Менеджер по корпоративным коммуникациям — работа не для пассивных

Автор: Виктория Трубецкая | Источник: TCF

В наш век постоянного общения не случайно среди наиболее перспективных профессий называют менеджера по корпоративным коммуникациям (Corporate Communications Manager). Сегодня иностранные и многие отечественные компании придают большое значение созданию своего внешнего имиджа, а также налаживанию тесных «дружественных» связей с собственными сотрудниками. Спрос на специалистов в области коммуникаций постоянно растет, а вот профессиональным кадрам взяться неоткуда — ну не готовили наши институты раньше таких специалистов, да и сейчас выбор вузов небогат. Кстати, отличными профессионалами в этой сфере становятся не только бывшие журналисты или рекламисты, но и люди с техническим образованием и аналитическим складом ума. О своей профессии рассказывает Елена Васильева, менеджер по корпоративным коммуникациям Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko.

CF: Что обычно входит в должностные обязанности менеджера по корпоративным коммуникациям?

Е. В.: В разных компаниях в обязанности менеджера по коммуникациям входят самые различные функции. Часто под этой должностью ошибочно понимают менеджера по маркетингу, рекламе или PR−менеджера. Также одним из наиболее частых заблуждений является интерпретация этой позиции как менеджера исключительно по внутренним коммуникациям компании или внутреннему PR.

В идеале в обязанности менеджера по корпоративным коммуникациям должно входить осуществление целого ряда коммуникаций и развитие специфических направлений: рекламы, как внутреннего, так и внешнего PR, программ лояльности для клиентов и т. п. Причем такой менеджер должен прежде всего отвечать за интеграцию этих направлений, за их единую и логическую направленность, тогда как физическую реализацию осуществляют соответствующие специалисты. Таким образом, часто бывает, что в подчинении у менеджера по корпоративным коммуникациям есть специалисты как по внешним коммуникациям (например PR−менеджер), так и по внутренним (например, специалист по внутреннему PR). В этом случае для менеджера важно обладать навыками управления персоналом, планирования, организации процессов, финансового планирования маркетинговых программ.

CF: Какое образование необходимо профессионалу в области корпоративных коммуникаций?

Е. В.: На мой взгляд, оптимальным для такого специалиста является два образования: профильное (в маркетинге, рекламе или PR) и второе высшее образование или МBA.

Последнее полезно для менеджеров, которые планируют активно строить свою карьеру и постепенно перейти от коммуникаций, например, в сферу развития бизнеса, консалтинга и т. п. Довольно часто менеджеры по корпоративным коммуникациям переходят на более высокую позицию директора по маркетингу; если это FMCG−компании, то такие специалисты могут горизонтально ротироваться, занимая позиции в параллельных отделах.

Например, мой приход на позицию Corporate Communications был вполне логичен: до этого я прошла путь в сфере PR — начиная от специалиста и заканчивая главой отдела по связям с общественностью в крупном российском холдинге. Первое образование я получила в МГУ им. М. В. Ломоносова, где специализировалась в PR, в настоящее время завершаю второе образование и специализируюсь в сфере экономики и управления предприятием также в МГУ. В ближайшие 3−4 года планирую пройти курс MBA в одном из зарубежных вузов. Конечно, такое интенсивное самообразование должно идти параллельно карьерному росту и оправдывать немалые финансовые и временные затраты.

CF: Можно ли будущему специалисту не иметь специальных знаний, а набираться опыта в процессе работы?

Е. В.: Маркетинг и все его составляющие активно развиваются и требуют от специалистов все больше и больше как практической, так и теоретической подготовки. Несмотря на то, что у нас пока часто теория отстает от практики, на мой взгляд, профильное образование для специалиста очень важно. Я часто сталкивалась с тем, что специалисты без профильного образования используют некий достаточно ограниченный набор инструментов и подходов в маркетинге, и причиной тому является отсутствие теоретического опыта в сфере коммуникаций. Такие специалисты принимают, как правило, те решения, которым их научили коллеги.

Очень важным для специалистов этой профессии также является опыт работы в зарубежной компании с большим количеством представительств в разных странах. Так, в Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko я часто взаимодействую со своими коллегами из 55 стран. В течение буквально нескольких часов я могу получить 55 оригинальных решений или рекомендаций, на основе которых создаю собственное решение с учетом особенностей отечественного рынка.

Это могут быть любые задачи: от небольших, таких как идея новогодней открытки или креативной брошюры, до концепций проведения мероприятий, создания обширных презентаций с кейсами из разных стран, примеров необычного оформления отчетов для клиентов.

Впрочем, не думаю, что профессионализм менеджера как−то связан с тем, в российской или западной компании он работает — хороший менеджер по коммуникациям может и многому научить своих иностранных коллег.

CF: Каким набором личных качеств надо обладать, чтобы стать профессионалом в данной области?

Е. В.: Менеджер по корпоративным коммуникациям — одна из немногих профессий, которая требует и творческих, и рациональных качеств. Креативность — очевидное требование к подобным специалистам, поскольку маркетинг всегда нуждается если не в оригинальности, то в индивидуальности решений. Требования к рациональности, логичности обусловлены прежде всего должностными обязанностями менеджера.

Интересно, что молодым менеджерам по корпоративным коммуникациям совершенно не мешает их молодость. Конечно, некоторый опыт должен быть, но решающее значение эффективности менеджера зависит от его собственного стиля работы.

CF: На что специалист по коммуникациям должен обратить внимание в своей работе?

Е. В.: Очень важно для менеджера по корпоративным коммуникациям установить взаимопонимание с другими департаментами компании, напрямую работающими с клиентами. Менеджер должен четко представлять развитие департаментов, их цели, задачи, имидж в глазах клиентов, их слабые и сильные стороны.

Особенно необходимо правильно объяснить коллегам смысл работы самого менеджера по корпоративным коммуникациям: успешность его работы во многом зависит от быстроты и качества предоставления информации коллегами, которые должны четко представлять, на что они тратят свое время — время, которое они могли бы посвятить непосредственному развитию отношений с клиентами.

CF: За что вы цените свою профессию?

Е. В.: Особенность этой специальности в том, что ее результат зависит в первую очередь от самого менеджера. Она позволяет как бы постоянно обгонять самого себя: всегда можно придумать и реализовать еще более эффективное коммуникативное действие и добиться большего. Такая работа не подходит для людей пассивного склада, которые привыкли получать четко поставленные задачи. Наверно, именно это позволяет мне получать удовольствие от работы практически каждый день.

Источник: hr-portal.ru

Related posts