В процессе формирования системы управления персоналом предприятий уже достаточно значительный период времени исследователи уделяют внимание мотивационному механизму.
Разработка мотивационного механизма управления персоналом требует решения ряда задач [41. c. 201]:
— во-первых, необходимо выявить факторы, определяющие структуру мотивационного механизма;
— во-вторых, конкретизировать их сущность в условиях определенной социальной среды;
— в-третьих, определить возможность их самопроизвольного или намеренного изменения в соответствии с целями развития производственной системы;
— в-четвертых, на основе сочетания этих факторов выбрать соответствующий комплекс инструментов воздействия на трудовое поведение персонала; в-пятых, выработать принципы функционирования данного комплекса».
Деятельность человека вы определенный момент можно обосновать одновременно несколькими мотивами, поскольку человек включен в систему разнообразных отношений с миром, обществом, окружающими людьми, и в конце концов, с самим собой. Эта группа мотивов называется мотивационным ядром (комплексом), который имеет свою структуру, различающуюся в зависимости от конкретной трудовой ситуации [33, с. 77].
В настоящее время в условиях отечественной экономики определяющие влияние на мотивационный комплекс индивида и социальных групп оказывает чувство страха потери работы. Безработица уже не является некоей абстракцией, она конкретизировалась, вошла в общественное создание. Наблюдается и противоположный процесс — стремление найти работу с более достойным вознаграждением.
Другим фактором, определяющим структуру мотивационного механизма управления персоналом, носящего объективный характер, являются стимулы, под воздействием которых интересы человека удовлетворить имеющиеся у него потребности обретают качества мотивов, то есть побудителей к конкретным действиям, поведению.
Очевидно, что мотивация оказывает большое влияние на выполнение человеком своей работы. Однако между мотивацией и конечным результатом деятельности нет однозначной зависимости, так как на конечный результат труда оказывают влияние множество других факторов, таких, как квалификация и способности работника, а также правильное понимание им выполняемой задачи. Эти факторы можно отнести к группе организационных, призванных создать необходимую формализованную базу управленческого взаимодействия, задавая рамочные условия деятельности персонала [15, с. 130].
Таким образом, истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать максимум усилий, чрезвычайно сложны, их нельзя свести только к простому материальному вознаграждению, только к созданию социальных возможностей или только к психологическому воздействию на человека. Только комплекс воздействий может привести к ожидаемому результату.
Следовательно, мотивационный механизм управления поведением сотрудников должен базироваться на следующих факторах:
— системе формальных процедур и правил выполнения функций и работ, предназначенных для достижения целей фирмы — организационная составляющая;
— представлениях менеджмента о реальных интересах, мотивах, потребностях людей, работающих в фирме, способах их удовлетворения, значимых ценностях и нормах поведения — личностная составляющая, рис. 1.5.
Мотивационный механизм управления персоналом призван создать условия достижения целей фирмы, формируя и закрепляя с помощью сочетания разнообразных методов воздействия необходимое для организации поведение сотрудников. «Выбор конкретных мер и средств управления персоналом обусловлен оценкой силы их мотивационного воздействия на поведение сотрудников и предполагает гибкое сочетание организационных, экономических и социально-психологических методов управления» [37, с. 89].
Функция мотивации включает два аспекта:
Соотношение между этими аспектами в разных организациях различно. В зависимости от их сочетания выделяют четыре типа организационного климата: пассивно-личностный; активно-личностный; пассивно-безличностный; активно-личностный.
Более наглядно они представлены на рисунке 1.5.
Рисунок 1.5 — Типы организационного климата в зависимости вида мотивационного управления [47, с. 263]
Для организации наиболее предпочтительным является активно-личностный климат. Такой климат существует в некоторых крупных компаниях, использующих японскую философию менеджмента, а также в малом бизнесе.
Таким образом, мотивационный механизм является одним из компонентов механизма заинтересованности в достижении максимальных экономических и социальных результатов предпринимательской деятельности. Он включает в себя различные формы, виды, методы организации мотивационных отношений.
Итак, поведем итог. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Мотивация труда является важным фактором результативности работы и составляет основу трудового потенциала работника. Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен вследствие воздействия различных факторов на этот процесс. К таковым факторам можно отнести: неочевидность мотивов, изменчивость мотивационного процесса, различие мотивационных структур отдельных людей. Выделяют содержательные и процессуальные теории мотивации. Первые основываются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Вторые — анализируют то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
Мотивационный механизм является одним из компонентов механизма заинтересованности в достижении максимальных экономических и социальных результатов предпринимательской деятельности. Он включает в себя различные формы, виды, методы организации мотивационных отношений, образующие конструкцию механизма мотивации, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента. При его формировании необходимо придерживаться ряда системных принципов.
Источник: studbooks.net