Многоуровневая система сестринского образования.

Качественные преобразования в сестринской практике, планируемые с конца 80-х годов в России, должны были опираться на квалифицированные сестринские кадры, обладающие профессиональной компетентностью в области не только ухода за больными, но и эффективной управленческой деятельности, рационального использования ресурсов и четкой организации работы персонала. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сестринское дело в России по уровню и темпам своего развития значительно уступало таковому в большинстве стран Европы. Эксперты отмечали явное несоответствие между уровнем развития отечественной науки, медицинских технологий и характером сестринской практики. К началу 90-х годов продолжительность подготовки медсестер в России и других республиках бывшего Союза была самой короткой в Европейском регионе, уровень и содержание профессионального образования не соответствовали международным требованиям и стандартам. Становилось все более очевидным, что изменение сестринской практики невозможно без реформирования сестринского образования, системы управления сестринскими кадрами и развития прикладных научных исследований в области сестринского дела.

К началу 90-х годов высшее сестринское образование существовало в большинстве стран Европы и других регионов мира. Его позитивное влияние на развитие сестринской практики отмечалось многими авторитетными международными организациями, в том числе ВОЗ, Международной организацией труда (МОТ) и Международным советом медсестер.

Обсуждению проблем высшего образования для медсестер в Европейском регионе был посвящен симпозиум, организованный ВОЗ в Гааге в 1972 г. В его документах даны подробное обоснование и перечень преимуществ обучения медсестер на университетском уровне. На необходимость создания программ высшего сестринского образования (ВСО), ориентированных преимущественно на подготовку педагогических, управленческих и исследовательских кадров, указывалось также в рекомендациях Конвенции МОТ «О сестринском персонале» (1977), ратифицированной многими странами мира.

Несмотря на то, что Конвенция была ратифицирована в 1979 г. и нашей страной и решение об организации высшего сестринского образования было одобрено Всесоюзным совещанием специалистов со средним медобразованием (Тула, 1989) и поддержано Минздравом, фактическая реализация намеченных планов по объективным причинам задерживалась. Они начали претворяться в жизнь лишь спустя несколько лет благодаря огромным усилиям и работе, проведенной Московской медицинской академией им. И.М. Сеченова и энтузиастами сестринского дела.

Главной целью реформы образования является подготовка совершенно нового поколения специалистов, хорошо знающих свое дело, ориентированных на достижение высоких результатов в охране здоровья населения, воспитанных в духе лучших традиций и достижений отечественной и мировой культуры, способных работать в условиях рыночной экономики и обновленного демократического общества.

В соответствии с приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 28.06.91 № 313 специальность «Сестринское дело» вошла в перечень специальностей высших учебных заведений и закреплена за учебно-методическим объединением (УMO) по медицинскому образованию. Уже после распада бывшего Союза специальность 040600 «Сестринское дело» была определена Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в качестве одного из 4 направлений высшего образования в области здравоохранения России (приказ № 459 от 20.07.92). Перед вузами, приступившими к обучению специалистов нового профиля, была поставлена стратегическая цель — подготовить квалифицированные педагогические и управленческие сестринские кадры, способные на высоком профессиональном уровне решать задачи развития отрасли на основе принципов научного управления, рационального использования ресурсов, технологического совершенствования, реализации и развития кадрового потенциала.

Перед системой профессионального образования стоит задача обеспечить дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка услуг. Важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи населению является развитие государственной системы многоуровневой подготовки сестринских кадров, что подразумевает подготовку квалифицированных сестринских кадров, обладающих компетентностью не только в области профессионального ухода за больными, но и вопросах эффективной управленческой деятельности. Система подготовки медицинских сестер, окончательно сформировавшаяся к 1996 г., включает четыре профессионально-образовательных уровня:

Читайте также:

  1. ERP система
  2. GPSS World – общецелевая система имитационного моделирования
  3. I.2.3) Система римского права.
  4. II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  5. II.5.1) Понятие и система магистратур.
  6. IV. УМСТВЕННЫЙ ТРУД КАК СИСТЕМА
  7. SCADA-система
  8. VI. Половая система
  9. А. Общество как динамическая равновесная система четырех динамических равновесных систем
  10. Абсолютный идеотизм и философская система Гегеля.
· базовый (основной) уровень подготовки – медицинское училище; · повышенный (углубленный) уровень подготовки — колледж; · высшее сестринское образование — ВУЗ; 3 уровня додипломной подготовки
  • послевузовское образование (интернатура, ординатура и аспирантура).

Переход на многоуровневую подготовку специалистов среднего звена позволяет им реализовать свои потребности в получении как теоретических, так и практических знаний по своей специальности. Каждому уровню соответствует обязательный минимум содержания и продолжительности подготовки по специальности. На первом (базовом) уровне в течение 2 лет и 10 месяцев готовят специалистов со средним медицинским образованием, в основном медицинских сестер широкого профиля и сестер милосердия. Второй уровень (повышенный) со сроком обучения 10 месяцев на базе среднего медицинского образования предусмотрен в основном для руководителей структурных подразделений лечебно-профилактических учреждений. Здесь готовят специалистов с углубленными знаниями в вопросах организации управления здравоохранением, экономики, менеджмента.

Особое место в условиях реформы здравоохранения и повышения престижа сестринской специальности как в отрасли, так и в обществе в целом занимает высшее сестринское образование. В системе многоуровневой подготовки ему соответствует 3-й уровень профессионально-образовательных программ по специальности «Сестринское дело» (рис.6).

3-й уровень (ВУЗ) Высшее профессиональное образование
2-й уровень (колледж) Среднее профессиональное образование
1-й уровень (медицинское училище)

Рис. 6 Уровни профессионально-образовательных программ по специальности «Сестринское дело» в России

Особенностью высшего сестринского образования является то, что обучение базируется на среднем медицинском образовании соответствующего профиля с учетом достигнутого уровня профессиональных знаний и умений по специальности. Иными словами, студентами факультета высшего сестринского образования вуза могут стать лица, окончившие медицинские училища или колледжи и получившие квалификацию медсестры, акушерки или фельдшера. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности при очной форме обучения составляет 4 года. Целью высшего профессионального образования для медсестер является подготовка специалистов к педагогической и управленческой деятельности в области сестринского дела. Выпускникам, успешно освоившим профессионально-образовательную программу этого уровня, присваивается квалификация менеджера по специальности 040600 «Сестринское дело». Высшее сестринское образование направлено на подготовку высококвалифицированных управленческих кадров — руководителей сестринских служб, способных решать профессиональные задачи на основе современных научных принципов управления и организации медицинской помощи.

Каждому уровню подготовки специалистов соответствует свой Государственный образовательный стандарт (требования к минимуму содержания подготовки по специальности). В 1994 г. Минздрав одобрил и ввел в действие 1-й ГОСТ высшего профессионального образования по специальности 040600 «Сестринское дело», разработанный Московской медицинской академией при методическом руководстве УМО по медицинскому образованию. ГОСТ 2-го поколения введен в 2000 г., он рассчитан примерно на 5 лет до 2005 г., в настоящее время ведется работа над созданием стандарта 3-го поколения.

В соответствии с ГОСТом содержание подготовки выпускника-менеджера состоит из 4 блоков учебных дисциплин: 1) общие гуманитарные и социально-экономические; 2) естественнонаучные и медико-биологические; 3) профессиональные (клинические); и 4) дисциплины по специальности (цикл административно-управленческих и психолого-педагогических дисциплин). Дисциплины определяют основные направления подготовки выпускников: преподавателей медицинских образовательных учреждений и руководителей сестринских служб всех уровней.

Решением Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 апреля 1999 года «О состоянии и перспективах развития сестринского дела в Российской Федерации», отмечена необходимость развития и совершенствования среднего, повышенного уровня и высшего медицинского образования по специальности «сестринское дело», разработки и внедрения Государственных образовательных стандартов по всем профилям и уровням квалификации, Государственных стандартов практической деятельности сестринского персонала, проведения комплексных научных исследований в сестринском деле. В соответствии с решениями Минздрава РФ принимаются меры по совершенствованию качества профессиональной подготовки специалистов сестринского дела, внесены изменения в содержание преподавания с переориентацией на медико-санитарную и медико-социальную профилактику, обучение новым технологиям сестринской практики, повышение ответственности и этических норм деятельности сестринского персонала.

В подавляющем большинстве случаев старшими и главными медицинскими сестрами лечебно-профилактических учреждений работают специалисты, проявившие определенные организаторские способности, но не обладающие необходимыми умениями в области менеджмента, психологии, педагогики, экономики, права и др. Эти специалисты нуждаются в дополнительной подготовке в медицинских образовательных учреждениях по специальности «Сестринское дело». Зарубежный опыт организации сестринского дела показывает, что деятельность сестринского персонала меняется, и на смену традиционной практике медсестер в больницах приходят новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья. Необходимым знаниям в данной области здравоохранения обучают на факультетах высшего сестринского образования.

Следует отметить, что в последние годы резко повысилась заинтересованность работающих медсестер со стажем в обучении на факультетах ВСО. По просьбе регионов в 1993 г. Минздравом России была введена подготовка специалистов по вечерней (заочно-очной) форме. Однако и эта мера не позволила удовлетворить потребность в обучении у большинства работающих медсестер из-за их большой удаленности от места учебы. В связи с этим в 1996 г. в соответствии с решением, совместно принятым Минздравом и Минобразования, факультеты высшего сестринского образования открыли прием на заочные отделения для работающих медсестер с большой мотивацией к обучению. В настоящее время именно заочная форма обучения является самой распространенной и востребованной, на ее долю приходится свыше 70% всех студентов факультетов ВСО.

Более 30 факультетов образовательных учреждений высшего медицинского образования страны осуществляют подготовку менеджеров – руководителей сестринского персонала, однако, в настоящее время, не смотря на объективную необходимость их деятельности, сохраняется проблема трудоустройства специалистов этого звена. Одним из важных шагов в решении данного вопроса стало утверждение специальности 040600 – «Сестринское дело» и 040601 «Управление сестринской деятельностью» Приказом Минздрава РФ №209 от 25.06.2002 о внесении дополнения в приказ Минздрава России от 27.08.99 № 337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ»; а также, Приказ №267 от 16.08.2002 о соответствии специальности «Управление сестринской деятельностью» должностям специалистов с высшим сестринским образованием. Сделаны первые шаги в совершенствовании управления сестринскими службами. Ведена новая номенклатурная единица – главный специалист по сестринскому делу органа управления здравоохранения субъектов Федерации. Определена номенклатура должностей, соответствующих новой специальности, в том числе руководители(хосписа, дома сестринского ухода), заместители руководителя (по работе с сестринским персоналом), главные медсестры, главные акушерки и другие должности, замещаемые в порядке, определяемом Минздравом России (например, руководители структурных подразделений, а также такая единица как сестра-преподаватель). Приказ Минздрава России от 13.09.02. № 288 «О специалисте по управлению сестринским делом» четко регламентирует характер деятельности этих специалистов.

Ориентировочная потребность учреждений здравоохранения в специалистах по управлению сестринским делом составляет около 40 тыс. человек. Минздрав рассчитывает на то, что в будущем должности главных медсестер будут занимать только специалисты с высшим образованием, а в штате крупных лечебно-профилактических учреждений будет одновременно несколько должностей профессиональных управленцев сестринским персоналом. Очень важно, чтобы медицинские сестры нового поколения нашли свое место в российской системе здравоохранения и были поддержаны своими коллегами — медсестрами с большим практическим опытом, но учившимися по старым программам.

Выпускники-менеджеры сестринского дела сегодня работают не только в учреждениях здравоохранения, они все чаще занимают должности руководителей более высокого уровня, в том числе специалистов по сестринскому делу органов управления здравоохранением. Профессиональная управленческая подготовка делает выпускников факультетов ВСО успешными лидерами профессиональных ассоциаций, открывает новые перспективы и возможности для их профессиональной и деловой карьеры.

С каждым годом увеличивается число выпускников-менеджеров, желающих продолжить образование в рамках послевузовских профессионально-образовательных программ. Перечень таких программ сейчас ограничен организационно-управленческим характером деятельности выпускников факультетов ВСО. Кроме того, современное развитие медицинской науки и техники, внедрение новых методов диагностики и лечения пациентов требуют от среднего медперсонала высокого качества профессиональной подготовки и постоянного повышения квалификации.

Существенным фактором, способствующим дальнейшему продвижению реформы, должен стать пересмотр подходов к организации и осуществлению последипломного образования медицинских сестер и специалистов прикладных профессий в здравоохранении. Причем необходимо, чтобы эти изменения касались как структуры, так и содержания образовательных программ, а также форм и методов предоставления информации.

Минздраву России, одному из немногих ведомств, удалось не только сохранить систему повышения квалификации, но и дать определенный импульс для ее развития. В связи с выходом приказа Минздрава России от 19.08.97 № 249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» был пересмотрен перечень направлений дополнительного профессионального образования. Новый перечень был утвержден приказом Минздрава России от 05.06.98 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

Таким образом, система дополнительного профессионального образования занимает особое место в условиях реформирования системы здравоохранения.

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 153 ; Нарушение авторских прав

Источник: lektsii.com

Related posts