменитая фраза «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное». Он — крепкий хозяйственник и любитель рационально распоряжаться деньгами. Когда Дядя Фёдор решает выписывать журнал «Мурзилка», а Шарик — про фотоохоту, Матроскин предпочитает отказаться от пустых трат и экономить, чтобы накопить на корову. Не удивительно, что в вышедшем в 2019 году продолжении простоквашинской истории именно кот Матроскин добился финансового успеха: он стал предпринимателем и начал торговать молоком.

«Приключения Буратино», «Союзмультфильм», 1959

Свой главный финансовый урок Буратино усвоил после знакомства с лисой Алисой и котом Базилио. Он попался на классическое мошенничество: вложил все свои сбережения в некое «волшебное поле» в Стране Дураков. Буратино закопал в землю монетку, сверху посыпал солью, полил и пошёл спать в надежде, что утром найдёт деревце, на котором вместо листьев будут висеть золотые монеты. Причём интуиция мальчика из полена не подвела: сначала он отнёсся к гарантиям высокой доходности с подозрением и обвинил лису во лжи, но потом всё же ей поверил — и остался обворованным.

«Алёша Попович и Тугарин Змей», «Мельница», 2004

Богатырь Алёша Попович пришёл к киевскому князю за золотом — тот принял его на сохранение у бабушки Любавы и наставника Тихона. Правда, вместо горы золота, которую отдали «банкиру» нерадивые вкладчики, князь возвращает лишь маленькую золотую монетку на подносе. Остальное «съела» комиссия: хитрый князь взял свою долю за хранение. Алёша Попович возмущается таким положением дел и грозит освободить пойманного Тугарина — и весь «вклад» возвращается к нему. Показательная иллюстрация на тему того, что нужно внимательно знакомиться с комиссиями и скрытыми платежами, когда приобретаешь финансовые продукты.

Источник: www.finpronews.ru

Related posts